Сегодня, 19-го дня месяца Зульхиджа, в резиденции ДУМ РТ прошла пресс-конференция «Об итогах заседания Совета по исламскому образованию РФ и планах по развитию системы исламского образования в России на предстоящий 2019-2020 учебный год». Во встрече с журналистами принял участие заместитель муфтия РТ по вопросам образования, председатель Совета по исламскому образованию России, ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин. Обсуждение состоялась в преддверии юбилейного для Совета учебного года – в предстоящем марте его деятельности исполнится 10 лет.
Вопросы, которые были затронуты на пресс-конференции, в основном касались итогов заседания Совета по исламскому образованию РФ – оно состоялось 29 июля 2019 года в Москве с участием исламских учебных заведений России, входящих в состав Совета. Их на сегодняшний день 38 участника. Рассказывая о планах и задачах, стоящих перед исламскими образовательными учреждениями России, Рафик хазрат попутно познакомил журналистов и с реальными достижениями исламских учебных заведений Татарстана – флагмана российского исламского образования.
Какие новшества ожидаются в мусульманской системе образования России? В первую очередь Рафик хазрат рассказал об утверждении на последнем заседании Совета Стандартов профессионального религиозного образования – среднего и высшего. Если первые касаются медресе, то последние разработаны для бакалавриата и магистратуры вузов, в том числе для Болгарской исламской академии. К слову, в Татарстане эти стандарты, созданные экспертами ДУМ РТ совместно со специалистами РИИ, АН РТ и Министерства образования и науки РТ, используются еще с 2015-2016 учебного года. По словам Рафика хазрата, на сегодняшний день после успешной опробации на базе Татарстана, перед Советом стоит задача по стандартизации всей мусульманской системы образования Росссии. Повсеместное внедрение стандартов позволит создать единое мусульманское образовательное пространство и повысить его качество. Об этом также речь шла на встрече Президента РТ Рустама Минниханова с мусульманскими религиозными деятелями в день Изге Болгар жыены.
При этом хазрат анонсировал создание в рамках Совета специального органа общественной аккредитации исламских образовательных учреждений. Планируется, что структура будет мониторить медресе и вузы на предмет соответствия вышеупомянутым стандартам. Примечательно, что Стандарты отличаются своей гибкостью и учитывают национально-региональные компоненты разных территорий России: будь то Поволжье, Кавказ или Центральная часть... Их внедрение является обязательным для членов СИО и окажет влияние на дальнейшую котируемость учебного заведения.
Еще одним нововведением по результатам последнего заседания Совета станет целевая подготовка религиозных кадров. Пока инициаторы рассчитывают запустить программу в тестовом режиме в Татарстане и в Чечне и задействовать в ней 10 студентов. В дальнейшем проект будет расширен с учетом потребностей в имамах в России.
Не менее перспективными является и сотрудничество Совета с зарубежными исламскими вузами. Рафик хазрат сообщил журналистам о ходе переговоров с известным и старейшим университетом исламского мира – Аль-Азхар. Стороны рассматривают возможность признания бакалавриата российских мусульманских вузов. В случае положительного исхода этих переговоров российские выпускники получат возможность по направлению Совета поступать напрямую в магистратуру Аль-Азхара, минуя курс бакалавриата этого университета. Рафик хазрат подчеркнул, что для достижения такой задачи так же стоит вопрос о внедрении и соблюдении Стандартов исламского профессионального образования в отечественных мусульманских вузах.
Определил как очень важную Рафик хазрат и задачу разработки учебных пособий. В целях реализации стандартов Духовным управлением мусульман РТ уже подготовлены свыше 50 наименований книг и учебников. Важно также, что за последние несколько лет существования современной системы мусульманского образования в Татарстане появлись собственные авторы. Среди них Рафик хазрат назвал Габдуллу Адыгамова, Рустама Нургалеева, Саида Шагавиева и др. Однако проблема обеспечения медресе и современными учебниками по исламу по-прежнему остается актуальной.
“Гражданская и этнокультурная идентичность мусульман России” – новый предмет, который будет введен с нового 2019-2020 учебного года в мусульманских учебных заведениях. Председатель Совета пояснил, что предмет вводится с целью донесения до учащихся ценностей понятия Родины, своих исторических корней, традиций и культуры, воспитания любви к родным языкам. Заодно он уточнил, что в Татарстане обучение во всех медресе ведется на татарском языке, что позволяет формировать для татарской уммы прослойку “татар зыялысы”.
За пределами Татарстана имамы без знания татарского языка не востребованы, - отметил Рафик хазрат и напомнил о нескольких образовательных проектах ДУМ РТ: примечетских курсах по изучению татарского языка “Без – татарлар!”, татарской школе “Нур” и мусульманском пансионате для мальчиков в Балтасинском районе. На последнем этапе реализации находятся подобные инициативы в Нурлатском и Елабужском мухтасибатах.
Не обошел стороной Рафик хазрат и вопрос трудоустройства выпусников мусульманских учебных заведений, назвав очень высоким этот положительный показатель в Татарстане – 60% татарстанских “вновь испеченных” молодых имамов находят применение своим профессиональным знаниям не только в религиозной, но и в образовательной, научной, государственно-управленческой сферах.
Развитие системы мусульманской системы образования является приоритетным направлением деятельности Духовного управления мусульман Республики Татарстан.
Система мусульманского религиозного образования в Татарстане представляет собой многоуровневую структуру исламского просвещения населения: примечетские курсы – медресе – институт – академия.
Ежегодно в республике на примечетских курсах в среднем обучается до 30 тыс. людей. Свыше 1500 преподавателей дают им знания по основам ислама. В Татарстане функционируют 9 медресе, Российский исламский институт и Болгарская исламская академия, в которых трудится 240 преподавателей и обучается свыше 4000 шакирдов. В 2018-2019 учебном году на первый курс по всем формам в исламские образовательные учреждения Татарстана поступило 1158 абитуриентов и 587 студентов успешно завершили учебу и получили диплом о религиозном образовании. Все религиозные учебные заведения ведут свою деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан.