Хан Берке: чингизид и мусульманин

22 ноября 2011 года 09:47

Мусульманское наследие татар является одним из богатейших в мире. Причем оно не ограничивается Волжской Булгарией, а включает в себя множество компонентов от Черного моря до Тихого океана.  Ислам получил широкое распространение в таких государствах предков современных татар как Хазарский каганат, Кимакский каганат на территории Западной Сибири, Хорезма и других.

Богатейшее мусульманское наследие Золотой Орды так же является неотъемлемым достоянием татарского народа. Улус Джучи большую часть своей истории был великой мусульманской державой. Есть основания согласиться с позицией, что традиционная татарская духовная культура, терпимая и просвещенная, – это наследие Золотой Орды, где ислам как религия сочетался с гуманистическими предписаниями Чингиз-хана – Великой Ясой.

«Страна Северных татар» (так Улус называли арабские историки) появилась в результате походов Чингиз-хана, его сына Джучи и его внука Батыя. В результате этих походов образовалась грандиозная империя (в XIII веке отделилась от Каракорума), которая включила в свой состав обширные территории и большое количество, в основном, тюркских этносов.

Как среди татарской аристократической элиты, так и среди населения, распространение получили самые разные культы: ислам, христианство, тенгрианство и другие.  Ханом Орды мог стать представитель любой из конфессий. На троне попеременно сменялись представители разных культов – традиционного культа тюрков и монголов (например, хан Бату), христианства (Сартак), ислама (хан Берке).

Мощнейший импульс распространения  Ислама в Улусе Джучи произошел благодаря хану Берке. Уже будучи мусульманином, он стал ханом Страны северных татар в 1257 году. В дальнейшем даже приход к власти христиан (несториан) и язычников (Менгу-Тимур, Тула-Буга, Туда-Менгу и Токта) не смог обратить процесс исламизации вспять.

Хан Берке был внуком Чингиз-хана и братом Бату. Во время Великого западного похода (с 1236 года) на Европу он командовал одним из подразделений татарской армии и проявил себя талантливым полководцем. После возращения татарской армии на Волгу он получил от брата Батыя степи между Черным и Каспийским морями, а затем – земли к Востоку от Волги.

Хан принял ислам в 1240 годах. Путешественник Гийом де Рубрук, посетивший ставку Берке в 1253 году, сообщает, что там было запрещено есть свининуДжузджани (ряд исследователей считает, что он преувеличивал) сообщает, что Берке с юных лет обучался Корану под руководством одногоимама в Ходженте, а ислам ханафитского толка принял от суфийского шейхаСайф ад-Дина Бохарзи, жившего в Бухаре. Разумеется, первоначально хан исповедовал традиционное верование Великой степи и со временем перешел в ислам, однако стоит отметить, что в вопросе выбора религии на него оказали влияние не только мусульмане Булгарского улуса, но и Хорезм, где ислам имел более давние традиции.

Есть также весьма любопытные данные о том, что ислам большинством ордынцев был принят именно при Берке. Автор XIV века ан-Нувайри писал: «Он (Берке) первый из потомков Чингиз-хана принял религию ислама; [по крайней мере] нам не передавали, чтобы кто-нибудь из них сделался мусульманином до него. Когда он стал мусульманином, то и большая часть его народа приняла ислам». Это весьма любопытные данные, так как  исламизация большинства населения Золотой Орды традиционно связывают с именем хана Узбека, который провозгласил ислам государственной религией.

Как известно, согласно Ясе Чингиз-хана ни одна религия не могла быть установлена обязательной для подданных, при Берке этот гуманистический принцип соблюдался, а ислам добровольно распространялся в Орде.

Мусульманский вектор развития позволил Золотой Орде одержать ряд и внешнеполитических побед – Берке заручился поддержкой мусульманского Египта, где правили потомки кыпчаков–мамлюков.

Важно отметить, хан прославился и тем, что особое внимание он уделял развитию ремесел, искусств и торговли, огромный импульс при нем получило градостроительство.

Одним из примеров мудрой политики Джучидов стал город Болгар. Еще Бату-хан сделал его временной столицей, в котором чеканил  первые ордынские монеты. В 1254 году западноевропейский путешественник и миссионер Рубрук во время своей поездки к татарам застал Бату-хана в Болгаре. Расцвет же этого города, который Чингизиды уничтожили, а затем отстроили заново, связан с ханами Золотой Орды (в том числе Берке), где в 40-50-е годы XIII века располагалась ставка правителей Улуса Джучи и с этим временем связаны основные архитектурные объекты, сохранившиеся до наших дней.

Таким образом, в хане Берке сошлись две грандиозные характеристики татар – чингизизм и ислам:  он был потомком Чингиз-хана, ханом Золотой Орды, сыгравшей ключевую роль в формировании средневековой татарской общности, с одной стороны, и правителем, при котором мусульманами стали большинство предков современных татар, при этом соблюдая принцип толерантности - с другой.

Хан Берке является одним из самых выдающихся и великих деятелей татарского народа, заслуги которого только предстоит оценить потомкам.

 

Искандер Ахмедов

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

САУДОВСКИЙ АГИТПРОП

12 ноября 2011 года 10:56
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей