Мусульманское книгоиздательство в Казани

08 августа 2011 года 16:36

Беседа с начальником издательского отдела ДУМ РТ Камилем хазратом ….

- Уважаемый Камиль-хазрат, расскажите, пожалуйста, о современном мусульманском книгоиздательстве и работе казанских специалистов-переводчиков, задействованных на этом книжном рынке.

- Современное книгоиздательство, казалось бы, изобилует книгами, на книжных полках в магазинах мы часто видим множество книг по мусульманской тематике. Однако не все так радужно. Проблема современного книгопечатания состоит в том, что на полках с мусульманскими книгами мы часто видим «попсу» - то, что легко продается. Издатель ставит интригующее название, но содержание книги оставляет желать лучшего. Такие книги часто не дают фундаментальных знаний по религии, уводя читателя в дебри бытовых мелочей или, что еще хуже, предлагает окунуться в вероучения, не традиционные для нашей территории.

У нас есть потребность в книгах по вероубеждению, так как у современных искателей истины очень мало источников. В республике сегодня остро стоит вопрос доступности информации о мазхабе Матуриди. А по нему на данный момент очень мало литературы на русском и татарском языках. Задача нашего отдела – восполнить этот пробел.

Конечно, не все так печально. Уже выпущена книга по вероубеждению мазхаба Матуриди, которую перевел Рамиль Адыгамов – заместитель муфтия РТ, старший научный сотрудник института истории им. Ш.Марджани АН РТ, но она написана очень сложным языком, и он сам это признает. Для начинающих изучать вопросы мусульманской акыды эта книга покажется  трудной для восприятия. Слава Аллаху, мы готовим к выходу книгу  «Акыда Тахавия» (по мусульманскому мировоззрению). Это прекрасная книга, но псевдосалафиты-безмазхабники выпустили шарх (объяснение) к этой книге, который очень хорошо трактует ее в их свете. Опровержение этого шарха уже готово.

- Какие книги готовы к выпуску на сегодняшний день?

- Вообще печатание книг нашего вероучения Матуриди только начинается. Слава Аллаху, с поддержкой ДУМ РТ сегодня создалась благоприятная ситуация для этого. Руководство ДУМ понимает, что это фундаментальные книги, которые должны переводиться. На сегодняшний день мы работаем над многими переводами и многие уже готовы. Но для сегодняшних реалий очень важно, чтобы каждую книгу, которая предлагается широкому кругу читателей и студентам духовных вузов, проверяли специалисты исламского права на соответствие нашему ханафитскому мазхабу.

Есть подготовленные книги, такие как «Сираджуль муттакын» сокращенный сборник хадисов из Бухари. Он примечателен тем, что в нем выбраны именно те хадисы, на которые ссылаются ханафиты.

 К мусульманам часто обращаются с вопросом, какой перевод Корана или тафсир (перевод смыслов)  они могут порекомендовать начинающим изучать Ислам. Этот вопрос часто ставит их в тупик, так как на сегодняшний день нет адекватных русских переводов и тафсиров Корана. Мы надеемся, что выход перевода 30 джуза (части) из тафсира «Джалялейн», частично восполнит эту потребность.

Вообще, на сегодня умма нуждается во многих переводах мусульманских книг  со старотатарского, арабского, турецкого –  с тех языков, на которых писали знаменитые мусульманские ученые.

Начат перевод известного во всем тюркском мире учебника, написанного на старотатарском языке, «Тажвид Карабаш», названного так в память о деревне Карабаш в Бугульминском районе, где он и писался. Эта книга уникальна тем, что ее до сих пор используют во многих мусульманских учебных заведениях разных стран мира. Она является литературным памятником и сокровищем истории татарского народа.

Я надеюсь на плодотворную работу нашего издательского отдела в области мусульманского книгоиздательства.

Справка от ДУМ РТ: Мазхабы. Комплекс знаний, добытый муджтахидами самого высокого уровня путём упорного труда, есть ПУТЬ этого учёного, его школа - его МАЗХАБ. Существуют мазхабы 2-х видов:

1 - Мазхабы по Ибадату  –  религиозно-правовые школы. В этих школах уточнены способы повседневных поклонений и разрешение правовых вопросов согласно иджтихаду его основателя. Это касается исполнения ежедневных молитв и других обязанностей перед Аллахом (хвала ему Всевышнему); разрешение правовых вопросов между мусульманами; формы взаимоотношений с остальным миром. То есть всё, что касается Шариата - Исламского права. Этих мазхабов у Приверженцев Сунны на сегодняшний день сохранились лишь четыре. В этих 4-х религиозно-правовых школах сохранились знания, собранные всеми существовавшими мазхабами во времена Сахабов и Табиунов. Основы Веры у этих мазхабов едины. Существует лишь различный подход в способах поклонений, что является благом Всевышнего Аллаха для мусульман всего мира. В то же время мусульманин не ограничен в своих действиях фетвами только своей школы. Являясь постоянным последователем одного из выбранных им мазхабов, при затруднительных случая, любой мусульманин может исполнить любое Предписание Всевышнего Аллаха согласно указаниям любой из остальных трех  религиозно-правовых школ Приверженцев Сунны.

1) Мазхаб – ХАНАФИ был основан имамом Абу Ханифа (ан-Ну'ман бин Сабит аль-Имам аль-Аъзам). Родился в городе  Куфе в 80/699 г. и умер в Багдаде 150/767 г. Здесь слово "Ханиф" обозначает – "правильно верящий", "знающий" мусульманин. А сочетание "Абу Ханифа" в данном случае обозначает – "Отец мусульман с правильной верой".

2) Основателем мазхаба МАЛИКИ был имам Малик бин Анас аль-Асбахи. Родился в 93/711 в городе  Медине и там же умер в 179/795 г.

3) Основателем мазхаба ШАФИИ был имам Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафи'и. Он родился в Газзе в 150/767 г. и умер в Египте в 204/820 г. Имам взял имя "аш-Шафи'и" в память о своём прадеде, который удостоился чести быть Сподвижником Пророка Аллаха.

4) И четвёртый мазхаб - ХАНБАЛИ. Эту школу основал имам Абу Абдаллах Ахмад бин Ханбал. Родился в Багдаде в 164/780 г. и там же умер в 241/855 г.

2 – Мазхабы по вероучению.

А) Основатель первого мазхаба по вероучению Суннитов - Имам Матуриди (Абу Мансур М. б. М. аль-Матуриди аль-Ханафи ас-Самарканди). Родился в Самаркандской области, селе Матурид в 280/894 г. и умер в 333/944 г. в Самарканде. Имам Матуриди собрал весь фактический материал по основам богословия, дошедший до него от Имама Абу Ханифа, и написал на их базе книги-комментарии. Это позволило ему стать ведущим учёным - основателем первого мазхаба по Вероучению Приверженцев Сунны.

Б) Основатель второго мазхаба по Вероучению – Имам Аш'ари (Абу-л-Хасан Али б. Исмаил). Родился в г. Басре в 260 (266) / 874 (879) г. и умер в Багдаде в 324 (330) / 935 (941) г.

Имам Аш'ари возглавил школу по вероучению, основанную на знаниях, извлечённых из книг имамов: Малики, Шафии и Ханбали, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

Истинными мазхабами являются только школы Приверженцев Сунны - Ахл ас-Сунна ва-л-Джама'а, так как опираются на знания, полученные по цепи передатчиков от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и его Сподвижников, да будет доволен ими Аллах.

Другие журналы

Инициатива – обязательно!

28 июня 2011 года 09:27
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей