Исламское образование: проблемы и пути их преодоления

22 октября 2012 года 11:03

11 октября 2012 года в столице Татарстана прошел круглый стол на тему «Исламское образование: проблемы и пути их преодоления. Законодательное и нормативное правовое регулирование», организованный Российским государственным университетом нефти и газа им.И.М.Губкина и собравший вместе ректоров мусульманских учебных заведений и исламоведов из Казани, Перми и Ульяновска.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин считает, что для полноценного религиозного образования мусульман необходимо выработать стадиальную цепь его получения: мектебе (примечетные курсы) – медресе – исламский университет. При этом он призвал обратить особенное внимание именно на начальное образование, получаемое обычно в воскресных школах, в летних и зимних мусульманских лагерях и других образовательных программах, действующих при мечетях. «Начальное исламское образование никак в России не сертифицировано, часто нет единой образовательной программы, непонятно что за люди работают на этих примечетных курсах в качестве учителей, и главное – какую теологическую основу преподают в мектебе», - обозначил проблему казанский исламовед.

«Примечетные курсы – это именно тот фундамент, который закладывает самые первые основы мировоззрения мусульманина», - уверен директор Центра исламской культуры «Иман» Наиль Гарипов. По его мнению, если «мугаллим (учитель) будет придерживаться ваххабитской акыды (вероубеждения), то он на самом первоначальном уровне закладывает мировоззрение своим ученикам, из-за чего зачастую потом мы и сталкиваемся с ростом рядов фундаменталистов». Исламовед отмечает, что многие мусульмане, прошедшие систему примечетных курсов, не стремятся к дальнейшему получению более профессиональных богословских знаний, потому что их устраивает то, что им было дано в мектебе. «В итоге мы даже не можем познакомить человека с традиционным для татар ханафитским мазхабом в наших медресе и исламском университете, поскольку, получив знания в мектебе на ваххабитской мировоззренческой основе, такой человек считает для себя достаточным такие знания», - констатирует ситуацию Наиль Гарипов, считая необходимым начать устанавливать систему регулирования и контроля за начальным исламским образованием.

Начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Айдар Карибуллин отметил, что на 2011-2012 годы, по его подсчетам, удалось зафиксировать, что через примечетные курсы прошло 10 тысяч человек, и эта цифра ежегодно растет. «Татарстанский муфтият только при Ильдусе Файзове начал как-то упорядочивать эту сферу начального образования: стали проводиться регулярные собрания преподавателей этих курсов, им стала предлагаться единая учебная программа на основе ханафитского мазхаба», - отметил Карибуллин. При этом открытым остается вопрос о качестве преподавательского состава мугаллимов: многие из них не имеют соответствующего религиозного образования, а само начальное образование не имеет ни лицензий, никак не сертифицировано. «Если ДУМ Татарстана еще хоть как-то начало работать в этой сфере, то ситуация в других регионах вообще не контролируется», - считает муфтиятский чиновник. При этом Айдар Карибуллин привел статистику национального состава студентов и преподавателей мусульманских учебных заведений Татарстана: на 2012 год на очно-заочной системе образования в 1 исламском университете и 10 медресе Татарстана учатся 3500 шакирдов, из которых 92,5% - это татары, остальные – это представители народов Северного Кавказа, граждане стран Центральной Азии, есть даже учащийся из Боснии и русские мусульмане. Их обучают 110 преподавателей, большинство из которых татары, но имеются 2 араба, 1 азербайджанец, 2 таджика, 2 иранца, 1 турок. Последние – это, в основном, преподаватели языковых дисциплин.

Ректор ульяновского медресе «Биляр» Ильдар Сафиуллин отметил, что в половине из 100 мечетей Ульяновской области имамы 70-80-летнего возраста, что наталкивается на определенную поколенческую отчужденность мусульманской молодежи. Этим пользуются не только ваххабитские эмиссары, но и миссионеры секты «Свидетелей Иеговы», которые ведут активную пропаганду на татарском языке, особенно в сельской местности.

Председатель Общества ревнителей истории города Казани Василий Иванов выступил с докладом «Религиозное самообразование мусульманской молодежи в Интернете», которое сопровождалось фото-демонстрацией слайдов. В своей речи исследователь коснулся проблемы поиска знаний об исламе мусульманами. «Сейчас человек может заниматься просвещением, используя интернет, но делает он не через дистанционное обучение, а путем получения информации в виртуальной сети, зачастую с ваххабитских ресурсов», - считает эксперт.

Заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Дамир Шагавиев рассказал об учебной литературе, используемой в мусульманских учебных заведениях Татарстана. По его словам, одну из нынешних проблем представляет включение в список экстремистской литературы также и трудов ханафитских богословов. «Одно дело, когда под запретом ваххабитские книги, другое – когда ханафитская литература», - прокомментировал ситуацию ученый.

Имам-мухтасиб Перми Назим Сафаров рассказал о деятельности Пермского исламского колледжа «Тарик».

По итогам круглого стола была принята резолюция, в которой ее участники отметили необходимость поставить вопрос о системной подготовке и переподготовке педагогических кадров для начального исламского образования (примечетных курсов) с их последующей сертификацией как одной из важнейших и принципиальных для мусульманского религиозного просвещения.

Гузель Максютова

Другие журналы

Какую модель развития должны выбрать коренные народы России?

Предлагаем вашему вниманию доклад слена совета ЦИК «Иман» Ахмада хазрата Сабирова, прочитанный на...

01 декабря 2014 года 10:05

Интервью муфтия Татарстана о современных реалиях

Гость сайта islam.ru Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного Управления Мусульман...

25 ноября 2014 года 12:48

Праздник, согревающий души

4 октября мусульмане всего мира отметили самый главный праздник в исламе – Курбан-байрам. В...

07 ноября 2014 года 15:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей