Что такое мазхаб?

06 октября 2011 года 14:16

Слово «мазхаб» в переводе с арабского языка означает «путь», «направление». В терминологии правоведов мазхаб означает учение и направление ученого–правоведа (факиха), достигшего степени ижтихада (выведение правовых норм непосредственно из основ Шариата: из Корана и Сунны).

 Ученый, достигший этого уровня, называется мужтахидом, имамом, а его правовая школа — мазхабом. Однако, мазхаб не является трудом одного ученого–основателя мазхаба, так как ученые–последователи имама, тоже вносят свой вклад в развитие мазхаба, придерживаясь основных принципов и основ имама.

 Мазхаб — это не умозаключение имама, не выводы, к которым он пришел путем мышления, а его понимание священных текстов и их интерпретация. Поэтому, когда мы говорим, что придерживаемся мазхаба какого–то имама, например, Шафии или Абу Ханифы, мы не имеем ввиду, что придерживаемся его личного умозаключения, оставляя в стороне Коран и сунну, а придерживаемся его понимания священных текстов, которые привел имам в своей книге, что было передано от него или выведено учеными–последователями, опираясь на основы имама и его принципы, а также путем сравнения («кияс»). Примером могут послужить известные слова имама Шафии: «Если хадис будет достоверным, то это мой мазхаб».

 Во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует) все вопросы решались пророком, он был и муфтием и судьей. После его смерти, во времена сподвижников, стали появляться мазхабы, такие как мазхаб Айши, АбдуЛлаха ибн Умара, АбдуЛлаха ибн Масуда и других. После, во времена табиинов, стали широко известны семеро факихов (правоведов) Медины (Саид бин Мусаяб, Урва бин Зубайр и др.), ученые Куфы (Ибрахим Нахаи, Алькама бин Масуд), Басры (Хасан аль–Басри). С начале 2 века и до конца 4–го по хиджри (золотая эпоха ижтихада), ученые уделяли большое внимание ижтихаду, а самыми известными мужтахидами, основоположниками мазхабов стали 13 из них: Суфян бин Уяйна в Мекке, Малик бин Анас в Медине, Хасан аль–Басри в Басре (Ирак), Абу Ханифа и Суфян бин Саври в Куфе (Ирак), Авзаи в Шаме (Сирия и близлежащие страны), Шафии и Лейс бин Саад в Египте, Исхак бин Рахуя в Нейсабуре, Абу Савр, Ахмад бин Ханбал, Дауд Захири, Ибн Джарир Табари в Багдаде. Однако, все эти мазхабы не получили широкого распространения, а остались текстами, изложенными в книгах. Из дошедших до нас суннитских мазхабов, самыми распространенными являются четыре: мазхаб имама Абу Ханифы, Малика, Шафии и Ахмада. Также есть различные шиитские мазхабы.

 В исламе есть основы вероубеждения, такие как существование Аллаха, вера в пророков, в ангелов, в Судный День, есть столпы ислама, такие как намаз, выплата милостыни, хадж. В этих основах и столпах не существуют разногласий, у нас один Аллах, все мы совершаем одну молитву, обращаясь в сторону одной Киблы, постимся в один месяц.

 Однако, во второстепенных вопросах возникают разногласия, к которым мы должны подходить с взаимоуважением и терпением, не забывая принципы братства, которому в исламе уделено огромное внимание, оставляя в стороне свое я. Особенно в наши дни мы часто видим мусульман, которые обсуждают второстепенные вопросы, возникшие еще тысячи лет назад, к которым ученые подходили с мудростью, пониманием и уважением мнения других. Имам Шафии говорил: «Мое мнение правильное, но не исключающее ошибку, а мнение другого ошибочное, но не исключающее правоту».

 Не пора ли нам отложить в сторону эти спорные вопросы, не навязывая друг другу свои мнения, и задуматься о настоящем, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся каждый день, о положении нашей Уммы.

 Есть некоторые причины, и обстоятельства, из–за которых ученые разошлись во мнениях при выведении решений из источников:

 1. Разнообразие смыслов слов арабского языка. Причиной различия смыслов одного слова является скрытость или ясность слова, понимание слов буквально или в переносном смысле, общность слов, когда одно слово указывает на два противоположных смысла, изменение смысла в зависимости от грамматического разбора текста и др.

 2. Разногласие в передаче хадисов, по причине того, что некоторые хадисы дошли до имама, а некоторые нет. Или разногласие в решении насчет достоверности хадиса, так как один и тот же хадис может дойти до одного имама по достоверной цепочке передатчиков, без разрыва, а до другого имама по слабой цепочке.

 3. Разногласие в источниках. Ученые–правоведы единодушны во мнении, что первым источником является священный Коран, вторым — сунна, третьим — иджма (единство ученых в шариатской норме в определенную эпоху), четвертым — кияс (сравнение). Также есть и другие источники, выведенные из Корана и сунны, в использовании которых при вынесении решений, разошлись мнения ученых: как например истихсан, слова сподвижников, дела жителей Медины и др.

 4. Различие правил и основ интерпретации текстов. У каждого мазхаба есть свои правила и основы, посредством которых ученые этого мазхаба выносят решение относительно различных положений.

 5. Выведение решений посредством сравнения («кияс») — одно из самых обширных причин разногласий, так как у четырех ее основ есть дополнительные условия, в которых мнения ученых разделяются.

 6. Противоречивость доказательств и выявление более предпочтительных при противоречии.

 Это основные причины, из–за которых разделились мнения ученых. И эти разногласия являются милостью для мусульман, как говорят сами ученые, ведь человек попадает в различные ситуации, живет в разных странах с различными условиями и обычаями, и если был бы один мазхаб, то это поставило бы его в затруднительное положение.

 Поэтому, существование разных мазхабов, правовых школ является богатством исламского наследия и доказывает способность ислама отвечать потребностям человека. И если мы будем подходить к вопросам мазхабов, руководствуясь правилом — «нет порицания в спорных вопросах», как это делали сподвижники, мы научимся уважать мнения других и работать во благо религии.

 Магомедов Магомед

http://www.al-azhar.ru/

Другие журналы

В центральной соборной мечети города Нижнекамска состоялся конкурс чтецов Корана среди детей и подростков

20 марта 2016 года в центральной соборной мечети города Нижнекамска состоялся конкурс чтецов Корана...

21 марта 2016 года 10:12

Рустаму Минниханову и Минтимеру Шаймиеву представили проект строительства Болгарской исламской академии

Проект строительства Болгарской исламской академии представили сегодня Президенту Татарстана Рустаму...

21 марта 2016 года 09:40

Из истории духовных образовательных учреждений (мектеб и медресе)

«Становление и развитие исламского религиозного образования на Волго-Камье в Средние века...

18 марта 2016 года 10:21

В 2016 году хадж совершат 16 тысяч россиян

В этом году в паломничество в святые для мусульман Мекку и Медину поедут порядка 16 тысяч россиян...

09 марта 2016 года 17:35
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей