С распространением ислама и ростом политически активных мусульманских общин исламский фактор становится важным компонентом современной жизни западных стран. В связи с этим представляет интерес рассмотрение теории и практики мультикультурализма в таких странах, как США и Канада, накопивших опыт его реализации.
Особенности ислама не просто как религии, а как образа жизни, объемлющего все её стороны, обусловили сложности на пути адаптации мусульман к европейскому обществу. О том, как ведется поиск наиболее оптимальной модели интеграции мусульман в европейское общество, расскажет нашему журналисту кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, культурологии и архивного дела Института экономики и социальных технологий Казанского государственного энергетического университета Флюра Нуриахметова.
- Флюра Мубаракзяновна, каковы мотивы иммиграции мусульман в немусульманские страны?
- Мотивы иммиграции представителей ислама в США и Канаду те же, что и у европейских иммигрантов. Они полагают, что на Западе приобретут большую экономическую состоятельность, широкие возможности для образования и, как следствие, квалифицированную высокооплачиваемую работу.
Большинство мусульман США и Канады составляют сунниты, гораздо меньше шиитов и представителей других общин, отколовшихся от ислама (друзы, бахаи и ахмадийя). Мусульмане создали множество организаций, под эгидой которых они действуют, например, Федерацию исламских ассоциаций США и Канады, Совет мусульманских общин в Канаде и Исламское общество Северной Америки, Ассоциацию мусульманских ученых и инженеров, Мусульманскую студенческую ассоциацию и другие.
Все они стремятся к единству мусульман на Западе и в то же время поддерживают связи с мусульманскими странами Азии и Африки. В этих странах формируются специальные фонды поддержки исламских иммигрантов, филиалы которых расположены в крупнейших городах США и Канады и тесно связаны с банковской системой этих стран. Среди всех мусульманских общин движения «ахмадийя» является наиболее влиятельным, сумевшим распространить свое видение ислама на территорию Северной Америки.
- С какими проблемами сталкиваются мусульмане в процессе интеграции в западное общество?
- Многие проблемы мусульман на Западе подобны тем, с которыми сталкиваются иммигранты – выходцы из других стран. Те из них, кто имеет образование, профессию и стабильное финансовое положение, быстро приспосабливаются к условиям страны проживания, тем самым, избегая явных форм дискриминации.
Ортодоксальные мусульмане, приверженцы буквы исламского закона, чаще всего испытывают серьезные трудности, вызванные существующими различиями между западным и восточным образом жизни.
Мусульмане стоят перед дилеммой: жить по традиционным мусульманским правилам или приспосабливаться к иным, западным ценностям. Например, их волнуют вопросы участия мусульман в политических процессах и движениях на Западе, халяльность накопления процентов на банковских вкладах, условия и правила занятия бизнесом, а также допустимость смешанных браков и многие другие.
Проблемы мусульман на Западе особенно остро дали о себе знать в начале девятнадцатого века в связи с политикой, проводимой в США в арабском мире, и , как следствие этого, с проявлениями терроризма.
- Найдено ли какое-то решение в разрешении этой проблемы?
- Безусловно, однозначного решения этой проблемы не существует. Одна часть мусульман продолжает держаться обособленно, другие полностью смешиваются с местным населением, являясь мусульманами лишь номинально. Однако и те, и другие признают необходимость возрождения исламских принципов в жизни общины: в воспитании, образовании, в быту с целью сохранения своей самобытности и возможности контакта с соотечественниками.
Этому в большой степени способствует канадская модель этнокультурной мозаики, которая в отличие от американской модели «плавильного котла», создает все условия для сохранения самосознания, языка и обычаев, самобытности народов, ее населяющих.
Федеральное правительство уже более двадцати лет проводит политику мультикультурализма, в соответствии с которой любая этническая община может претендовать на правительственную поддержку и особые права на сохранение своей самобытности. Такая поддержка находит выражение в создании условий для обучения в школах частично на родном языке, издании собственных газет и предоставлении часов для вещания на языке этнической общины по телевидению и радио, деятельности культурных центров и общественных неправительственных организаций.
В частности, к ним относится «Исламское общество Северной Америки», которое имеет свой печатный орган, проводит встречи и конференции, обсуждая различные вопросы, волнующие всем мусульман на Западе.
Мультикультурализм, возникший в послевоенные десятилетия, приобрел известность в тысяча девятьсот семидесятом году, когда в Канаде правительство премьер–министра Пьера Эллиотта Трюдо приняло официальный документ о политике мультикультурализма. За Канадой последовали другие страны – Австралия, Великобритания, ФРГ, где данная политика была признана официально. Это означало, что этнические меньшинства в этих странах имели право сохранять свою культуру, самобытность, национальное самосознание, тем самым достигалось «культурное многообразие» и толерантность в обществе. К ним относятся также иммигранты, в том числе из мусульманских стран.
В последнее время ислам распространяется на Западе быстрее, чем любая другая религия. Происходит это как за счет значительного миграционного притока и высокого естественного прироста мусульманского населения, так и за счет новообращенных – американцев, канадцев, принявших ислам. Мусульмане на Западе являются сегодня, пожалуй, самыми образованными из всех проживающих в мире правоверных, чем объясняется их активность в политике западных стран на самых различных уровнях, а также в самих мусульманских странах.
Многие ученые и исследователи еще в прошлом веке не раз говорили о предстоящем росте количества мусульман в разных странах мира в двадцать первом веке. В связи с этим стали выходить публикации, в которых поднимались вопросы, связанные с «новой» реформой ислама, предстоящей в западном ареале. В США считают, что модернизация ислама необходима не только среди мусульман, живущих в западных странах, но и во всем мусульманском мире. Сами мусульманские ученые, правоведы отмечают, что настало время для перемен и существенных изменений к лучшему в государственной политике и общественной жизни мусульманских стран. При этом изменения должны осознаваться мусульманами как легитимные с религиозной точки зрения. В связи с чем, всем мусульманам и исламской диаспоре в частности предстоит решение важной задачи, заключающейся в создании умеренной традиции для будущего, учитывающий наряду с традиционными исламскими ценностями и западные политические ценности, такие как плюрализм, толерантность, гражданское общество, соблюдение прав личности.
В целом, в европейском обществе нет серьезных препятствий, мешающих верующим оставаться самими собой. Зачастую, мусульманам стать полноценной частью европейского общества мешает не ислам, а отношение к нему. Мусульмане же в свою очередь должны пересмотреть свой подход к исполнению предписаний ислама, к наследию религии с учетом специфики общества, в котором они живут. Приверженцы ислама должны сочетать глубокую веру с критическим мышлением, что позволит им выбраться из «интеллектуальных и социальных гетто», в которых они сейчас пребывают и интегрироваться в европейское общество.
Гульназ Мияссарова, "Умма"