Камиль хазрат Самигуллин. "Наставления для размышляющих". Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

17 сентября 2019 года 10:59
Камиль хазрат Самигуллин. "Наставления для размышляющих". Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!

Вашему вниманию мы  публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...  

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ

Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)

Наставление второе. НУХ (алейхи салям)

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Род фараона поработил сынов Исраилевых, используя их труд на самых тяжелых работах. Сыны Исраилевы, уставшие от гнета коптов, не могли даже вернуться на родину своих предков, в Палестину, поскольку Фараон не давал им ни разрешения, ни возможности покинуть Египет.

Сыны Исраилевы были разделены на классы: часть из них была занята на строительстве пирамид, подобных горам; другие привлекались к строительству или сносу домов; тысячи их людей непомерно работали в каменоломнях. Это были тяжелейшие работы, в результате которых многие сыны Исраилевы были сгорбленными. Те из них, кто не работал, были обложены ежедневной данью, за невыплату которой до захода солнца, полагалось связывать и заключать в тюрьму на месяц. Женщины этого народа были заняты шитьем и прядением.

Рабовладельческий порядок подвергал сынов Исраилевых репрессиям и мучениям. Кроме того, по приказу Фараона копты убивали всех новорожденных мальчиков из числа израильтян, оставляя в живых только девочек. Однако достигнув определенного возраста, их выдавали замуж за чужих мужчин, дабы полностью истребить род израильтян.

Сон, приснившийся Фараону

Однажды во сне Фараон увидел, что огонь со стороны Палестины окружил Египет и сжег всех коптов, живших там, не тронув при этом израильтян. Этот сон очень напугал Фараона, который собрал всех предсказателей, гадалок и колдунов, чтобы те истолковали сон. Ответ был следующим:

- Среди сынов Исраилевых родится мальчик, ты и твоя власть погибнет от его рук.

Решение Фараона после услышанного было чудовищным: он приказал  убивать всех новорожденных мальчиков-израильтян. Повитухи в точности исполняли этот приказ. Те из них, кто проявлял сочувствие, были убиты.

По всей стране по приказу Фараона были установлены эшафоты для пыток беременных женщин. Судьба наиболее крепких здоровьем израильтянок, которым удавалось не потерять ребенка, несмотря на испытанные мучения, и родить мальчиков, была известной: их новорожденных сыновей убивали сразу после появления на свет. Напуганные пытками многие женщины добровольно соглашались на аборты. Вот так, варварски пытался предотвратить рождение Мусы (алейхи салям) Фараон.  По его приказу были убиты двенадцать тысяч мальчиков и девяносто тысяч новорожденных.

В соответствии с другим риваятом, количество детей сынов Исраилевых, которые были убиты по приказу Фараона, достигало девятисот девяносто тысяч.

Мухиддин ибн Араби в своей книге «Фусус аль-Хикам» пишет: «Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) способности и силы всех убитых Фараоном детей. Поэтому чудеса Мусы (алейхи салям) были очень явными».  Таким образом, непременно должно было наступить время, когда Муса (алейхи салям) в одиночку станет противостоять армии Фараона.

Рождение Мусы (алейхи салям)

Вместе с новорожденными детьми постепенно стали вымирать и престарелые люди из числа сынов Исраилевых. Опасаясь полного вымирания этого народа, копты обратились к Фараону:

- Увеличилась смертность среди взрослого поколения сынов Исраилевых, а их детей убивают по твоему приказу. Мы боимся, что они полностью выродятся. Если так пойдет и дальше, то всю тяжелую работу придется выполнять нам самим.

Фараон принял во внимание это предупреждение и посоветовавшись со своим окружением, принял новое решение. Теперь новорожденных мальчиков было приказано убивать через год. Безусловно, Фараон и его окружение, несмотря на свои злодеяния, никак не могли изменить предопределения Всевышнего Аллаха. Случилось то, что должно было случиться: Муса (алейхи салям) появился на свет, причем в тот год, когда всех новорожденных убивали.

Всевышний Аллах делает то, что пожелает: Муса (алейхи салям) не только родился в тот год, когда новорожденных детей убивали, и остался при этом живым, но и рос во дворце самого Фараона под его же защитой. Многим такое развитие событий покажется невероятным, но именно они заставляют осознать, что все - во власти Аллаха. А как иначе мог бы Муса (алейхи салям) набраться сил и положить конец правлению Фараона-злодея? Размышляя о наших личных повседневных проблемах или даже глобальных политических событиях, мы барахтаемся в обилии возможных предположений и ищем пути их решения, но почти всегда забываем, что Аллах – всемогущ, и если он не пожелает, то изменить что-то невозможно. Как невозможно избежать Его милости и помощи.

