4 мая редакция газеты «Умма» в здании ДУМ РТ организовала круглый стол «Введение основ религиозной культуры и светской этики в средней школе: причины, механизм реализации, ожидаемые результаты». Участниками встречи стали Валиулла хазрат Якупов, начальник отдела образования ДУМ РТ; Рафик Мухаметшин, ректор РИУ; Валерий Королев, заведующий кафедрой религиоведения КФУ; Оскар Брейтман, президент Казанского Буддийского Центра; Константин Бахмутов, представитель ассоциации буддизма Алмазного пути РФ; отец Сергий Шкуро, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии РПЦ; Черкасов Юрий, коммерческий директор Татарского Республиканского издательства «Хэтер». Модератором дискуссии была Гузель Максютова, выпускающий редактор научно-популярной газеты «Умма».
Как известно, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКИСЭ) с 1 сентября 2012 года будет преподаваться четвероклассникам всех российских школ как обязательная дисциплина. Уже созданы учебные пособия по предметам, ведется подготовка педагогического состава для ведения нового предмета, фактически определены основные модули данного курса, которые будут включены в учебное расписание татарстанских школ. При этом внимание общественности к этому событию становится все более пристальным, и, безусловно, религиозные деятели не остаются в стороне.
Один из редакторов учебника по модулю «Основы исламской культуры» Мухаметшин Рафик Мухаметшович дал свои комментарии относительно главной темы встречи:
«Учебник «Основы исламской культуры» появился, но он, может быть, не совсем удачный, поэтому проблема создания пособий остается актуальной. Я сам принимал участие в подготовке учебника «Основы религиозных культур народов России. История мировых религий», писал раздел по Исламу. Обсуждать, нужен курс или не нужен, уже поздно, так как он заявлен в федеральном компоненте. Рано или не рано вводить курс тоже уже нет смысла оговаривать, т.к. компонент этот заявлен для 4-5-х классов. Сегодня можно говорить только о том, как организовать преподавание этих дисциплин. Не могу сказать, что я оптимистично отношусь к введению курса в школах, не потому что детям не нужны знания о религиях, но мне кажется, что светская школа не совсем готова для введения принципиально новых дисциплин. Хотя министерство образования нас убеждает, что это культурологический предмет, однако религию преподавать как культурологический предмет в принципе невозможно. Мировоззренческий аспект все равно присутствует. Предмет то ввели, а другие дисциплины…, они же не были пересмотрены. Это касается и естественных дисциплин, биологии. Здесь мы писали то, что мы считали правильным, там они детей будут обучать, начиная чуть ли не с 4 класса, опираясь на эволюционную теорию Дарвина. И что мы можем получить в результате. Будет ли это высокая нравственность у ребенка или мировоззренческая чехарда, не будет ли этот предмет вызывать озлобленность у детей и т.д. У меня возникает вопрос, главным образом, относительно того, насколько сегодня школа готова вводить этот предмет».
Рафик Мухаметшович также заострил внимание присутствующих на проблеме необходимых кадров для преподавания дисциплины. Частично ответить на этот вопрос смог Валерий Васильевич Королев. Валерий Васильевич разъяснил ситуацию относительно специалистов- религиоведов, выпускающихся из КФУ: «У нас есть уже несколько выпусков, но на полную ставку в школу преподавателей религиоведческих дисциплин не берут, поэтому, не смотря на имеющийся резерв специалистов в данной области, реально сегодня нужно производить переподготовку учителей, которые уже работают в школе. Но прежде чем проводить переподготовку, необходимо затронуть, на мой взгляд, другую грань. Нужно выстроить гуманитарные дисциплины, и не только естественнонаучные, таким образом, чтобы на уроках истории, литературы давать знания о религии. По определению Гегеля, религия- важнейшее дело человека, поэтому вполне возможно преподавать ее уже в 4 классе, но одного курса недостаточно. Нужно выработать стратегию, которая была бы рассчитана на то, чтобы эту программу реализовать не только на отдельных уроках, но и в целом. В системе школьного образования. И еще хочу заметить, что институт ТИСБИ выиграл грант на возможность переподготовки учителей, при этом когда, где и как было объявлено о конкурсе на грант нам не известно».
Участники круглого стола обсудили ко всему прочему вопрос об усвоении школьниками религиозно-нравственной составляющей курса. Оскар Лазаревич Брейтман в качестве представителя буддийской общины Казани выступил за универсализацию курса ОРКИСЭ, которая бы позволила детям узнать обо всех религиозных культурах с научной позиции, и вместе с тем создать основу для дальнейшего духовно-религиозного определения ребенка. И в этом вопросе оппонентом Оскара Брейтмана выступил о. Сергий Шкуро, высказавшись о желательном допущении к преподаванию ОРКИСЭ конфессионально привязанных к изучаемой традиции специалистов: «Если речь пойдет о преподавании религиозной культуры вообще, то есть о религиоведении, то пусть это будут историки, но если речь заходит о четырех конкретных модулях: буддизм ли, иудаизм ли, христианство ли, ислам,- то желательно, чтобы ими стали люди, которые будут преподавать не только с точки зрения светской системы, но если это будут люди- носители этих ценностей, этой культуры. То есть, если это «основы исламской культуры», то пусть читать курс будет мусульманин, и он же при этом может быть преподавателем истории, религиоведом». Позицию представителя РПЦ поддержал Валиулла хазрат Якупов : «Нужно помнить, что преподавание религиозных культур в школах произошло по инициативе лидеров традиционных конфессий РФ. Основа всех цивилизаций- это религия. Общество очень динамично, поэтому не стоит бояться новшеств. Есть у нас определенное законодательство, будем действовать в рамках этого законодательства. А относительно учителей…Мусульмане или православные, какая разница. То есть допустим, что он историк, он что, не может быть мусульманином. Человек просто принадлежит к какой-то конфессии. Излишне искать кадры с Марса или Луны, они все уже здесь, их просто нужно научить. Например, в Балтасинском районе есть опыт преподавания исламской культуры. Ведь там теперь не найдешь курящих детей. Там преподают обычные учителя. Нужно ничего не бояться, работать».
Участники круглого стола смогли ответить на многие вопросы, волнующие татарстанских родителей, при этом осветив те проблемы, связанные с введением ОРКИСЭ, которые еще не решены, но могут быть решены по средством ведения поликонфессионального диалога, а также через привлечение к этому диалогу государственных научно-образовательных структур. И не смотря на то, что курс уже сформирован, и именно в таком виде он включен в государственную образовательную программу, останавливаться на этом не стоит, ведь сейчас выбор стоит главным образом перед родителями, которые сами должны включиться в эту дискуссию.
Сабрина Гумирова,
отдел пропаганды и информации РТ ДУМ РТ