Рафик Мухаметшин: «Сегодня высший эшелон кадров в мусульманском духовенстве Татарстана и России представлен нашими выпускниками»
Уже 18 лет в Казани работает Российский исламский институт и Казанский исламский университет. Об итогах и перспективах развития исламского образования корреспонденту газеты «Шакирд» рассказал ректор РИИ Рафик Мухаметшин
– Рафик Мухаметшович, вы на посту ректора уже 10 лет, как оцениваете место Российского исламского института и Казанского исламского университета среди других исламских вузов?
– В России не так много исламских вузов, и мы занимаем достойное место среди них. В Российском исламском институте и Казанском исламском университете учится 1300 студентов. Для России это весомая цифра. У нас работает 80 преподавателей, 40 из них имеют религиозно-богословское, исламское образование, которое они получили в зарубежных странах, это тоже хороший показатель. У наших преподавателей много изданных оригинальных учебных пособий. По многим параметрам мы в России занимаем одно из первых мест. Что касается системы зарубежного мусульманского образования, конечно, нам сегодня сравнивать себя с крупнейшими вузами было бы некорректно, так как мусульманские вузы в арабоязычных странах работают веками, мы работаем всего лишь 18 лет. Тем не менее, наши выпускники после получения степени бакалавра поступают в магистратуру в зарубежные учебные заведения и вполне достойно продолжают обучение. Наши студенты учатся в Индонезии, Малайзии, Турции. Мы наладили отношения с университетом «Аль-Карауин» в Марокко, буквально недавно подписали договор с университетом «Ахльаль-Бейт» в Иордании, завершаем заключение договора с «Аль-Азхаром». Сегодня наши выпускники бакалавры вполне достойно представляют наши вузы в зарубежных учебных заведениях.
– Рафик Мухаметшович какие изменения Вы внесли в вуз в период ректорства?
– Ректор больше занимается организационными вопросами, менеджментом. Для руководителя важно стратегически мыслить и видеть, куда ты ведешь коллектив, так как в России система мусульманского образования переживает свое становление, а сделать это бывает непросто. В Российском исламском институте я работаю со дня основания. Пришел в 1998 году как преподаватель, вот уже 10 лет работаю в должности ректора. Наше учебное заведение, которое состоит из двух организаций, а это Российский исламский институт и Казанский исламский университет, уникально тем, что развивает и светские научные направления, такие как теология, экономика, лингвистика, журналистика, и религиозное направление, которое готовит религиозных деятелей. Мы готовим мусульманскую интеллигенцию, выдаем светский диплом, мы и религиозным деятелям, завершившим обучение по направлению «Теология», выдаем светский диплом, признанный государством. Таких вузов немного в России. Это особенность нашего учебного заведения. Направления образования мы открываем не из коммерческих соображений, а исходя из потребности уммы в определенных специалистах, поэтому мы заняли свою особенную нишу в системе образования.
– Востребованы ли будущие специалисты, подготавливаемые вузом, на рынке труда?
–Востребованы, но рынок труда в религиозной сфере специфичен. Например, в Татарстане сегодня в 800 мечетях имамы не имеют религиозного образования. Кроме этого, есть мусульманская инфраструктура, которая нуждается в подготовленных кадрах.
– Расскажите нам о студентах вуза, ставших известными специалистами в мусульманском сообществе?
– Более 10 студентов и выпускников РИИ и КИУ являются муфтиями. Например, Муфтий Республики Коми Валиахмад Гаязов, Муфтий Белоруссии Али Воронович, Муфтий Вятской области Зуфар Галиуллин. Из 45 мухтасибов Республики Татарстан около 20 учились или учатся в Российском исламском институте. Таким образом, смело можно сказать, что сегодня высший эшелон кадров в мусульманском духовенстве Татарстана и России представлен нашими выпускниками.
– Чем отличается исламский ВУЗ от светского?
– У нас учатся и преподают в основном верующие люди. Вера предполагает богобоязненность, отказ от многих мирских, светских соблазнов. Верующий студент – это духовный, открытый в общении человек. Наши студенты действительно более искренние, открытые, потому что они понимают, что лицемерить нельзя, это мусульманину запрещено. С этой точки зрения, конечно, наши студенты выгодно отличаются от студентов светских вузов. Хотя ничего плохого тоже не могу сказать и о студентах Казанского Федерального университета, где я также преподаю, – студенты стараются, получают знания, но наши – они особенные.
– Собираетесь ли Вы открывать новые направления подготовки, если да, то какие?
– Думаю, пока надо поддерживать уровень тех направлений, которые уже действуют в стенах РИИ. У нас пять направлений, и это оптимально на сегодняшний день. Было бы неплохо открыть направление исламского права, потому что исламских правоведов нет в Казани, их и в России по пальцам можно пересчитать. Но сегодня рынок перенасыщен юристами, экономистами, поэтому мы пока не рискнем открывать такое направление. Это дело будущего. Сегодня мы должны поддерживать и развивать действующие направления – теологию, экономику, лингвистику, журналистику и наконец шариатское направление.
– Каким вы видите РИИ и КИУ через 10 лет?
– Через 10 лет у нас будет «ин ша Аллах» во всех направлениях магистратура, думаю, по светским направлениям откроем и аспирантуру, может у нас появится совет по защите диссертаций по нашим направлениям. Вуз будет естественно развиваться. На сегодняшний день конкуренция среди вузов России высокая и Министерство образования и науки РФ устанавливает жесткие требования ко всем вузам. Развитие в данном случае предполагает открытие магистерских и докторских программ, открытие аспирантуры, чтобы наши выпускники, обучаясь у нас, защищались у нас же, в нашем учебном заведении.
– Если говорить о перспективе расширения, то возможно ли в будущем организовать небольшой городок исламского вуза?
– У нас есть такой проект. Рядом с мечетью, напротив нашего здания, есть земля, которая в принципе выделена нам, возможно, мы в ближайшее время построим то, о чем давно мечтали студенты, – это спортивный зал, конференц-зал, киноконцертный зал, а самое главное – хорошее добротное общежитие и жилье для наших преподавателей. Земля есть, а значит, в перспективе этот проект мы будем реализовать.
– Каковы Ваши пожелания и слова напутствия для абитуриентов и будущих студентов?
– В исламе самое главное – это намерение. Человека трудно распознать по лицу: он может улыбаться, говорить красивые слова, – но в душе у него должен быть хороший «ният», намерение, то, что известно Всевышнему. Поэтому, естественно, сюда студент должен приходить с хорошим намерением – получить полноценное религиозное и светское образование. Тогда у него будет все хорошо, поскольку у нас в РИИ и КИУ есть все условия и для жизни, и для учебы. Нужно только желание в виде намерения –получить полноценное знание.
Студент 1 курса направления «Журналистика» РИИ, Шухрат Кагиров