11 октября 2012 года в столице Татарстана прошел круглый стол на тему «Исламское образование: проблемы и пути их преодоления. Законодательное и нормативное правовое регулирование», организованный Российским государственным университетом нефти и газа им.И.М.Губкина и собравший вместе ректоров мусульманских учебных заведений и исламоведов из Казани, Перми и Ульяновска.
Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин считает, что для полноценного религиозного образования мусульман необходимо выработать стадиальную цепь его получения: мектебе (примечетные курсы) – медресе – исламский университет. При этом он призвал обратить особенное внимание именно на начальное образование, получаемое обычно в воскресных школах, в летних и зимних мусульманских лагерях и других образовательных программах, действующих при мечетях. «Начальное исламское образование никак в России не сертифицировано, часто нет единой образовательной программы, непонятно что за люди работают на этих примечетных курсах в качестве учителей, и главное – какую теологическую основу преподают в мектебе», - обозначил проблему казанский исламовед.
«Примечетные курсы – это именно тот фундамент, который закладывает самые первые основы мировоззрения мусульманина», - уверен директор Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов. По его мнению, если «мугаллим (учитель) будет придерживаться ваххабитской акыды (вероубеждения), то он на самом первоначальном уровне закладывает мировоззрение своим ученикам, из-за чего зачастую потом мы и сталкиваемся с ростом рядов фундаменталистов». Исламовед отмечает, что многие мусульмане, прошедшие систему примечетных курсов, не стремятся к дальнейшему получению более профессиональных богословских знаний, потому что их устраивает то, что им было дано в мектебе. «В итоге мы даже не можем познакомить человека с традиционным для татар ханафитским мазхабом в наших медресе и исламском университете, поскольку, получив знания в мектебе на ваххабитской мировоззренческой основе, такой человек считает для себя достаточным такие знания», - констатирует ситуацию Наиль Гарипов, считая необходимым начать устанавливать систему регулирования и контроля за начальным исламским образованием.
Начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Айдар Карибуллин отметил, что на 2011-2012 годы, по его подсчетам, удалось зафиксировать, что через примечетные курсы прошло 10 тысяч человек, и эта цифра ежегодно растет. «Татарстанский муфтият только при Ильдусе Файзове начал как-то упорядочивать эту сферу начального образования: стали проводиться регулярные собрания преподавателей этих курсов, им стала предлагаться единая учебная программа на основе ханафитского мазхаба», - отметил Карибуллин. При этом открытым остается вопрос о качестве преподавательского состава мугаллимов: многие из них не имеют соответствующего религиозного образования, а само начальное образование не имеет ни лицензий, никак не сертифицировано. «Если ДУМ Татарстана еще хоть как-то начало работать в этой сфере, то ситуация в других регионах вообще не контролируется», - считает муфтиятский чиновник. При этом Айдар Карибуллин привел статистику национального состава студентов и преподавателей мусульманских учебных заведений Татарстана: на 2012 год на очно-заочной системе образования в 1 исламском университете и 10 медресе Татарстана учатся 3500 шакирдов, из которых 92,5% - это татары, остальные – это представители народов Северного Кавказа, граждане стран Центральной Азии, есть даже учащийся из Боснии и русские мусульмане. Их обучают 110 преподавателей, большинство из которых татары, но имеются 2 араба, 1 азербайджанец, 2 таджика, 2 иранца, 1 турок. Последние – это, в основном, преподаватели языковых дисциплин.
Ректор ульяновского медресе «Биляр» Ильдар Сафиуллин отметил, что в половине из 100 мечетей Ульяновской области имамы 70-80-летнего возраста, что наталкивается на определенную поколенческую отчужденность мусульманской молодежи. Этим пользуются не только ваххабитские эмиссары, но и миссионеры секты «Свидетелей Иеговы», которые ведут активную пропаганду на татарском языке, особенно в сельской местности.
Председатель Общества ревнителей истории города Казани Василий Иванов выступил с докладом «Религиозное самообразование мусульманской молодежи в Интернете», которое сопровождалось фото-демонстрацией слайдов. В своей речи исследователь коснулся проблемы поиска знаний об исламе мусульманами. «Сейчас человек может заниматься просвещением, используя интернет, но делает он не через дистанционное обучение, а путем получения информации в виртуальной сети, зачастую с ваххабитских ресурсов», - считает эксперт.
Заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Дамир Шагавиев рассказал об учебной литературе, используемой в мусульманских учебных заведениях Татарстана. По его словам, одну из нынешних проблем представляет включение в список экстремистской литературы также и трудов ханафитских богословов. «Одно дело, когда под запретом ваххабитские книги, другое – когда ханафитская литература», - прокомментировал ситуацию ученый.
Имам-мухтасиб Перми Назим Сафаров рассказал о деятельности Пермского исламского колледжа «Тарик».
По итогам круглого стола была принята резолюция, в которой ее участники отметили необходимость поставить вопрос о системной подготовке и переподготовке педагогических кадров для начального исламского образования (примечетных курсов) с их последующей сертификацией как одной из важнейших и принципиальных для мусульманского религиозного просвещения.
Гузель Максютова
Исламское образование: проблемы и пути их преодоления
22 октября 2012 года 11:03
Другие журналы
"Это не вы меня, а я вас должен благодарить" - Президент Республики Татарстан
18 сентября 2012 года 10:52