Что скрывается за термином «терроризм»?

27 сентября 2011 года 22:14

Для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления. Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени  в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научно-верифицированными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном.

 

Итак, первая проблема – расплывчатость понятия. Это характерно, в первую очередь, для понимания этого специального термина в обыденном сознании, которое ассоциирует терроризм с любым устрашением, запугиванием. Научное сознание рассматривает терроризм более точно, как специфический метод вооруженной политической борьбы вместе с сопутствующим ей обрамлением: идеологией, социальной организацией, техникой и средствами исполнения террористических актов. Но и научный подход часто не свободен от этого недостатка. Поскольку основополагающим признаком терроризма считается целенаправленное устрашение (само слово имеет латинское происхождение, его корень terror– страх, ужас), часто его сущность сводится к одной характеристике. Действительно, терроризм можно определить какстратегию психологического устрашения систематическим насилием,  используемую автономными оппозиционными организациями, объективно более слабыми по отношению к своему врагу (поэтому его часто именуют «оружием слабых»). Однако,  делая акцент на этой стороне террористической борьбы, ученые часто определяют терроризм слишком широко – до размытия смысловых границ между более общими категориями насилия, агрессии и более узким термином «терроризм». В наши дни принято говорить о таких видах терроризма как бытовом, информационном, экономическом и т.д. Д.В. Ольшанский в своей фундаментальной монографии «Психология терроризма» среди различных видов последнего выделяет социальный (бытовой) терроризм – «повседневное запугивание, с которым мы сталкиваемся на улице, в доме, в бытовом общении» (имеется в виду уличная преступность, банды «скинхедов», рэкетиры и т.д.). В научной литературе можно встретить термин «индивидуальное терроризирование» для обозначения запугивания, психологического давления одного лица по отношению к другому (терроризм на межличностном уровне). В соответствии с таким определением, любое суровое психологическое давление, даже необоснованная строгость родителей к ребенку может считаться терроризированием. А это очевидный абсурд. Похожая ситуация складывается вокруг смысла понятия «экономического терроризма», к которому иногда относят подрывные действия в области финансовой системы, дискриминационные действия в отношении конкурентов, и даже незаконное подстрекательство на пикеты и забастовки.

В вышеприведенных примерах терроризм неудачно смешивается с другими правонарушениями, несущими устрашающий (в случае с экономическим терроризмом – подрывной) характер, или отождествляется с психологическим давлением. В действительности далеко не любое психологическое давление и запугивание есть терроризм. Не менее важно провести грань междутерроризмом и криминальным насилием как качественно разными явлениями.Для того чтобы излечить болезнь, нужно поставить точный диагноз. А потом прописать нужные для конкретного случая лекарства. Терроризм и криминал – это разные диагнозы. Они олицетворяют собой разные духовные и социальные болезни общества. Первое – насилие политическое. Второе – исходящее исключительно из корыстных мотивов. Первое – идеологически обоснованная агрессия, второе – безыдейное, прагматическое преступление. В сравнении с чисто уголовным насилием становится ясным тот факт, что терроризм – это гораздо более сложная и трудно диагностируемая болезнь общества, нежели чем криминал.

Из-за принципиального неразличения терроризма и криминала рождаетсявторая проблема – примитивизация личности террориста. В основном упрощенный образ террориста присутствует в обыденном сознании и публикациях, не отличающихся научной корректностью. В науке давно признана сложность феномена террористического насилия и противоречивость натур тех, кто вовлечен в терроризм. К сожалению, житейские стереотипы разделяют многие государственные лица, что отражается на политике в области противодействия терроризму. Проблема заключается в том, что многие террористы представляют собой психически полностью здоровых, образованных и умственно развитых людей.

Классический русский террорист XIX– начала XXвеков – убежденный народник-революционер. Что это за тип личности? Это идеалистически настроенный интеллигент, человек, как правило, с развитым нравственным чувством, зачастую богато одаренный талантами. К примеру, один из организаторов и самых последовательных идеологов террористической партии «Народная воля», уничтожившей самого либерального царя Александра II, был Н.А. Морозов – революционер, переживший 25-летнюю каторгу в Петропавловской крепости и Шлиссельбурге (где овладел 11 языками и изучил множество научных трудов), впоследствии профессор и  почетный академик АН СССР.

Многие террористы-смертники Палестины, особенно женщины –представители среднего класса с более высоким уровнем образования, подававшие надежды в профессиональном и творческом плане. Однако из-за стечения обстоятельств и непростой социально-этической мотивации (здесь присутствует и мотив борьбы за права своего народа, и влияние пропаганды радикальной «культуры мученичества», и личные мотивы, вплетенные в социокультурный контекст) они выбрали путь «мученичества».

Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? И здесь мы возвращаемся к констатации сложности причин и запутанности мотивации терроризма. В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы.

Теперь рассмотрим ситуацию намеренно ошибочного употребления термина, которое оказывает значительное влияние на тот образ современного террориста, который складывается в массовом сознании.Третьей проблемой для нас будет понятие «терроризма» как орудия идеологической манипуляции. В подобном значении термин «терроризм» эффективно использовался во  внешней политике США, объявивших после событий 11 сентября 2001 ответную «войну с терроризмом». В действительности эта война обернулась открытой военной агрессией против ряда государств Ближнего и Среднего Востока. Под лицемерными лозунгами справедливой борьбы, таким образом, преследовались геополитические интересы западной политической и экономической элиты. Сейчас мы наблюдаем поворот в геополитической концепции управления остальным миром от «войны с международным терроризмом» к «демократизации» государств «Большого Ближнего Востока», что уже предполагает союз с религиозно-политическими экстремистами и предоставление им полной свободы действий, что приведет скорее не к управляемому хаосу, а непредсказуемой дестабилизации всего региона и рано или поздно вернется сокрушительным бумерангом в сторону западной цивилизации.

Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления.

 

Чудинов С.И., к.филос.н., доц. кафедры философии

Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин)

Другие журналы

Какую модель развития должны выбрать коренные народы России?

Предлагаем вашему вниманию доклад слена совета ЦИК «Иман» Ахмада хазрата Сабирова, прочитанный на...

01 декабря 2014 года 10:05

Интервью муфтия Татарстана о современных реалиях

Гость сайта islam.ru Камиль хазрат Самигуллин, председатель Духовного Управления Мусульман...

25 ноября 2014 года 12:48

Праздник, согревающий души

4 октября мусульмане всего мира отметили самый главный праздник в исламе – Курбан-байрам. В...

07 ноября 2014 года 15:23
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей