Мы любим говорить о духовности, обсуждать насущные проблемы духовного развития мусульманской уммы. Хотя часто даже не вникаем в суть данного понятия. Так что же такое «духовность»? В толковых словарях «духовное» трактуется как нечто, связанное с религией. Время от времени о духовности и бездуховности начинают говорить даже заведомые атеисты, не отдавая себе отчета, что, взывая к духовности общества, они по существу тоскуют именно о религиозном начале в человеке. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями. Это то, ради чего человек живет и действует.
Сегодня, к сожалению, общество, исследуя внутренние резервы человеческой психики с целью определения путей и средств достижения благополучия и процветания, через СМИ формирует новую, чуждую традиционным нормам нравственности систему ценностей. В рамках этого взгляда образцом для подражания становятся не честность и порядочность, а только видимая и признанная «успешность». Однако установлено, что человек, достигший названных результатов, внешне оказывается погруженным в коммуникативную среду, что вроде бы хорошо для развития общества, но его внутреннее одиночество усугубляется, шаг за шагом опустошается душа. На основе только позитивистской шкалы ценностей, без оглядки на духовное наследие, невозможно построение нравственно здорового общества.
Не нужно забывать, что именно сегодня мы создаём основу, платформу будущим поколениям. И от нас во многом зависит, каким будет наше общество – сильным и толерантным ко всем народам и национальностям или слабым и разобщённым, живущим в мире бездуховности и пороков.
Все мы рождаемся мусульманами, в состоянии «фитруль-иман». Поэтому те ценности, которые мы сегодня разделяем – так называемые общечеловеческие ценности – это в действительности мусульманские ценности. Нет такой деятельности, такого поведения, такой сферы, которые были бы чужды религиозному влиянию, не имели бы с религией никакого соприкосновения, не подвергались бы оценке с религиозных позиций.
Я глубоко убежден, что возвращение к духовным истокам – добрым традициям нашего народа – есть именно тот путь, который приведет наше общество к духовному и нравственному оздоровлению. История наша глубока и многогранна. Духовное и культурное наследие, накопленное нашими предками в течение столетий – вот истинное богатство и тот краеугольный камень, на котором и следует возводить здание благополучия нашего общества.
Только на основе этих многовековых ценностей можно воспитать подлинных патриотов, законопослушных граждан и нравственных людей. Духовно-нравственные ценности должны стать основными ориентирами в формировании образовательной политики в нашем обществе, и в этой области существует немало возможностей для сотрудничества государства, общества и мусульманского духовенства.
Председатель ДУМ РТ
Муфтий Илдус хазрат Фаизов