Борьба с причинами сиротства

11 февраля 2014 года 08:06

Публикуемый очередной параграф из книги «Социальное служение традиционного ислама» заместителя муфтия Татарстана, имама мечети «Ярдэм» Илдара Баязитова. 

«Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте; а худший из домов мусульман – тот, в котором с сиротой плохо обращаются». 
Ибн Маджа со слов Абу Хурайры поведал следующие слова Пророка. 


Сиротство — это социальное понятие, которое отражает положение детей-сирот. Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно либо лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. 

Цифры сиротства в современной России, конечно, пугают. Страшно не только то, что на 2012 года в стране насчитывалось около 650-700 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, но и то, что более 70% из них являлись "социальными сиротами" (1). Социальные сироты это категория сирот, у которых живы родители, но не хотят или не могут заботиться о детях. Наличие в нашей стране социальных сирот говорит не только о больших проблемах с физическим здоровьем населения, но и о кризисе морально-нравственных устоев общества. 

Феномен социального сиротства это следствия целого клубка проблем, которые имеются в нашем обществе. Почему родители отказываются от своих детей? Или почему государству приходится лишать их родительских прав? Алкоголизм, наркомания, бедность, развал семей, тюремные заключения, боязнь ответственности за детей, незапланированные (нежданные) дети, какие еще причины можно назвать из-за которых маленькие дети становятся сиротами при живых родителях? Причин много, однако уже приведенного списка достаточно понять, чтобы понять, что основные причины этого феномена лежат в самых больших пороках нашего общества. Алкоголизм и наркомания болезни, возникающие вследствие употребления одурманивающих средств, которые ведут к разрешению тела и психики человека. Тюремные заключения, люди получают из-за самых разных преступлений, в числе которых убийства, грабеж/кражи, изнасилования и т.д. Развал семей происходит из-за того, что люди перестали ценить важность семьи, индивидуализм возобладал над жертвенностью, которая сопровождается супружеская жизнь. Отсюда же и боязнь ответственности за воспитание детей. Рождение незапланированных детей часто бывает из-за внебрачной половой жизни и прелюбодеянии. Бедность возникает из-за несправедливого распределения средств в обществе, из-за того, что люди попадают в долги, например, кредитной системы. 

Как мы видим появление социальных сирот это следствие общего духовного кризиса и связано с распространенностью множество грехов и пороков – наркомании, алкоголизма, убийств, грабежей, изнасиловании, прелюбодеяний, кредитной системы, гордыни/индивидуализма и т.д. То есть всего, что ислам осуждает и запрещает. Поэтому, когда мы говорим о том, как нам победить такой общественный недуг как социальное сиротство, нам необходимо задуматься о том, как нам в принципе оздоровить наше общество. Потому что все разговоры о социальном сиротстве, так или иначе, приведут к обозначенному выше кругу проблем. 

Однако помимо официальной цифры о количестве сирот в нашей стране есть еще одно близкое по характеру явление, масштабы которого еще больше. Это беспризорники. То есть дети, которые из конфликтов в семьях (в связи с алкоголизмом, насилием, нищетой) сбегают из дома. По разным оценкам таких детей в нашей стране около 1 миллиона человек. Почти в два раза больше тех, кто воспитывается улицей, а домой приходят только ночевать. Судьба таких детей в массе своей печальна. Многие из них становятся преступниками и оказываются за решеткой. Велико количество тех, кто кончают жизнь самоубийством, кто-то гибнет от рук других людей, некоторые из них становятся бомжами. 

Когда вдумываешься в эти цифры: сотни тысяч социальных сирот, миллионы беспризорников, то становится страшно. Ведь это все наши дети, дети ни с кем не воюющей страны. К слову сказать, в период Великой Отечественной войны количество сирот было 678 тысяч человек, то есть современные цифры по количеству сирот даже выше военных (3)! 

На фоне сокращения рождаемости, алкоголизации и наркотизации населения, общего морального упадка, такие цифры детей без надлежащего присмотра, брошенных на произвол судьбы, откровенного говоря, пугают. Какое будущее у нашего общества, если на фоне демографического кризиса и духовно-нравственного стресса, мы так наплевательски относимся к недавно родившимся гражданам, нашим детям? 

Существующие детские дома тоже оказываются слабым решением проблемы, ведь около половины их выпускников становится либо алкоголиками, либо преступниками. Вообще жизнь в наших отечественных детских дома негативно сказывается на состоянии детей. Например, в 2011 году начальник Департамента воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ А.А. Левитской рассказал о том, что пребывание детей в интернатных учреждениях отрицательно сказывается на состоянии их здоровья. Уровень заболеваемости в домах ребенка увеличивается в 2 раза. 

Несмотря на то, что в работе социальных служб с сиротами происходят заметные позитивные изменения (например, дифференциация детских домов, появление социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи и т. д.), проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной (4). Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. В частности, у 30% детей-сирот диагностированы эмоциональные расстройства и расстройства поведения (2). В детских домах дети часто уже в 11 лет начинают курить и употреблять алкогольные напитки. 

Большой проблемой также является то, что многих детей, которых приемные родители берут в детских домах, в итоге возвращают обратно. Например, за 2009-2010 годы количество таких детей составило почти 30 тысяч. Страшно представить какой удар это по психике ребенка, ведь сначала от него отказываются свои родители, а потом приемные. 

Факты существования таких отказов, говорит о том, что необходимо вести серьезную работу с приемными родителями, оказывать им разностороннюю помощь. К сожалению, многие приемные родители берут сироту не только потому, что поддаются на слезливую социальную рекламу, но и потому, что видят в благом деле способ подзаработать. Например, родители в приемных семьях получают не только пособие на детей, но и зарплату, которая в некоторых регионах доходит до 5 тысяч рублей в месяц за одного малыша, что для многих является большим подспорьем (3). Финансовая мотивация в вопросе усыновления детей это не решение проблемы. Конечно, государство должно заботиться о поддержке тех семей, которые берут на себя большую ответственность, связанную с усыновлением сирот, однако для решения данного вопроса необходима правильная мотивация. Ведь без соответствующего сострадания, без готовности к жертвенности, без искренности усыновлять детей нельзя. Не эгоизм и корыстный расчет должен двигать людьми, а альтруизм, чувство долга, достижения социальной справедливости должны быть побудительными мотивами. 

Большое значение имеет реабилитация сирот. Основная цель такой реабилитации заключается в том, чтобы дети при достижении совершеннолетнего возраста смогли с легкостью вступить в социальную жизнь с активной позицией и положительно направленными взглядами на жизнь. Здесь необходимо понимать, что дети-сироты по своему характеру порой ведут себя достаточно отчужденно по отношению к обществу, поэтому для них мало знакомы такие понятия как «социальная ячейка общества», «семья» и т.д. Однако важно, чтобы дети вошли во взрослую жизнь полноценными членами и сами стремились создать в будущем полноценную семью. Для этого детям необходимо устраивать различные праздники с атмосферой дружественности и любви, чтобы сироты с юных лет чувствовали, что общество не враждебно относится к ним. 

Вообще организация общественного отдыха для сирот имеет особое значение и подход здесь должен быть комплексным. Например, необходимо организовывать концерты и спектакли, дающие возможность детям-сиротам забывать об их социальном статусе, а также игры развивающие чувство социально ответственности и спортивные соревнования, прививающие командный дух и стремление к победам. 

В реабилитации сирот большое значение имеет воспитание в них чувство самостоятельности. Очень важно, чтобы у них не развивалось чувства иждивенчества. Это очень тонкая грань между окружением детей любовью и дружелюбием и прививанием сиротам иждивенческого чувства. Сама большая профессиональная работа педагога и заключается в том, чтобы эту грань не перейти. Нам необходимо воспитать полноценных граждан, которые могут в жизни за себя постоять, смогут самостоятельно достигать своих целей и добиваться больших результатов: в семье, в работе, в общественной сфере и т.д. 
Большое значение в воспитании сирот может играть ислам. Пророк Мухаммад (с.а.в.) всегда заботился о сиротах и учил своих сподвижников защищать сирот и относиться к ним с добротой. Как рассказывает аль-Бухари, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), сомкнув средний и указательный пальцы своей руки, сказал: 

«Я и попечитель сироты будут в Раю (так же близки), как эти два пальца». 


Особое отношение к сиротам проявляется в том, что по исламу каждый мусульманин должен относится к сироте как родитель, потому что если ребенок-сирота чувствует милосердие и доброту людей, то он будет отвечать им любовью. 

В Коране Всевышний говорит: «Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это – тот, кто гонит сироту» (Коран, 107:1-2). 
То есть не следует гнать сироту, нужно отнестись к нему с теплом и участием. Тот, кто плохо относится к сироте, совершает большую ошибку, но еще хуже проявлять к нему жестокость. 

Пророк Мухаммад (с.а.в.) говорил: «Тот из мусульман, кто кормил и поил сироту, если он не из числа больших грешников, непременно войдет в рай» (Тирмизи, «Китаб Аль-Бирр»: 14). 


Это значит, что накормить и напоить сироту, оказать им всевозможную помощь – является благодеянием, относительно которого Всевышний и Его посланник (с.а.в.) возвещают благую весть о рае. 

Следует помнить, что соблюдение прав сирот, обходительное и благожелательное к ним отношение – это религиозная обязанность мусульманина. Поэтому сегодня, когда проблема с сиротами в нашей стране принимает угрожающие масштабы, мусульман следует ощутить всю важность той социальной ответственности, которая лежит на них. 

Именно большая распространенность таких социальных проблем как 
сиротство формирует актуальную повестку дня мусульман – поворот от политизации к социальной работе, к социальному служению. 

Илдар Баязитов 

Источник: 

1) Россия без сирот или сироты без детских домов // РИА Новости, http://ria.ru/analytics/20121004/766097369.html?, 04.10.2012 

2) Болотников И.Ю. "Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей" — автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора медицинских наук — Москва — 2008. 

3) Детей-сирот в России сейчас больше, чем было в годы войны // ИА Newsland.com, 23/04/2010 

4) Технологии социальной работы с детьми-сиротами // Социальная работа, (www.soc-work.ru), 08.02.2014

 

Другие журналы

В центральной соборной мечети города Нижнекамска состоялся конкурс чтецов Корана среди детей и подростков

20 марта 2016 года в центральной соборной мечети города Нижнекамска состоялся конкурс чтецов Корана...

21 марта 2016 года 10:12

Рустаму Минниханову и Минтимеру Шаймиеву представили проект строительства Болгарской исламской академии

Проект строительства Болгарской исламской академии представили сегодня Президенту Татарстана Рустаму...

21 марта 2016 года 09:40

Из истории духовных образовательных учреждений (мектеб и медресе)

«Становление и развитие исламского религиозного образования на Волго-Камье в Средние века...

18 марта 2016 года 10:21

В 2016 году хадж совершат 16 тысяч россиян

В этом году в паломничество в святые для мусульман Мекку и Медину поедут порядка 16 тысяч россиян...

09 марта 2016 года 17:35
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана