Почему мусульмане делают «хиджру» в немусульманские страны?

21 сентября 2012 года 09:38

С распространением ислама и ростом политически активных мусульманских общин исламский фактор становится важным компонентом современной жизни западных стран.  В связи с  этим представляет интерес рассмотрение теории и практики мультикультурализма в таких странах, как США и Канада, накопивших опыт его реализации.

 Особенности ислама не просто как религии, а как образа жизни, объемлющего все её стороны, обусловили сложности на пути адаптации мусульман к европейскому обществу.  О том, как ведется  поиск наиболее оптимальной модели интеграции мусульман в европейское общество, расскажет нашему журналисту кандидат философских наук, профессор, заведующая кафедрой истории, культурологии и архивного дела Института экономики и социальных технологий Казанского государственного энергетического университета Флюра Нуриахметова.

- Флюра Мубаракзяновна, каковы мотивы иммиграции мусульман в немусульманские  страны?

  • Мотивы иммиграции представителей ислама в США и Канаду те же, что и у европейских иммигрантов. Они полагают, что на Западе приобретут большую экономическую состоятельность, широкие возможности для образования и, как следствие, квалифицированную высокооплачиваемую работу.

Большинство мусульман США и Канады составляют сунниты, гораздо меньше шиитов и представителей других общин, отколовшихся от ислама (друзы, бахаи и ахмадийя). Мусульмане создали множество организаций, под эгидой которых они действуют, например, Федерацию исламских ассоциаций США и Канады, Совет мусульманских общин в Канаде и Исламское общество Северной Америки, Ассоциацию мусульманских ученых и инженеров, Мусульманскую студенческую ассоциацию и другие.

Все они стремятся к единству мусульман на Западе и в то же время поддерживают связи с мусульманскими странами Азии и Африки. В этих странах формируются специальные фонды поддержки исламских иммигрантов, филиалы которых расположены в крупнейших городах США и Канады и тесно связаны с банковской системой этих стран. Среди всех мусульманских общин движения «ахмадийя» является наиболее влиятельным, сумевшим распространить свое видение ислама на территорию Северной Америки.

- С какими проблемами сталкиваются мусульмане в процессе интеграции в западное общество?

 - Многие проблемы мусульман на Западе подобны тем, с которыми сталкиваются иммигранты – выходцы из других стран. Те из них, кто имеет образование, профессию и стабильное финансовое положение, быстро приспосабливаются к условиям страны проживания, тем самым, избегая явных форм дискриминации.

Ортодоксальные мусульмане, приверженцы буквы исламского закона, чаще всего испытывают серьезные трудности, вызванные существующими различиями между западным и восточным образом жизни.

Мусульмане стоят перед дилеммой: жить по традиционным мусульманским правилам или приспосабливаться к иным, западным ценностям. Например, их волнуют вопросы участия мусульман в политических процессах и движениях на Западе, халяльность накопления процентов на банковских вкладах, условия и правила занятия бизнесом, а также допустимость смешанных браков и многие другие.

 Проблемы мусульман на Западе особенно остро дали о себе знать в начале девятнадцатого века в связи с политикой, проводимой в США в арабском мире, и , как следствие этого, с проявлениями терроризма.

- Найдено ли какое-то решение в разрешении этой проблемы?

- Безусловно, однозначного решения этой проблемы не существует. Одна часть мусульман продолжает держаться обособленно, другие полностью смешиваются с местным населением, являясь мусульманами лишь номинально. Однако и те, и другие признают необходимость возрождения исламских принципов в жизни общины: в воспитании, образовании, в быту  с целью сохранения своей самобытности и возможности контакта с соотечественниками.

Этому в большой степени способствует канадская модель этнокультурной мозаики, которая в отличие от американской модели «плавильного котла», создает все условия для сохранения самосознания, языка и обычаев, самобытности народов, ее населяющих.

Федеральное правительство уже более двадцати лет  проводит политику мультикультурализма, в соответствии с которой любая этническая община может претендовать на правительственную поддержку и особые права на сохранение своей самобытности. Такая поддержка находит выражение в создании условий для обучения в школах частично на родном языке, издании собственных газет и предоставлении часов для вещания на языке этнической общины по телевидению и радио, деятельности культурных центров и общественных неправительственных организаций.

В частности, к ним относится «Исламское общество Северной Америки», которое имеет свой печатный орган, проводит встречи и конференции, обсуждая различные вопросы, волнующие всем мусульман на Западе.

 Мультикультурализм, возникший в послевоенные десятилетия, приобрел известность в тысяча девятьсот семидесятом году, когда в Канаде правительство премьер–министра Пьера Эллиотта Трюдо приняло официальный документ о политике мультикультурализма. За Канадой последовали другие страны – Австралия, Великобритания, ФРГ, где данная политика была признана официально. Это означало, что этнические меньшинства в этих странах имели право сохранять свою культуру, самобытность, национальное самосознание, тем самым достигалось «культурное многообразие» и толерантность в обществе. К ним относятся также иммигранты, в том числе из мусульманских стран.

В последнее время ислам распространяется на Западе быстрее, чем любая другая религия. Происходит это как за счет значительного миграционного притока и высокого естественного прироста мусульманского населения, так и за счет новообращенных – американцев, канадцев, принявших ислам. Мусульмане на Западе  являются сегодня, пожалуй, самыми образованными из всех проживающих в мире правоверных, чем объясняется их активность в политике западных стран на самых различных уровнях, а также в самих мусульманских странах.

Многие ученые и исследователи еще в прошлом веке не раз говорили о предстоящем росте количества мусульман в разных странах мира в двадцать первом веке. В связи с этим стали выходить публикации, в которых поднимались вопросы, связанные с «новой» реформой ислама, предстоящей в западном ареале. В США считают, что модернизация ислама необходима не только среди мусульман, живущих в западных странах, но и во всем мусульманском мире. Сами мусульманские ученые, правоведы отмечают, что настало время для перемен и существенных изменений к лучшему в государственной  политике и общественной жизни мусульманских стран.   При этом изменения должны осознаваться мусульманами как легитимные с религиозной точки зрения. В связи с чем, всем мусульманам и исламской диаспоре в частности предстоит решение важной задачи, заключающейся в создании умеренной традиции для будущего, учитывающий наряду с традиционными исламскими ценностями и западные политические ценности, такие как плюрализм, толерантность, гражданское общество, соблюдение прав личности.

В целом,  в европейском обществе нет серьезных препятствий, мешающих верующим оставаться самими собой. Зачастую, мусульманам стать полноценной частью европейского общества мешает не ислам, а отношение к нему. Мусульмане же в свою очередь должны пересмотреть свой подход к исполнению предписаний ислама, к наследию религии с учетом специфики общества, в котором они живут. Приверженцы ислама должны сочетать глубокую веру с критическим мышлением, что позволит им выбраться из «интеллектуальных и социальных гетто», в которых они сейчас пребывают и интегрироваться в европейское общество.

Гульназ Мияссарова, "Умма"

 

Другие журналы

Какую модель развития должны выбрать коренные народы России?

Предлагаем вашему вниманию доклад слена совета ЦИК «Иман» Ахмада хазрата Сабирова, прочитанный на...

01 декабря 2014 года 10:05

Интервью муфтия Татарстана о современных реалиях

Гость сайта islam.ru Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного Управления Мусульман...

25 ноября 2014 года 12:48

Праздник, согревающий души

4 октября мусульмане всего мира отметили самый главный праздник в исламе – Курбан-байрам. В...

07 ноября 2014 года 15:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей