Идегәй батыр каны
Кемдә генә акмый! –
Руста, ляхта, литвалыда –
Тере дастан, халкым!
Радиф Гаташ (“Тарих өне”)
Как–то случайно автору в столице Татарстана пришлось услышать о наречении одного казанца именем … Идгай. Без сомнения, родители нарекли сына этим именем в честь полководца Идегея. И это, несмотря на прежний запрет сталинским режимом эпического произведения о нём, как «феодального». В решении Центрального Комитета партии 1944 года фольклорное произведение «Идегей» было несправедливо расценено как «ханско-феодальный эпос». Как метко выразился фольклорист Ильбарис Надиров, «Идегей» - это не феодальный эпос, а фольклорное произведение, созданное в период феодализма в среде тюркских народов и отдельных родов. Да, как утверждает русская поговорка, запретный плод сладок. Татарский историк Фаяз Фаизов сообщает о том, что знаменитый польский писатель детективного жанра Ежи Эдиге, чьи произведения переведены на многие европейские языки, в действительности «имел фамилию Корицкий, а звучный псевдоним присвоил себе в честь знаменитого своего предка эмира Идегея (Эдигея)» («Татарские края», №8, 2006, «Гербовник родов татарских в Польше»). В “Польской истории” Длугоша имя знаменитого эмира пишется латиницей Ediga.
Ряд священных гор у тувинцев и поныне называются «Ыдык» – «священный», так же, как и у древних тюрков, что зафиксировано в рунических надписях.
В «Древнетюркском словаре» слово «ыдук» - святой, священный, титул верховных уйгурских правителей. По мнению автора книги «Монголы» Э. Д. Филипса, слово «идикут» означает «священный правитель тюрок - уйгур».
Как отмечал тюрколог В. М. Жирмунский, в одном из ярлыков Тохтамыша Эдигей называется Әдүгү.
Имя полководца-эмира созвучно и с именем брата Чингиз-хана – Тэмугэ. Вполне возможно, что имя «Эдигей» могло возникнуть и в результате метатезы имени «Угэдей».
У саха–якутов есть род Уедугэй.
Да, слава об Эдигее, победителе рыцарей Тевтонского ордена в битве на реке Ворскле, прошла от Испании до Якутии!!!
Называя Татарию, Золотую Орду «Тартария», а Эдигея – «Едегуй», испанский посол Рюи Гонсалес де Клавихо в своём дневнике писал: «…в Тартарии возвысился один кавалер по имени Едегуй…».
Эмир «… получает свое историческое имя Идиге (Идику, Идугу)…объясняется как прозвище найденыша, найденного или спрятанного в голенище сапога (идуг «сапог») ...знаменитый эмир был в молодости простым пастухом и выдвинулся благодаря своим личным дарованиям».
Имя «Едигей» в барабинском варианте сказки объясняется тем, что его носитель после рождения был доставлен домой в сапоге (edik). Исследователь М. А. Хабичев указывал, что древнее аланское слово «ытак» имело значение «святой», «верховный правитель», «почетный».
Имя Идиге в разных источниках и на разных языках звучало и писалось по-разному: Эдигей, Эдиге (одни из его потомков в Гурьевской области Казахстана), Идиге – батыр (также другие его потомки района Каратау Казахстана), Идегей, Идегәй (по-татарски), Едигей (в русских летописях), Aedigae (турецкий автор, публиковавшийся на немецком языке, Saadet Çağatay), Идики (Элайни), Эмир Идику (Ибн Арабшах), Идигу, Эдигу, Идигу – Барлас (Шереф – ад – дин Йезди), Идигу, Идигу – мангыт, Идигу – узбек (В. М. Жирмунский, «П. М. Мелиоранский и изучение эпоса «Едигей»), Әдүгү ( ярлык Тохтамыша), Эдидж и Едиж (бжедугские и кабардинские источники), Идюкю (В. В. Бартольд), Идыге (Г. Н. Потанин), Идеге (Ф. Т. Валеев), Идига (Н. Ф. Костылецкий), Едыге (Максим Ногайбек - Глухов), Идге (Марсель Ахметзянов), Идүгү; Изүкәй,Идукай и Ижукай (башкирские источники ХХ века).
Автор «Казанской истории», составленной в 1564 – 1565 году, писал, что у «князя Едигея 70 сынов от 30 жён, яко у меншаго сына бытии воин до 10 000, и ради силы своея … Орду Болшую дерзнуша взяти».
В песне кавказского народа – бжедугов воспеты личные подвиги замечательнейших героев - участников знаменитой Бзиюкской битвы: «…У него было лицо железного цвета … свист пуль его тешил, Берзек Едиков (Фамилия Едиков – от имени Едигей. - Прим. А. Г.) …Под ним был горячий конь Кодемех … Едыг Берзеков». (Здесь: Едиков, Едыг – производные от имени Едигей. – прим. А. Г.).
Исходя из черкесских и других исторических источников, можно констатировать, что даже в северо-кавказских племенах абадзехов и бжедугов были ассимилированы потомки «дворянского» рода Едигея.
Айрат ГАЛИМЗЯНОВ
www.e-umma.ru