Круглый стол «Феномен джадидизма и его роль в современных духовных процессах в Волго-Уральском регионе» прошел 19 октября в конференц-зале ДУМ РТ. Докладчиками на конференции выступали такие видные деятели, как доктор политических наук, директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, доктор исторических наук Дамир Исхаков, член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан, доктор политических наук, профессор, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, кандидат исторических наук, руководитель отдела образования ДУМ РТ Валиулла Якупов, а также гость из США – директор Центра Внутриазиатских исследований имени Д. Синора Университета Индианы Эдвард Лаззерини.
В своем докладе профессор Эдвард Лаззерини рассказал слушателям о том, что феномен джадидизма - это как часть большого феномена обновления мирового порядка за последние 500 лет. Он назвал это реакцией, принятием начала нового времени, которое проходило у разных сообществ в разные промежутки времени. Откуда все начинается и почему именно эти идеи обновления охватывают весь мир – на это еще предстоит ответить. По мнению профессора, джадидиты, понимая, что нужно переориентировать человека на такую ценность, как сам человек, а не его отношение к Богу, совершили революцию. Поставив человек в центр мироздания, они повторили европейский путь, но намного позже.
Рафаэль Хакимов продолжая развивать тезисы, высказанные профессором Лаззерини, сказал, что новое время просто так возникнуть не могло, предпосылкой религиозной переориентировки стало возникновение капитализма. В этот период началось отрицание схоластики, а именно отрицание авторитетов, которые тормозили развитие системы капитализма. А проявилось это в разрешении банковского процента Папой Римским.
Джадидизм так же начинается с отрицания схоластики в условиях зарождения капитализма в России уже намного позже. Можно сказать, что развитие свое оно получило с легкой руки татар-предпринимателей, которые были глубоко верующими людьми, однако понимали, что существующие школы не могут подготовить те кадры, которые приспособились бы к веяниям нового времени, к капитализму. И тогда началось финансирование татарских медресе, где помимо религозных наук, шакирды получали профессиональное образование, которое в дальнейшем находило применение в новых условиях жизни. По-сути, предприниматели готовили для себя честных работников. Таким образом формировалась система татарской махалли, самодостаточная и почти независимая. Татарские предприниматели относились к ней, как к закрытому английскому клубу, туда принимались честные люди, и потому все это было во благо тогдашнему татарскому обществу.
Что касается роли просветителя Ш. Марджани, то хотя, по мнению профессора Лаззерини, он и не относился к джадидитам, Рафаэль Хакимов напомнил о том, что Марджани был реформатором своего времени, и его идея была привязана к национальному фактору. Он считал, что если ислам не будет привязан к народу, то эта религия останется в схоластических диспутах, спорах, которые не приносят практического результата. Эта его идея была подхвачена джадидитами того времени. Понимая значение традиции, он не отрицал новое. В результате мы видим, что он называл себя «аль-Булгари» не потому, что он был булгаристом, а потому, что он акцентировал внимание на обращение к собственным истокам – булгарам, этому наследию.
В своем выступлении Рафаэль Хакимов подчеркнул, что джадидизм – это не революционное явление. Жизнь на 90% идет, опираясь на традиции, обновления поступают в виде 5-10%. Если же подходить к жизни с позиции конструктивизма, то мы получаем такие примеры, как СССР, когда внедрение новой идеологии, нового пути, отрицая традиции, наработанные веками, потерпела крах.
Дамир Исхаков в своем докладе затронул национальную основу явления джадидизма, назвав это явление формой этнонационализма. Он обратил внимание участников круглого стола на то, что Ш. Марджани написал первую национальную историю в тюркском мире, а национальные истории пишутся тогда, когда идет процесс возникновения нации. Когда татары в свою очередь столкнулись с необходимостью реформ, возникла проблема, которая заключалась в том, что ислам является более всеобъемлющей религией, в отличие от других. Но революцию в умах нужно было совершить. Тогда мусульманские богословы придумали возврат к «чистому исламу» - без средневековых наслоений, без бидагата. Именно этим занимались джадидиты. Но тогда перед уммой встал вопрос, по какому пути идти – национального строительства или полного или частичного отказа от этнической составляющей. По второму варианту пошли саудиты. В условиях конфронтации между мусульманским и христианским обществом той России, джадидиты выбрали первый путь. То есть джадидизм сформировался на базе конфронтации двух сообществ, что не могло случиться в Саудии или Османской империи.
Резюмировав свой доклад , Дамир Исхаков указал на то, что для современного человека важно принять наследие прошлого во всем богатстве, но осознанно. Понимать, что хотели наши предки, и что мы хотим сейчас. Наше наследие полностью джадидистское. Кадимисты останутся на своих местах, но вперед пойдет определенная группа, которая и сыграет свою решающую роль в будущем. Существование нации невозможно без религии, а религия ислам должна реформироваться. Коран остается на своем месте, но трактовки должны измениться, иначе мы не станем современной нацией и потерпим поражение.
Начав свой доклад, Рафик Мухаметшин согласился с присутствующими в том, что понятийный аппарат по поводу джадидизма вызывает много споров до сих пор. Является ли джадидизм детищем капиталистических отношений или же внутри мусульманского сообщества можно найти предпосылки, которые определили развитие самого джадидизма? По мнению Рафика Мухаметшина, распространение ислама среди разных народов и в связи с этим возникновение в нем течений – показатель идеологических поисков людей в условиях приспособления и построения общества. Это внутренние закономерности развития мусульманского сообщества и джадидизм – это один из результатов этого развития. Всегда необходимо выстраивать идеологический фон помимо догматической основы веры.
Отрицание схоластики не совсем подходит к мусульманскому сообществу, где нет деление на религию и жизнь общества. По сути, отрицание схоластики – это становление на позицию светской модели развития общества, что неприемлемо в исламе. Поэтому эта проблема стояла перед реформаторами того времени. Кто-то искал выход в самой догматике, кто-то отходил от религии. Рафик Мухаметшин упомянул об исторической роли кадимистов в развитии мусульманского сообщества . Джадиды выработали идеологию развития татарского общества. Кадимисты сохраняли основы религии. Если бы не было кадимистов, то предлагаемое джадидитами было бы светской моделью и не было бы мусульманского сообщества. Джадидизм и кадимизм - это как две стороны медали развития общества. И даже сегодня мы должны ориентироваться на оба движения.
Валиулла Якупов продолжая развивать тему кадимистов и джадидитов сказал, что упущение традиционного начала вытесняет религию из общественно-политического пространства, делает ее частным и личным вопросом. Этого не случилось с мусульманским сообществом. Джадидиты и кадимисты – это единомышленники и они реагировали на внешний раздражитель, т.к. возникновение обоих этих явлений – это реакция на европейское наступление.
В конце круглого стола прозвучали вопросы от слушателей, касающиеся практического применения и развития темы круглого стола. Каков же путь современного татарского мусульманского общества. Участники ответили, что на сегодняшний день трудно говорить о пути развития, когда еще не накоплена определенная база, ведь советский период отбросил нас назад и мы снова находимся в той же ситуации, в которой оказались наши предки в конце XIXначале XX вв. – необходимостью приспособиться к жизни в условиях капитализма. Но базу, подготовленную деятелями того времени, в условиях нового времени, необходимо дорабатывать уже ученым-современникам.
www.e-umma.ru