Несколько лет тому назад депутаты Татарстана установили новую памятную дату – День официального принятия Ислама в 922 году Волжской Булгарией, которое будет отмечаться 21 мая. Татарстан этой датой подчеркивает, что мусульмане – коренные жители России, а Ислам – одна из старейших религий, которая укоренилась в нашей стране давно, и это общая её история. В этом и есть рецепт толерантности РТ.
Говоря о просвещенной цивилизации волжских булгар и называя их «торговым и промышленным народом» русский историк С.М.Соловьев писал: «Издавна, когда ещё русский славянин не начинал строить на Оке церквей христианских, не занимал ещё этих мест во имя европейской гражданственности, болгарин слушал уже Коран на берегах Волги и Камы»…
Булгары, как и все тюрки, с древнейших времен исповедовали единобожие. Хотя их религия и отличалась по обрядам от Ислама, она в тоже время была очень близка к нему по многим своим теологическим воззрениям. Все это и обусловило ту легкость, с которой Ислам за поразительно короткое время был принят булгарами.
Усиление торговых и экономических связей со странами Востока привело к распространению арабской письменности и в системе образования булгар. По сообщениям арабского путешественника, писателя и географа начала Х века Ибн-Русте, «… большая часть (булгар – М.И.) исповедует Ислам и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».
Основным материалом письменности в Волжско-Камской Булгарии Х-ХI веках служила бумага, привозимая из далекого Китая. Пергамент же, как у западных народов, для письма применялся реже. Этим и объясняется плохая сохранность памятников письменности древнебулгарского периода.
Ислам придал новый импульс ускоренному развитию булгарской науки и культуры в цело. На рубеже ХI-ХII веков в городе Биляре жил ученый-историк, главный судья Якуб ибн Нугман – автор книги «История Булгарии», которую высоко оценил арабский путешественник, географ Абу-Хамид аль Гарнати (аль Андалуси), посетивший Великий город Биляр в 1135 году. К сожалению, она не сохранилась до наших дней, но благодаря аль Гарнати, прибывшему из далёкой Испании, который приводит отрывки из сочинения Якуба ибн Нугмана, мы имеем представление об этой книге.
В городе Биляре было крупное высшее учебное заведение – университет (дар аль-улюм) «Мухаммед-Бакирия», основанный около 1080 года Якубом ибн Нугманом – потомком ибн Фадлана. Ибн Фадлан, как известно, возглавлял посольство багдадского халифа Муктадира к царю булгар Алмыш хану и остался жить в Булгарии в качестве советника пяти полунезависимых царей-биев во главе с Алмыш ханом.
«Мухаммед-Бакирия» был первым университетом в Европе, где такого рода учебные заведения начали появляться только в ХI-ХV веках. В «Мухаммед-Бакирия» изучали историю, богословие, философию, литературу, риторику, поэзию, математику, астрономию, медицину и другие науки. Университет, где ректором являлся Якуб ибн Нугман, пользовался признанием не только в Булгарии, но и далеко за ее пределами. Здесь, на ряду с булгарами, учились шакирды (студенты) из стран Арабского Востока, Хорезма, Ирана и даже далекой Испании. В качестве примера можно привести такой факт. Абу Хамид аль-Гарнати (аль-Андалуси) в 1135 году привез с собой из Испании своего старшего сына и обратился с просьбой к Якубу ибн Нугману о приёме его в университет «Мухаммед-Бакирия». Обучение велось на булгарском и арабском языках.
Турецкий учёный библиограф XVII века Хаджи Халиф пишет об одном булгарском астрономе X века, который в 700 верстах севернее от Биляра-Булгара наблюдал за необычным явлением (возможно, северным сиянием). Профессор К(П)ФУ Гамирзян Давлетшин приводит интересные факты. Например, булгарский поэт Котб (Кутб) в своём произведении «Хөсрәү вә Ширин (Хосров и Ширин)» (1342 г.) пишет о космосе, что каждая звезда – это особый мир и между ними огромные расстояния и в космосе царит вечное движение. В 1394 году другой булгарский автор Сейф Сараи в своём произведении «Сөһәил вә Гөлдерсен (Сохайль вэ Голдерсен)» под влиянием булгарского астронома Масуда пишет о том, что Земля вращается вокруг Солнца:
Әйләнде кыз бу яшь егет тирәли.
Җир әйләнгән кебек Кояш тирәли.
(Обернулась девушка вокруг молодого юноши
Как Земля вращается вокруг Солнца.)
(подстрочный перевод Мидхата Ижбулатова)
Обратите внимание: 1394 год! За 150 лет до Коперника и за 200 лет до Джордано Бруно наши предки булгары смотрели на это явление, как на что-то само собой разумеющееся, и смело вводили в поэтические произведения. И за это никто и никого в Булгарии не преследовал и на костре инквизиции не сжигал: это могло быть только в государстве, где царили разум и знания.
В Булгарии была развита и медицина. В 1220–1221 годах булгарскими учёными - братьями Тазетдином и Хасаном ибн Йунус аль-Булгари по просьбе арабских медиков написан медицинский трактат «(Әт-Тирйәк әл-Кәбир (Эт-Тирьяк Эл-Кабир)» («Лучшие лекарства против отравления»). Он хранится сейчас в Научной библиотеке Меджлиса-Сина в городе Тегеране – столице Ирана. В 1996 году во время официального визита в Иран первому Президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву были торжественно вручены ксерокопии этого бесценного манускрипта, который затем был подарен им отделу редких рукописей Научной библиотеки имени Н.Лобачевского Казанского университета.
