Как бы странно и прискорбно это не звучало, но сегодня очень часто приходится стыдиться за поведение некоторых наших мусульман. После 70 лет советского атеизма мы все с радостью восприняли принятия закона о свободе совести, который позволил снова строить по всей стране мечети, открывать медресе, проповедовать ислам. Молодежь заинтересовалась религией, стала ходить в мечети, читать книги. Одним словом это было поводом для радости. Однако все не так просто.
Обратной стороной медали стало то, что обращение к религии порой стало принимать странные формы. Правда здесь сразу необходимо оговориться, что в этой ситуации виновата не сама молодежь и даже, не только те, кто их сбивает с пути. Конечно же, они виноваты, очень виноваты, однако все это следствие разрушенной за 70 лет традиции. До революции, даже до 1920х годов 20 века, исламское знание передавалось на основе традиции от старших к младшим, при непосредственном общении, обучении, одним словом, при непосредственном контакте. Уроки, личный пример учителя, чтение литературы, жизнь в системе махалли, все это формировало личность молодых мусульман. Благодаря традиции молодежь не просто получала знания, она перенимало то, что порой передавалась на невербальном уровне. Человек не просто воспринимал знания об исламе, он пропитывался исламским духом, мусульманским мировосприятием и воспитанием. Для мусульман не меньше знания важно иметь соответствующий ахляк, соответствующую нравственность.
Благородство – вот чего, к сожалению, не хватает многим современным молодым мусульманам. Столько хамства, столько провокаций и уличных замашек сегодня можно наблюдать в поведении мусульман, как в Татарстане, так и в России.
Манера общаться, отношение к старшим, к женщинам, к людям другого вероисповедания, даже к своим единоверцам, у многих молодых мусульман просто отвратительное. Эта молодежь просто забывает, что они должны служить личным примером для окружающих. Ведь по их поведению судят о мусульманах и об исламе.
Черствость характера, ограниченность мышления, неумение общаться, какое-то запредельное самомнение. Это то, что мы сегодня наблюдаем, с большим сожалением, в нашей умме.
Неслучайно, что малообразованная молодежь, еще вчера сидевшая с семечками у подъездов, обратившись в ислам, часто попадает в разные деструктивные группы и сообщества, которые прикрываются мусульманскими знаменами ради достижения каких-то политических целей.
Возмущает их отношение к старшим, к людям пенсионного возраста, многие из которых в сложные советские годы, начали читать намаз и исповедовать ислам. В советское время исполнять нормы ислама фактически означало рисковать своей карьерой, своим благополучием, а возможно и свободой. Именно они в советские годы старались сохранить хоть что-то для своих потомков, стремились, чтобы ислам по-прежнему оставался частью жизни татарского народа. Нынешней молодежи даже близко сложно представить в каких условиях еще 25 лет назад приходилось сохранять ислам этим старикам. Однако, вместо того, чтобы уважать их за героизм, некоторые половозрелые подростки, прочитавшие несколько статей в Интернете, осмеивают их, и критикуют на основе заключений своих еще полноценно не сформировавшихся умственных способностей. Как правило, именно такие незрелые мусульмане сегодня говорят о том, что в стране запрещают ислам, Коран, хиджаб и мечети. Интересно, что бы они сказали о 70-х и 80-х годах, когда высмеиваемые ими сейчас старики в условиях господствующего атеизма и авторитаризма сохраняли и исповедовали ислам?
Порой страшные истории происходят с некоторыми из молодых мусульман. Многим мусульманам Казани известна история одного последователя партии «Хизб ут-Тахрир».
Его мать, которая регулярно исполняла пятикратный намаз, мечтала о том, чтобы он тоже встал на путь ислама и молилась за это. Однако, когда этот молодой человек обратился к религии, то попал под влияние «Хизб ут-Тахрир», после чего назвал свою мать кяферкой («неверной»), перестал ее признавать, но тем не менее продолжал жить за ее счет. Спрашивается, какое отношение к мусульманам и исламу будет у тех, кто видит и слышит о таких историях?
Обидно и больно видеть, как сами мусульмане, из-за отсутствия высокой нравственности, воспитания, благородства и образования, своими руками губят будущее ислама в нашей стране. Тот восторг, который мы 20, 15, 10 лет назад испытывали из-за исламского возрождения в России, теперь заставляет задуматься о том, в правильном ли направлении идет развитие ислама в нашей стране. Что не так было сделано? Какие внутренние и внешние причины породили, что среди молодежи появились те, для которых политическая провокационная демагогия прикрытая лозунгами ислама, оказалась востребованной?
Конечно, найти простые ответы на эти вопросы не получится, так как это целый комплекс разных проблем. Но искать эти ответы нужно, так как это дело выживаемости российской части мировой уммы. Хотим мы того или нет, но работать с этой молодежью надо, искать выходы из кризиса нужно.
Вопрос нравственности, поведения молодых мусульман это вопрос, как внутреннего состояния исламского сообщества России, так и внешнего восприятия мусульман. То есть это связанные вещи. Нужно больше выпускать телепередач и видео-роликов о правилах поведения, книг, статей в Интернете, лекций в медресе и мечетях, необходимо больше говорить об этом в проповедях. Одним словом, это одно из важнейших направлений работы мусульманского духовенства, которое, кстати, также должно задуматься о том, какой оно пример подает своим поведением. Пока имамы, преподаватели медресе не станут примерами для подражания самих мусульман, нам никогда не решить эту проблему. Работы очень много...
Мусульманская молодежь и недостаток нравственности
29 ноября 2013 года 10:00
Другие журналы
Главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев: «Майские праздники – время отдать дань усопшим…»
30 апреля 2014 года 14:23