Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!
Вашему вниманию мы публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...
НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ
Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)
Наставление второе. НУХ (алейхи салям)
Нух (алейхи салям) считается вторым отцом человечества. Он был послан в качестве пророка к порочному народу. Народ Нуха (алейхи салям) поклонялся идолам, был безнравственным и распутным. Несмотря на греховность этого общества, Нух (алейхи салям) с детских лет был праведным рабом, находящимся на прямом пути и поклоняющимся Всевышнему Аллаху. Нух (алейхи салям) занимался поливом, сельским хозяйством, был пастухом, плотником и строителем.
В 50 лет Нуху (алейхи салям) Всевышним было дано пророчество, и он проповедовал в течение девятисот пятидесяти лет. Аллах говорит в Куръане:
«Мы отправили Нуха к его народу, и он пробыл среди них тысячу лет без пятидесяти лет. Их уничтожил потоп, когда они (продолжали быть) несправедливыми» (аль-Анкабут 29/14).
В сущности, на первом этапе существования человечества, в период времени между Адамом и Нухом (алейхима салям), идолопоклонничества и многобожия не было, люди исповедовали чистое единобожие. Вероубеждение стало искажаться среди народа Нуха (алейхи салям) – именно в этом обществе идолопоклонничество получило широкое распространение.
Раньше среди этого народа были пять человек: Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср, которые были известны своей богобоязненностью. Как передается в одном из риваятов, эти пять человек были сподвижниками Идриса (алейхи салям). Смерть этих людей друг за другом стала причиной большого горя. Чтобы сохранить память об этих людях, потомки сделали их статуи. Люди время от времени посещали статуи и пересказывали друг другу наставления, услышанные от этих праведников.
Однако после смены нескольких поколений люди позабыли, зачем были сделаны эти изваяния и стали обожествлять их. Со временем идолопоклонничество стало официальной религией этого народа. Когда это ложное верование получило широкое распространение, принеся с собой нравственную и социальную деградацию, Всевышний Аллах отправил к людям Нуха (алейхи салям), чтобы он призвал людей к истинному пути. Всевышний Аллах говорит в Куръане:
«Мы отправили Нуха к его народу (со словами): «Предостереги свой народ прежде, чем их постигнет мучительное наказание» (Нух 71/1).
Упрямый и неверующий народ
Несмотря на борьбу Нуха (алейхи салям) и призыв к вере на протяжении нескольких веков, его народ продолжал упорствовать в неверии. За исключением нескольких десятков человек, никто из них не уверовал и не встал на истинный путь. Нух (алейхи салям) призывал свой народ на протяжении почти десяти веков – за это время могли бы уверовать не только люди, но даже камни или деревья! В соответствии с разъяснениями муфассиров, число уверовавших из народа Нуха (алейхи салям) составляло восемьдесят человек. Некоторые же муфассиры говорили, что в пророчество Нуха (алейхи салям) уверовало всего лишь восемь человек.
Упорствуя в своем неверии, этот народ не только отрицал, но и стал враждовать с Нухом (алейхи салям), причиняя ему страдания и препятствуя его призыву. В Куръане об этом говорится:
كَذَّبَتْ قَبْلَهُمْ قَوْمُ نُوحٍ فَكَذَّبُوا عَبْدَنَا وَقَالُوا مَجْنُونٌ وَازْدُجِرَ
«До них не поверил (своему пророку) народ Нуха. Они не поверили Нашему рабу и сказали: «Он – одержимый!» Они пытались остановить (Нуха, алейхи салям)» (аль-Камар 54/9).
В другом аяте говорится:
قَالُوا لَئِن لَّمْ تَنتَهِ يَا نُوحُ لَتَكُونَنَّ مِنَ الْمَرْجُومِينَ
«Они сказали: «Если ты, Нух, не прекратишь (проповедовать), ты обязательно поплатишься за это!» (аш-Шуара 26/116).
Но Нух (алейхи салям) не обращал никакого внимания на их угрозы. Угнетения не сломили его стойкости и воли, он старался донести до людей откровение, полученное от Всевышнего Аллаха. Он ходил от дома к дому, призывая людей к вере. О его похождениях рассказывается следующее. Нух стучал в двери домов. Его спрашивали:
- Кто это?
- Это – Нух. Уверуйте в то, что нет другого истинного Бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха.
Услышав это, многобожники в гневе открывали двери и бросали в него оскорбления. Нух (алейхи салям) отправлялся к следующему дому и призывал его жителей к вере, но и там его не ожидало ничего, кроме унижений. Но он не опускал рук, и продолжал свой призыв.
Идолопоклонники увидели, что Нух (алейхи салям) не отказывается от своего призыва, продолжая проповедовать, и тогда они забросали его камнями. Камней было так много, что Нух (алейхи салям) оказался под целым холмом камней. Только тогда многобожники, подумав, что он умер, разошлись по домам.
Но разве возможно убить человека, если этого не пожелает Аллах? Спустя некоторое время Нух (алейхи салям) пришел в себя, выбрался из-под груды камней и продолжил свой призыв:
- Кто там?
- Это – Нух. Уверуйте в то, что нет другого истинного Бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха….
Вот так, без устали Нух (алейхи салям) на протяжении веков продолжал призывать людей к вере и к религии.
Эта история учит нас тому, что занимаясь призывом к истине, необходимо проявлять терпение и стойкость. Рассказывая об Исламе и напоминая о повелениях Всевышнего Аллаха, в ответ мы можем услышать грубость. Однако подобное поведение некоторых людей не должно огорчать нас и ни в коем случае не должно портить нам настроения. Да, люди не всегда будут относиться к нам вежливо и почтительно. Даже один из самых великих пророков Аллаха подвергся оскорблениям и издевательствам! Разве они сравнятся с теми испытаниями, которые видим мы?
Поэтому не следует злиться на слова невежд и отчаиваться: «Больше никогда и ничего не расскажу ему об Исламе. Этому человеку прямая дорога в Ад». Всевышний Аллах дает нам прекрасный пример и представляет нашему взору поучительную картину. Несмотря на зло и давление со стороны своих упрямых и неверующих соплеменников, Нух (алейхи салям) на протяжении девятисот пятидесяти лет продолжал без устали призывать их к истине. Значит в деле призыва первостепенное значение имеют терпение и стойкость. Увещевание и призыв к истине – от нас, а наставление на прямой путь – от Всевышнего Аллаха.
В досточтимом Куръане об этом периоде говорится следующее:
قَالَ رَبِّ إِنِّي دَعَوْتُ قَوْمِي لَيْلًا وَنَهَارًا.
فَلَمْ يَزِدْهُمْ دُعَائِي إِلَّا فِرَارًا.
وَإِنِّي كُلَّمَا دَعَوْتُهُمْ لِتَغْفِرَ لَهُمْ جَعَلُوا أَصَابِعَهُمْ فِي آذَانِهِمْ وَاسْتَغْشَوْا ثِيَابَهُمْ وَأَصَرُّوا وَاسْتَكْبَرُوا اسْتِكْبَارًا.
«Он сказал: «Господи! Поистине, я призывал мой народ ночью и днем, но мои проповеди не увеличили (число верующих), они все больше разбегались. И каждый раз, когда я увещевал их, чтобы Ты простил их (когда они уверуют), они затыкали пальцами уши и закутывались в одежду. Они упрямились и выказывали безмерную гордыню» (Нух 71/5-7).
Нух (алейхи салям) надеялся, что даже если его народ не уверовал, то уверуют следующие поколения. Однако новые поколения были еще большими нечестивцами и неверующими, чем их отцы. Они шли по пути отрицания и продолжали поклоняться идолам, как и их отцы, ведь их предки завещали им заблуждение и неверие. Бывало так, что старики перед своей смертью приходили к Нуху (алейхи салям) вместе со своими сыновьями и внуками и говорили:
- Посмотри сынок, этот человек – лжец. Остерегайтесь приходить к нему. После того как я умру, не верьте тому, что он говорит вам.
И они продолжали придерживаться того, что видели от своих отцов и дедов. То есть каждое новое поколение этого народа становилось еще более враждебным по отношению к Нуху (алейхи салям). Сколько бы не разъяснял он ислам и не призывал к вере, Нух (алейхи салям) так и не увидел в своих соплеменниках признаков веры и смягчения, и тогда он обратился к Аллаху со следующей мольбой:
فَدَعَا رَبَّهُ أَنِّي مَغْلُوبٌ فَانتَصِرْ
«Поистине, я побежден. Помоги (мне)!» (аль-Камар 54/10).
Этот преступный народ причинял Нуху (алейхи салям) и уверовавшим в него всевозможные страдания и преследовал их, и с каждым днем это преследование и гнет усиливались. Нух (алейхи салям) предупреждал свой народ и предостерегал их от божественного наказания. Но они сказали ему:
قَالُوا يَا نُوحُ قَدْ جَادَلْتَنَا فَأَكْثَرْتَ جِدَالَنَا فَأْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِن كُنتَ مِنَ الصَّادِقِينَ
«О Нух! Ты спорил с нами и спорил долго. Теперь яви же нам то (наказание), чем ты угрожаешь нам, если ты правдив (в своих угрозах)».
Нух (алейхи салям) сказал:
قَالَ إِنَّمَا يَأْتِيكُم بِهِ اللَّهُ إِن شَاءَ وَمَا أَنتُم بِمُعْجِزِينَ.
وَلَا يَنفَعُكُمْ نُصْحِي إِنْ أَرَدتُّ أَنْ أَنصَحَ لَكُمْ إِن كَانَ اللَّهُ يُرِيدُ أَن يُغْوِيَكُمْ ۚ هُوَ رَبُّكُمْ وَإِلَيْهِ تُرْجَعُونَ
«Поистине, это (наказание) явит вам сам Аллах, если пожелает, и вы не сможете этому противостоять (спастись от этого наказания). (Сколько бы я вас не наставлял) мои наставления не принесут вам пользы, даже если я (сильно) захочу вас наставить, если Аллах пожелает сбить вас (с истинного пути). Он – ваш Господь, и к Нему вы вернетесь (и Он полностью воздаст вам за то, что вы совершали)» (Худ 11/32-34).
Своей бездуховностью, непокорностью и упрямством народ Нуха (алейхи салям) снискал наказания Всевышнего Аллаха. На протяжении нескольких лет у них не было дождя, и все их имущество и животные погибли. Их сады высохли, а рождаемость резко сократилась. Они оказались в крайней нужде и бедности. И вместо того, чтобы покаяться и исправить самих себя, они еще больше обозлились, увеличили свое неповиновение и старались заставить Нуха (алейхи салям) отказаться от призыва. Когда и это не увенчалось успехом, то стали угрожать Нуху (алейхи салям) убийством.
Нух (алейхи салям) приступает к строительству ковчега
Благодаря пророческой проницательности, а также откровению от Всевышнего Аллаха, Нух (алейхи салям) понял, что больше ни один человек из его народа не уверует. Тогда он вознес свои руки к небу и использовал свое право дуа. Он сделал такое дуа, которого не делал никто прежде. Это было дуа, в которой Нух просил Всевышнего истребить абсолютно всех неверующих на земле. В Досточтимом Куръане говорится:
وَقَالَ نُوحٌ رَّبِّ لَا تَذَرْ عَلَى الْأَرْضِ مِنَ الْكَافِرِينَ دَيَّارًا.
إِنَّكَ إِن تَذَرْهُمْ يُضِلُّوا عِبَادَكَ وَلَا يَلِدُوا إِلَّا فَاجِرًا كَفَّارًا
«Нух взмолился: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего! Если ты оставишь их (в живых), они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только неверующих нечестивцев» (Нух 71/26-27).
Таким образом, начался обратный отсчет. Всевышний Аллах принял дуа своего пророка и пожелал искоренить всех неверующих, дав Нуху (алейхи салям) необходимые распоряжения:
وَاصْنَعِ الْفُلْكَ بِأَعْيُنِنَا وَوَحْيِنَا وَلَا تُخَاطِبْنِي فِي الَّذِينَ ظَلَمُوا ۚ إِنَّهُم مُّغْرَقُونَ
«Построй ковчег под Нашим наблюдением и по Нашему внушению (Аллах научил его, как следует строить ковчег). И не проси Меня за несправедливых (о спасении неверующих). Все они непременно будут потоплены» (Худ 11/37).
В соответствии с этим повелением, Нух (алейхи салям) вместе с верующими приступили к строительству ковчега. Конечно же, Нух (алейхи салям) не имел представления о том, как нужно строить ковчег. Но Всевышний Аллах научил его этому посредством откровения. План невиданного доселе по величине корабля принес непосредственно Джибриль (алейхи салям).
В те времена лесов было очень много. Деревья росли большими и высокими. В первую очередь Нух (алейхи салям) отправился в лес и начал рубить деревья, необходимые для строительства ковчега. Он распилил срубленные деревья, сделал из них брус, и из этих брусьев собрал остов ковчега. По повелению Всевышнего Аллаха Нух (алейхи салям) обшил внешнюю сторону ковчега тёсом. После этого он хорошенько просмолил внешнюю и внутреннюю часть ковчега.
Размер ковчега был пятьдесят аршин в ширину, триста аршин в длину и тридцать аршин в высоту. Ковчег был трехэтажным. Самый нижний этаж строился для животных, средний – для людей, а верхний – для птиц.
Все свое время и силы Нух (алейхи салям) посвятил строительству ковчега и перестал увещевать и наставлять свой народ. Удивительно, но даже тогда соплеменники не оставляли его в покое и приходили к нему выразить свое презрение:
- О, Нух! Что с тобой? Отныне ты не разговариваешь с нами и не разъясняешь нам повеления своего Господа. Ты рубишь деревья в лесу и строишь корабль. Что, пророческая миссия стала тяжела для тебя, и поэтому ты стал теперь плотником?
В Куръане об этом говорится следующее:
وَيَصْنَعُ الْفُلْكَ وَكُلَّمَا مَرَّ عَلَيْهِ مَلَأٌ مِّن قَوْمِهِ سَخِرُوا مِنْهُ ۚ قَالَ إِن تَسْخَرُوا مِنَّا فَإِنَّا نَسْخَرُ مِنكُمْ كَمَا تَسْخَرُونَ.
فَسَوْفَ تَعْلَمُونَ مَن يَأْتِيهِ عَذَابٌ يُخْزِيهِ وَيَحِلُّ عَلَيْهِ عَذَابٌ مُّقِيمٌ
«(Нух) строил ковчег, и каждый раз, проходя мимо него, знатные люди из его народа насмехались над ним. А он отвечал (им на это): «Вот вы смеетесь над нами. И как вы смеетесь над нами, так и мы посмеемся над вами (когда вам воздастся по заслугам) в ответ. И вы обязательно узнаете, кого постигнет унизительное наказание и кого постигнет наказание вечное» (Худ 11/38-39).
Некоторые люди из его народа насмехались: «Кто же строит корабль на вершине горы? Корабли строят на берегу. Ведь море не сможет подняться до вершины горы, так же как корабль не сможет спуститься с ее вершины к морю. Вероятно, он сошел с ума!».
Но что бы они ни говорили и не делали, они не могли отвлечь Нуха (алейхи салям) от работы. Это еще больше возбуждало в них ненависть и тогда они стали использовать строящийся Нухом (алейхи салям) ковчег в качестве общественного туалета. Издеваясь и насмехаясь, они приходили к ковчегу и справляли в нем нужду.
Нух (алейхи салям) вверил свой народ, который со временем становился все более отвратительным, Всевышнему Аллаху. Время существования, отпущенное Всевышним Аллахом этому преступному народу, постепенно истекало и приближался момент наказания.
Одним из священных имен Всевышнего Аллаха, является имя Сабур, означающее «премного терпеливый». Всевышний Аллах предоставляет людям отсрочку, чтобы они могли покаяться и встать на прямой путь, терпит и ждет. Если человек отвернется от неверия и непокорности, то это прекрасно. Если же человек будет упорствовать в неверии, то в этом случае рано или поздно наступит момент возмездия. Наказание нашего Господа очень сурово, и никто не способен избавиться от Его наказания.
Строительство ковчега быстро продолжалось. На этот неверующий народ, который издевался над верующими, а по ночам использовал ковчег в качестве отхожего места, Всевышний Аллах наслал тяжелую болезнь, вследствие которой на их телах появились язвы и раны. Врачи и целители оказались бессильны перед этой эпидемией, и какое бы лекарство не использовалось, никакой пользы оно не приносило. Единственным средством исцеления от этих ран и язв, были нечистоты, которыми эти люди загрязняли ковчег.
Какая ирония судьбы! Когда Всевышний Аллах сделал ковчег своеобразной аптекой для этих преступных людей, которые превратили ковчег в отхожее место, то они толпами устремились к этому ковчегу. Они втирали в свои раны свои собственные нечистоты, вычистив тем самым ковчег до блеска, сделав его совершенно чистым.
Как и во все другие времена, Всевышний Аллах заставил неверующих вычистить собственные нечистоты, которыми они загрязняли корабль Ислама, и вылизать собственные плевки.
Потоп
Когда строительство ковчега было завершено, пришло повеление Всевышнего Аллаха:
... قُلْنَا احْمِلْ فِيهَا مِن كُلٍّ زَوْجَيْنِ اثْنَيْنِ وَأَهْلَكَ إِلَّا مَن سَبَقَ عَلَيْهِ الْقَوْلُ وَمَنْ آمَنَ ...
«Погрузи на него (на ковчег) от каждого вида по паре (самца и самку) и свою семью (которые будут спасены от потопа), за исключением тех, о ком уже вынесено решение (что они погибнут), а также (возьми на ковчег всех) верующих» (Худ 11/40).
Повеление было выполнено - посадка на ковчег завершилась. Когда настал назначенный час, то вода забила из источников земли и полилась потоком с небес. Наш Всевышний Господь говорит в Куръане:
فَفَتَحْنَا أَبْوَابَ السَّمَاءِ بِمَاءٍ مُّنْهَمِرٍ.
وَفَجَّرْنَا الْأَرْضَ عُيُونًا فَالْتَقَى الْمَاءُ عَلَىٰ أَمْرٍ قَدْ قُدِرَ
«Мы открыли врата неба, откуда полилась вода. И разверзли землю, из которой стали бить источники. Вода (с небес и из земли) соединились для дела, которое было предопределено» (аль-Камар 54/11-12).
Небо стало подобно открытым вратам, из которых непрерывно изливались потоки дождя, настолько сильные, что до этого дня подобных ливней никогда не было. По всей земле забили источники. Воды небес и земли слились вместе и стали покрывать даже горы. По одному из риваятов, уровень воды поднялся на восемнадцать аршин - выше самой высокой горной вершины. В других риваятах говорится, что уровень воды поднялся выше самой высокой горной вершины на восемьдесят миль. Таким образом, потоп был всемирным, вода покрыла всю землю, не оставив даже клочка суши.
Трое из четырех сыновей Нуха (алейхи салям), Хам, Сам и Яфес, уверовали в пророчество своего отца и взошли вместе с ним на ковчег. Однако четвертый сын Кенан (Ям) не уверовал. Когда Нух (алейхи салям) вместе с верующими взошел на ковчег, Кенан остался стоять в стороне. Нух (алейхи салям) воззвал к нему:
يَا بُنَيَّ ارْكَب مَّعَنَا وَلَا تَكُن مَّعَ الْكَافِرِينَ
«Сын мой! (Уверуй и) садись (на этот ковчег) вместе с нами и не оставайся с неверующими» (Худ 11/42).
Он обратился к своему сыну с просьбой взойти на корабль. Это была просьба отца и пророка, так как он прекрасно знал, что будет потом. Все люди, за исключением тех, кто поднялся на борт ковчега, будут потоплены, а в ахирате они вечно будут гореть в Аду. Поэтому даже в последний момент Нух (алейхи салям) призвал своего неверующего сына к вере и предложил ему взойти на корабль. Однако его сын упорствовал в своем неверии и отверг это предложение. Он сказал:
قَالَ سَآوِي إِلَىٰ جَبَلٍ يَعْصِمُنِي مِنَ الْمَاءِ ۚ ...
«Я укроюсь на горе, которая спасет меня от воды» (Худ 11/43).
Он считал, что потоп не достигнет вершины гор, и думал, что сумеет спастись, поднявшись на вершину одной из них. Нух (алейхи салям) сказал ему:
... قَالَ لَا عَاصِمَ الْيَوْمَ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِلَّا مَن رَّحِمَ ۚ وَحَالَ بَيْنَهُمَا الْمَوْجُ فَكَانَ مِنَ الْمُغْرَقِينَ
«Сегодня никто не спасется от решения Аллаха (согласно которому, все неверующие погибнут), кроме тех, кого Он помиловал (поместив их на ковчег)». (И не успели отец с сыном закончить разговор, как) тут волна разлучила их, и он (сын Нуха) утонул» (Худ 11/43).
Потоп продолжался шесть месяцев. Верующие поднялись на борт ковчега десятого Раджаба, их плавание длилось шесть месяцев, и десятого числа месяца Мухаррам (в день Ашура) вода стала спадать, и ковчег пристал к горе Джуди.
وَقِيلَ يَا أَرْضُ ابْلَعِي مَاءَكِ وَيَا سَمَاءُ أَقْلِعِي وَغِيضَ الْمَاءُ وَقُضِيَ الْأَمْرُ وَاسْتَوَتْ عَلَى الْجُودِيِّ ۖ وَقِيلَ بُعْدًا لِّلْقَوْمِ الظَّالِمِينَ
«И (после того, как все неверующие были уничтожены потопом) было сказано: «О земля, поглоти (впитай) свою воду! О небо, останови (дождь)!». Вода спала, и свершилось повеление (об уничтожении неверующих и спасении верующих). Он (ковчег) причалил к (горе) аль-Джуди, и было сказано: «Удалитесь (погибните), люди несправедливые (неверующие)!» (Худ 11/44).
И хотя потоп стал следствием дуа Нуха (алейхи салям), тем не менее, этот народ заслужил наказания, так как на протяжении почти тысячи лет призыва и увещеваний они продолжали упорствовать в своем неверии, причиняя различные страдания своему пороку.
Что касается количества людей, спасшихся на ковчеге от потопа, то по этому поводу существуют различные риваяты. В соответствии с одним из них обитателями ковчега были сорок мужчин и сорок женщин, то есть всего восемьдесят человек. В соответствии с другим риваятом на ковчеге было всего восемь человек. Эти люди уверовали в Нуха (алейхи салям) и приняли истинную религию, и пережив потоп, удостоились благополучия. Таким образом, новое поколение людей произошло из общины Нуха (алейхи салям) и распространилось по земле. В риваяте говорится, что новое поколение людей произошло от сыновей Нуха (алейхи салям):
От Сама произошли арабы, персы и византийцы.
От Хама произошли индусы, эфиопы, суданцы и другие африканские народы.
От Яфеса произошли тюрки, берберы и другие азиатские народы.
По этому поводу Всевышний Аллах говорит в Куръане:
وَنَجَّيْنَاهُ وَأَهْلَهُ مِنَ الْكَرْبِ الْعَظِيمِ.
وَجَعَلْنَا ذُرِّيَّتَهُ هُمُ الْبَاقِينَ
«Мы спасли его и его семью от великой печали и сохранили лишь его потомков» (ас-Саффат 37/76-77).
Сообщается, что прочитав этот аят, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал, что под сохраненным потомством в этом аяте подразумевается потомство Хама, Сама и Яфеса.
В одном из аятов Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَد تَّرَكْنَاهَا آيَةً فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ.
فَكَيْفَ كَانَ عَذَابِي وَنُذُرِ
«Мы оставили (событие) в качестве знамения. Но есть те, кто (его) помнят?! Каковы же были Мои наказание и предостережения! » (аль-Камар 54/15, 16).
Слова «Мы оставили его в качестве знамения» предупреждают, что следы этого потопа будут сохранены и что мы должны извлечь урок из этого события. Поэтому в данном аяте есть так же указание на необходимость проведения археологических исследований в поисках следов этого потопа и сведений, связанных с ним.
Несмотря на то, что точная дата произошедшего потопа нам неизвестна, в одном из хадисов, переданных от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщается следующее:
«Между Адамом (алейхи салям) и Нухом (алейхи салям) прошло десять кам (поколений, веков, периодов)».
В скрижалях, найденных в ходе археологических раскопок, сообщается о существовании десяти царей до потопа. И что потоп произошел во времена правления десятого царя.
По мнению исламских историков, Джизра стала вторым городом, основанным после потопа. В «Му'джамуль-Бульдан» говорится о том, что на горе Джуди Нух (алейхи салям) построил мечеть, а имам Харави говорил, что на этой горе находился дом Нуха (алейхи салям). В настоящее время в Джизре (современный Ширнак на юго-востоке Турции) находится гробница, в которой как утверждается похоронен Нух (алейхи салям).
В скрижалях, которые принадлежали народу Гутилер, самому старому племени, жившему на территории Анатолии, и хранящихся в Лондонском музее, сообщается, что могила Нуха (алейхи салям) находится в местности Райат. Райат – это название местности, простирающейся от реки Тигр до Силопии в долине Джизры. Гора Джуди так же располагается в этой местности.
В более древних источниках, которыми являются записки о потопе, принадлежавшие монаху Бероссусу, жившему в 250 годах до нашей эры в Вавилоне, сообщается, что ковчег Нуха пристал к горе Джуди и что люди последующих поколений отрезали куски смолы от ковчега и использовали их в качестве амулетов.
В 1972 году на горе Джуди были обнаружены фрагменты досок и вещества, похожего на смолу. В ходе проведенного анализа было установлено, что возраст вещества, похожего на смолу, составляет пятьдесят тысяч лет, а возраст обнаруженных досок равен шести тысячам шестьсот тридцати годам.
Если собрать все сведения и доказательства, касающиеся потопа, и детально изучить их в свете аятов Куръана, хадисов и разъяснений исламских алимов, то можно будет получить более точные результаты.
Свидетельствующая община
В судный день неверующие будут отрицать, что приходившие к ним пророки выполнили свою пророческую миссию. В свою очередь пророки в качестве свидетеля того, что они выполнили возложенную на них обязанность, укажут на общину пророка Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям).
Так, например, в одном из хадисов, переданных от посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сообщается:
«В судный день будет приведена община пророка Нуха (алейхи салям). Всевышний Аллах спросит у него:
- Призвал ли ты этих людей, сообщил ли ты им о моей религии?
Нух (алейхи салям) ответит:
- Да, о, мой Господь!
Тогда Всевышний Аллах спросит у его общины:
- Призывал ли вас Нух?
Они скажут:
- Нет! К нам не приходил пророк и предостерегающий увещеватель.
Всевышний Аллах спросит у Нуха (алейхи салям):
- Кто может подтвердить то, что ты говоришь?
Нух (алейхи салям) ответил:
- Община Мухаммада.
Продолжение следует...
Камиль хазрат Самигуллин