Булгарская просвещенность пользовалась настолько высоким авторитетом и признанием, что учёный Ходжа Ахмед Булгари назначается на пост учителя и наставника самого могущественного монарха мира султана Махмуда Газневи, как в свое время знаменитый древнегреческий философ Аристотель, был учителем и наставником Александра Македонского. Недаром же Булгарию называли «Царством Разума» и «Золотым Троном Востока». Переехав из Булгарии в Афганистан, Ходжа Ахмед Булгари врачует в городе Газни. После его чудодейственного лечения многие вставали на ноги. Поэты восхваляют его в своих стихах, имя его становится легендарным. В 1971 году над его могилой был построен мавзолей (дюрбе) из белого мрамора.
Но Ходжа Ахмед Булгари был не только знаменитым медиком. Не в меньшей степени он прославился своими философскими и историческими трактатами. Среди них наибольшей известностью пользовались «Тарихател Болгария» («История Булгарии»), «Фәнандел Болгария» («Наука в Булгарии») «Җәмигыль Болгария» («Философия Булгарии»). Многие современные мусульманские учёные обращаются к его трудам, написанным в ХI веке.
И таких исторических фактов много. Известно также, что в медресе придавали большое значение изучению литературных памятников, среди которых особо выделяется поэма «Кыйссаи Йосыф» («Сказание о Юсуфе»), которую создал выдающийся булгарский поэт-гуманист, философ Кул Гали, 800-летие со дня рождения которого и 750-летие его бессмертной поэмы широко отмечалось в 1983-1984 годах по решению ЮНЕСКО во всём мире.
В эпоху Булгаро-Казанского средневековья царил культ поэзии. Крупнейшим поэтом, философом и историком этого периода являлся поэт-гуманист Мухаммадьяр. В своих произведениях «Төхфәи мәрдан» («Дар мужей», 1539 г.) и «Нуры содур» («Лучи души», 1542 г.) он поднимал проблемы добра, справедливости, равноправия, уважения к женщинам и простому человеку.
По высочайшему Указу казанской царицы Сююмбике, Мухаммадьяр собирал книги, древние манускрипты, рукописи со всего мира для библиотеки, которая являлась одной из крупнейших в Евразии. Самое интересное, что эта знаменитая библиотека была открыта для всех желающих, образованных людей Булгаро-Казанского ханства. А в Казани был культ поэзии. Царица Сююмбике подарила эту знаменитую библиотеку медресе «Мухаммед-Аламия». К сожалению, дальнейшая судьба этой уникальной библиотеки неизвестна и покрыта завесой тайны.
За границей историю нашего народа знают лучше и ценят больше, чем мы сами. Например, в болгарском журнале «Отечество» (г. София) приводятся слова, являющиеся своеобразным итогом беседы с выдающимся историком, археологом, профессором Альфредом Халиковым: «Развалины Великого Булгара и Биляра представляют такую же научную ценность, как руины легендарной Трои и Помпеи». Недаром же крупнейший татарский богослов, историк, философ XIX века Шигабутдин Марджани сравнивал булгарскую цивилизацию с цивилизациями Византии и Андалузии. Пётр I во время посещения Великого Булгара в 1722 году обозревал её просторы с высоты Малого минарета и был поражен развернувшейся перед ним величественной панорамой древней столицы Булгарского государства. Император издал Указ о сохранении каменных зданий древнего города с числом около 80.
Казанские тюрки (татары) всегда с большим уважением относились к религиям других народов, в том числе и к православию. Известно, что в Волжской Булгарии, Дешти Кипчаке (Золотой Орде), в Казанском ханстве была исключительная веротерпимость, никто не подвергался гонениям и преследованиям за принадлежность к той или иной религии.
Булгаро-татарский народ, будучи в своей основе мусульманским, всегда с большим уважением относился к представителям других религий. А это основывается на сурах и аятах Священного Корана. Все это является частью менталитета двадцатимиллионного булгаро-татарского народа, который стремится жить в мире и согласии с другими народами. На нашей прекрасной, но такой беззащитной планете Земля, где находятся горячие точки (Кавказ, Ближний Восток, Афганистан) льётся кровь. А в это время в Татарстане (1999 год) в городе Казани открывается Дом Дружбы народов, а на базе Казанского финансово-экономического института – Институт культуры мира, который является единственным в мире. Ректором этого уникального и необычного института, который находится под эгидой ЮНЕСКО, является известный учёный, академик Энгель Ризакович Тагиров.
Проживая на своих исторических землях в разных регионах России, булгаро-татары подобно сообщающимся сосудам неразрывно связаны друг с другом. Поэтому Россия является общим домом не только для потомков булгар, но и для других народов. Поэтому они как никто другой заинтересованы в сохранении единой демократической, процветающей державы, где все народы равны и имеют равные права независимо от численности. И в этом залог её сохранения в будущем.
Мидхат ИЖБУЛАТОВ,
магистр Международной Педагогической Академии,
член Международной Конфедерации Журналистов, преподаватель Казанского Высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия Ислама