Роль мусульманских организаций в укреплении межнационального мира

01 ноября 2013 года 08:38

«Помогайте друг другу в праведности и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Сура «Трапеза»:2)

Сразу после распада Советского Союза одной из самых главных и обсуждаемых тем, как в России, так и в других странах бывшего СССР, была тема межнациональных и межрелигиозных отношений.

Последние 20 лет над нормализацией межнациональных и межрелигиозных отношений бьются тысячи умов, на это выделяются огромные средства, как от государства, так и от различных фондов. Однако, ситуация по большому счету, остается по прежнему в высшей степени сложной. Более того, за последние несколько лет ситуация только усугубляется. Многочисленные погромы по этническим причинам, националистические марши, террористические акты и убийства, градус нетерпимости в нашем обществе растет.

В последние годы напряженность в сфере межнациональных отношений связана с двумя явлениями: миграционным вопросом и религиозной радикальностью. Так сложилось, что именно эти две темы стали объектом спекуляции со стороны различных нечистоплотных журналистов, политиков и общественных деятелей. В итоге, мы имеем картину, когда все проблемы нашего российского общества принято списывать на мигрантов, мусульман и вообще этнически других. В первую очередь, в этом списывании преуспели лидеры и спикеры оппозиции, которые совершенно несправедливо считают себя либералами. Их имена всем известны, их поступки и речи говорят сами за себя.

По стране открываются различные центры экспертиз и профилактики радикализма и экстремизма, однако ситуацию это не меняет. Более того, деятельность некоторых подобных центров имеет обратный эффект и вместо решения проблем мы получаем их усугубление. Как мне кажется, основная причина такого положения заключается в том, что недостаточно внимания уделяется тем организациям, которые занимаются в нашей стране практической деятельностью, то есть и с мигрантами и с различными радикалами встречаются практически ежедневно. Среди них, конечно же, мусульманские организации: мечети, медресе, общественные мусульманские организации.

Безусловно, за последние годы поддержка со стороны государства мусульманских организаций возросла, во многом благодаря государству они функционируют и развиваются. Это очень радует, однако, на мой взгляд, сегодня недостаточно используется их потенциал в сфере профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Например, вопрос с адаптацией мигрантов, которые в большинстве случаев приезжают в нашу страну из Средней Азии, можно было бы решать задействуя мечети. Конечно, мигрантов, которые плохо знают русский необходимо обучать языку, однако этого мало. Настоящая психологическая адаптация в российской среде может происходить через мечети, которые контролирует татарское духовенство. Мечеть и татары-мусульмане могли бы стать посредниками между мигрантами из Средней Азии и остальным российским обществом. Ведь негативный образ мигрантов, которые пьют, престают к девушкам, дерутся и совершают различные правонарушения, складывается во многом из-за того, что покинув традиционную среду обитания, они оказываются оторванными от своих общин и не готовы столкнуться с соблазнами современного общества. Более того испытывая множество стрессов вызванных миграцией они подвержены опасности радикализации. Все это необходимо учитывать, давая оценку из жизни в России. Мечети же могли бы стать местом их адаптации в российских условиях, смягчения культурного шока, который они порой испытывают приезжая в нашу страну. Однако порой мечетям не хватает человеческих и прочих ресурсов для работы с ними. В этом вопросе нужен комплексный подход: разработка методов работы с мигрантами, вовлечение их в жизнь мусульманских общин, профилактика в их среде радикальных и преступных настроений и т.д.

Схожая ситуация имеется и с борьбой с различными радикальными группами и деструктивными течениями. Именно мечети в первую очередь сталкиваются с этой проблемой, поскольку в первую они становятся объектом экспансии деструктивных радикальных течений. Это касается не только крупных мечетей, это общая проблема традиционного мусульманского духовенства сегодня. Поскольку мечети и медресе являются местом концентрации мусульманской жизни, борьба именно в этом поле определяет будущее российской части мировой уммы. Поэтому для решения этой проблемы на территории всей страны необходима последовательная и целенаправленная поддержка традиционных мусульманских организаций. В конце концов, поскольку именно ислам стал фактором притяжения для значительной части современной молодежи отгородить их от радикализации возможно только предоставив им ту настоящую мусульманскую идеологию, которая имеет созидательный и конструктивный характер, а не тот суррогат, который под видом ислама подсовывают нашей молодежи. То есть формулирование альтернативы тем радикальными течениями возможно только на языке ислама, только через мечети и мусульманские учебные заведения.

Никто лучше самих служителей мусульманских организаций не знает радикалов, поскольку им приходится встречаться и бороться с ними в своей повседневной жизни. Однако нехватка ресурсов порой становится одной из причин, почему традиционные мусульманские организации проигрывают в конкуренции многим радикальным организациям имеющих хорошую материальную базу.

Сегодня, как никогда важно, осознать значение мусульманских организаций в решении межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Это исторический момент для нашего общества, поэтому очень важно не упустить возможность переломить ситуацию.

Илдар Баязитов

Другие журналы

Какую модель развития должны выбрать коренные народы России?

Предлагаем вашему вниманию доклад слена совета ЦИК «Иман» Ахмада хазрата Сабирова, прочитанный на...

01 декабря 2014 года 10:05

Интервью муфтия Татарстана о современных реалиях

Гость сайта islam.ru Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного Управления Мусульман...

25 ноября 2014 года 12:48

Праздник, согревающий души

4 октября мусульмане всего мира отметили самый главный праздник в исламе – Курбан-байрам. В...

07 ноября 2014 года 15:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей