Ислам в СМИ. Экзотика?

28 января 2012 года 15:53

Беседа с кандидатом социологических наук, руководителем Центра ЕС в КФУ Ириной Борисовной Кузнецовой-Моренко.

- Уважаемая Ирина Борисовна, расскажите нам о характере Ваших исследований, касающихся освещения ислама в средствах массовой информации?

- Исследование проводилось в 2003-2004 годах, но я думаю, что актуальность подобных проектов по-прежнему велика.

В то время это было одно из первых исследований, посвященное исламофобии в СМИ, приобретшим  актуальность  после взрывов в 2001 году, не только для США и Европы, но и для России. Для многих СМИ оказалось выгодным муссировать эту проблему, потому что она продавалась. Мы брали  интервью у многих журналистов на эту тему, и когда спрашивали, почему вы об этом пишете, они отвечали, что на эту тему есть спрос, так как она легко привлекает внимание потребителя информации. Сейчас, конечно, ситуация изменилась в плане большего контроля в освещении данной темы. Журналисты понимают, что исламофобские тексты нарушают законодательство. Но тенденция осталась. Дело в том, что проблема религиозного столкновения всегда привлекает внимание.

- А как проявляется эта проблема в России?

- Мусульмане для большей части населения  России  - люди, с кем они не соприкасаются в повседневной жизни, а потому - чужие. С одной стороны, неизвестное и экзотическое – интересно для людей, но с другой стороны это, что может нести какую-то опасность. Откуда люди черпают информацию об исламе, в том же Воронеже или Туле? У них нет соседей татар, как в Татарстане, например, нет друзей-мусульман. Естественно, они будут доверять тому, что они услышали по телевизору или прочитали в газете. Поэтому любое неосторожное  заявление, которое хоть  как-то отбрасывает тень на мусульман, будет восприниматься в массовом сознании и влиять на стереотипы о мусульманах, которые имеют обычные люди, проживающие в российской глубинке. Зачастую журналисты не отдают себе отчет о последствиях каких-то неосторожных слов, упомянутых ими. И здесь Россия не исключение – проблема исламофобии очень остро стоит для стран Европы, где выступления против строительства мечетей, случаи дискриминации мусульман имеют место, к сожалению. После теракта в Норвегии в этом году ряд крупных СМИ пытались представить его как «исламский». И не смотря на то, что достаточно скоро эти материалы были изъяты из вещания, их успели услышать миллионы людей.

- Каков охват исследования?

- Мы проводили это исследование с моей коллегой Лейсан Салахатдиновой – кандидатом социологических наук, доцентом кафедры социально-культурной деятельности Казанского государственного университета культуры и искусств. Провели мониторинг с 2001 по 2004 год и рассматривали 11 изданий – российских и татарстанских. Это были ежедневные газеты. Более того, мы делали контент-анализ телевизионных сообщений. Впоследствии я продолжала заниматься этой темой, обозревая прессу, интервьюируя журналистов, рассматривая отдельные случаи. Так, например, процессы, происходящие происходило вокруг статьи обозревателя Бориса Клина «Семь мечетей пензенской Мекки: Cело Средняя Елюзань превращается в очаг ваххабизма» вышедшей в 2005 г. в газете «Известия».

- На Ваш взгляд, есть какие-то изменения в освещении ислама и жизни мусульман на сегодняшний день?

- В конце 90-х в начале 2000-х была тенденция продавать ислам как экзотику, сейчас это перестало быть экзотикой. В СМИ ислам презентуется как неотъемлемая часть нашей российской  повседневности. И в этой связи, думаю, большую роль играет и рост иммиграции из стран Средней Азии, которые тоже несут за собой мусульманский образ жизни. Но неприятие ислама, как «чужого» все равно остается. Если мы заглянем на сайты изучения общественного мнения – ВЦИОМ, Ливада-центр, и другие, то увидим результаты опросов, по которым россияне все-таки воспринимают мусульман в большей степени как чужих и как угрозу. Но СМИ стали осторожнее, в особенности телевидение.

- Что осталось по-прежнему?

- Продолжается репрезентации ислама либо как угрозы, либо как экзотики. Материалов, которые бы как-то поддерживали мусульман и рассматривали их с гражданско-правовой точки зрения - мало. Очень красноречивы, как пример этому, прошлые публикации на тему права фотографироваться на паспорт в платке. Российскими центральными газетами  это рассматривалось в основном с точки зрения либо экзотического факта, чуть ли ни с ухмылкой и усмешкой. Но конструктивного анализа проблемы - со ссылками на российское законодательство и права человека было очень мало.

- Есть разница в освещении проблемы российскими СМИ регионов, где компактно проживают мусульмане и там, где мусульман немного?

- Конечно, в Татарстане мусульман не рассматривают как угрозу или экзотику. У нас очень много информации по повседневности мусульман , в особенности это касается праздников. Республику часто официально  посещают гости из мусульманских стран. И это СМИ отображают. Хотя, при всем этом простые люди мало знают о проблемах мусульманского сообщества, т.к. о них в главных источниках пишут мало. Проблема выходит в публичные СМИ только когда уже разгорелся какой-то скандал.

- Какова роль мусульманских организаций в правильной презентации ислама и мусульман?

-  Однажды я взяла интервью у бывшего пресс-секретаря муфтия Равиля Гайнетдина. Он говорил, что для работы со СМИ у муфтиятов недостаточно ресурсов – людских и финансовых. Кроме того, муфтияты недооценивают важность пиара. Я считаю, что для таких организация очень важно тесно контактировать с журналистами, проводить с ними встречи, организовывать тренинги для студентов журфаков, объяснять им основы и суть исламской культуры. Мне кажется, что в этой связи православная церковь занимает более сильную позицию.  Здесь можно долго обсуждать, почему так сложилось. У нее особая роль в государстве. Видно, что у РПЦ большой пресс-центр, и ее представители часто выступают в качестве экспертов в СМИ. Мусульманским организациям не хватает присутствия на телевидении, радио и в печатных изданиях. 

Желательно организовать  работу именно со светскими СМИ. В умме происходят много событий, о которых важно вовремя рассказать журналистам, объяснив суть на понятном языке. Примером среди мусульманских организаций может послужить мечеть «Сулейман», которая плотно сотрудничает со СМИ в освещении благотворительности. Конечно, молодежь, возможно, не читает газеты и мало смотрит телевизор, но родители, почерпнув элементарные знания об исламе, смогут передать их детям и воспитать их в толерантности по отношению к другим культурам.

Беседовала Гузель Максютова

Источник: e-umma.ru

 

Другие журналы

«Халяль» - знак доверия

28 апреля 2016 года 09:39

Президент РТ призвал журналистов мусульманских стран разоблачать идеологию экстремизма

СМИ – мощный ресурс, который, несомненно, может внести свой весомый вклад в общее для всего...

20 апреля 2016 года 12:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей