Одним из столпов ислама является выплата закята. В одном из хадисов говорится: «Каждый человек будет находиться в сени своих пожертвований, пока не закончится суд над людьми» (хадис передали Ибн Хиббан и аль-Хаким). Не зря закят идет сразу после обязательного пятикратного намаза.
«Не уменьшится имущество дающего милостыню». Милостыня существует двух видов: обязательная (закят) и желательная (саадака).
- Если говорить об истории выплаты закята у татар, то это сделать довольно сложно, поскольку закят всегда давали, молча давали, – вспоминает Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского института. – Однако когда мы говорим о современном российском мусульманском сообществе, есть, чему радоваться – институционализация исламского возрождения идет, достигнуты определенные результаты. Когда мы говорим об экономической составляющей этого процесса, то видим, что проблемы находятся в зачаточном состоянии, они не решены. Это, безусловно, касается и закята. Неприлично мало набирается средств. Это все говорит о том, что сегодня у нас общество не созрело, чтобы выполнить свои самые элементарные обязательства перед собратьями по вере, перед мусульманским сообществом.
Если углубиться в историю благотворительности татар, вакуфных имуществ, то можно заметить, что, начиная с XVIII века, эти процессы шли довольно тяжело.
- Когда в 1788 году разрешили строительство мечетей, то перед татарским обществом встал довольно острый вопрос – на какие средства строить эти мечети, каким образом их содержать. Здесь стоит отдать должное татарской буржуазии, которая активно включилась в эту работу. К примеру, в Казани до революции появляются 17 махалля, которые, включая медресе, мечети и духовенство, существовали только на средства татарских меценатов, которые содержали эти институты.
Естественно, нельзя сказать, что все шло очень благополучно. Говорить, что татарская буржуазия занималась лишь меценатством, нельзя. Были и свои интересы: буржуазия пыталась использовать свою махалля как инструмент влияния на общество в целом, как возможность усилить свою позицию в мусульманском сообществе.
- Несмотря на сложность и неоднозначность протекавших до революции процессов, мы видим, что татарское мусульманское сообщество умело само решать все свои финансовые вопросы. И это при том, что инструментов для этого на тот момент еще не было. Первое вакуфное имущество у татар появляется примерно в 1830 году. Богатые татарские купцы отдавали мечетям свои лавки, свои здания, что оговаривалось в завещании. Но юридических инструментов по-прежнему не было. Шигабутдин Марджани сетовал, что, несмотря на то, что купцы оставляли свое имущество духовным учреждениям, их дети не следовали завещанию родителя.
Что касается закята, то и здесь были свои проблемы. К примеру, в начале XIX века в деревнях имущество в виде вакуфа получило широкое распространение. Не было ни одной мечети, у которой не было бы своего собственного вакуфного имущества. Постепенно и инструменты управления таким имуществом выстроились. Со временем появились и свои благотворительные общества, создаваемые татарской буржуазией, что позволило бы последним оказывать определенное влияние.
- С появлением благотворительных обществ встала новая проблема – как аккумулировать в них финансы. С одной стороны, есть очень эффективный инструмент – закят. Но есть и нужды мечети, нужды медресе. Здесь крайне важно помнить, что закят нельзя использовать для постройки или содержания мечетей, медресе. Закят предназначен для снятия социальной напряженности в обществе и поддержки нуждающихся.
В начале XX века много говорилось о том, что самым красивым зданием в деревне была мечеть, а самым захудалым – медресе. Отсюда возник вопрос – кто должен содержать медресе.
- Основное население видело, что имам живет неплохо (за счет саадака и иных источников дохода), а преподаватели медресе оказались самыми нуждающимися. Как следствие, поддержку начинают получать религиозные образовательные учреждения, что привело к противостоянию имама мечети и медресе, заканчивающееся, естественно, в пользу мечети.
Таким образом, до конца XX века шли споры о том, что медресе и другие институты, являясь нуждающимися в помощи объектами, не могут воспользоваться средствами в виде закята.
- В течение веков шли споры о создании и правильном функционировании медресе, институтов вакуфного имущества, закята. Эффективное использование этих средств для татарского мусульманского сообщества было крайне важным. Уже прошло 25 лет исламского возрождения, но мы не можем сказать, что есть какая-то прослойка татарской буржуазии, готовая поддерживать религиозные структуры. Нет осознания у наших мусульман, что мы сами должны что-то делать для возрождения и развития религиозных институтов. Для этого нужно больше работать с богатыми татарами, чтобы они понимали, что есть закят, вакуфное имущество. Ведь ранее, если богатый человек строил мечеть или медресе, то на протяжении всей своей жизни он поддерживал этот институт, поддерживали и его дети.
Ильмира Гафиятуллина, Казань