Мать Мусы (алейхи салям) забеременела его братом Харуном и родила в тот год, когда детей оставляли в живых. Мусу (алейхи салям) она родила на следующий несчастный год. В тот год люди Фараона рыскали везде, и если встречали беременную женщину, то сразу же записывали ее имя. Когда же наступало время родов, к этой женщине приходили повитухи из числа коптов. Если рождалась девочка, то ее оставляли в живых, а если рождался мальчик, то его отдавали специальным детоубийцам, которые безжалостно убивали ребенка острыми ножами.

Беременность матери Мусы (алейхи салям) протекала незаметно для окружающих. Очевидных признаков не смогли узреть даже женщины, которые выискивали беременных. Тем не менее, мать Мусы (алейхи салям) пребывала в постоянном страхе и волнении. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ أُمِّ مُوسَىٰ أَنْ أَرْضِعِيهِ ۖ فَإِذَا خِفْتِ عَلَيْهِ فَأَلْقِيهِ فِي الْيَمِّ وَلَا تَخَافِي وَلَا تَحْزَنِي ۖ إِنَّا رَادُّوهُ إِلَيْكِ وَجَاعِلُوهُ مِنَ الْمُرْسَلِينَ

«Мы внушили матери Мусы: «Корми его грудью. Когда же начнешь бояться за него, то брось его в реку. Не страшись и не печалься, Мы непременно вернем его тебе и сделаем одним из (Наших) посланников»» (аль-Касас 28:7).

Это откровение, которое было внушено матери Мусы (алейхи салям), не является пророческим откровением. Оно настигло ее посредством ильхама (интуиции) или сновидения.

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

أَنِ اقْذِفِيهِ فِي التَّابُوتِ فَاقْذِفِيهِ فِي الْيَمِّ فَلْيُلْقِهِ الْيَمُّ بِالسَّاحِلِ يَأْخُذْهُ عَدُوٌّ لِّي وَعَدُوٌّ لَّهُ ۚ ...

«Положи его в сундук и пусти его по реке (Нилу), и река выбросит его на берег. Его подберет Мой враг и его враг» (Та-Ха 20:39).

Мать Мусы (алейхи салям) в течение трех месяцев кормила его грудью, пребывая в постоянном страхе, так как если бы люди Фараона ворвались в ее дом, то непременно нашли бы ребенка и убили бы его.

С каждым днем Муса (алейхи салям) становился все более крепким и красивым, привязанность и любовь матери к сыну становилась все больше и сильнее, как и страх за его жизнь. Положившись на откровение и свою интуицию, она решается поступить так, как ей и было внушено: отпустить Мусу по течению реки Нил.

Муса (алейхи салям) во дворце Фараона

Мать Мусы (алейхи салям) заказала плотнику деревянный ящик. Внутреннюю часть ящика она застелила хлопком, снаружи обмазала смолой, чтобы он не пропускал воду. Как следует покормив сына, она положила его в ящик, и вверив его Всевышнему Аллаху, спустила ящик на воду.

По воле Всевышнего Аллаха течение реки вынесло Мусу ко дворцу Фараона и выбросило его там на берег. Когда невольницы жены Фараона пришли на берег реки за водой, то нашли там ящик, и взяв его с собой, передали жене Фараона. Открыв сундук, жена Фараона увидела в нем ребенка, излучающего свет. В тот же миг она прониклась любовью к младенцу. Впрочем, он и сам еще не знал, что так будет всегда на протяжении всей его жизни: каждый, кто видел его, испытывал к нему добрые чувства. Не миновало это даже самого Фараона, который так же сильно привязался к ребенку. Вот что об этом сказал Всевышний Аллах в Куръане:

... وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَىٰ عَيْنِي

«Я одарил тебя Своей любовью (и поэтому тебя полюбили люди, даже Фараон), и ты вырос у Меня на глазах (под Моим контролем и защитой)» (Та-Ха 20:39).

Всевышний Аллах заронил зерно любви к Мусе (алейхи салям) в сердца всех обитателей дворца Фараона. Однако спустя некоторое время, обитателей дворца Фараона охватило волнение, и они стали задаваться вопросом: «Кто этот ребенок, откуда он появился? А вдруг он и есть тот ребенок, который положит конец власти Фараона?». Опасаясь, что он рожден израильтянкой, приближенные Фараона собрались на совещание и приняли решение убить ребенка. Однако жена Фараона Асия бинти Музахим возразила им и сумела убедить Фараона сохранить ему жизнь. Она приложила немало сил к тому, чтобы защитить Мусу (алейхи салям) и сделать его любимым сыном Фараона. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

وَقَالَتِ امْرَأَتُ فِرْعَوْنَ قُرَّتُ عَيْنٍ لِّي وَلَكَ ۖ لَا تَقْتُلُوهُ عَسَىٰ أَن يَنفَعَنَا أَوْ نَتَّخِذَهُ وَلَدًا وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И жена Фараона сказала: «Вот радость очей для меня и тебя! Не убивайте его! Возможно, он будет нам полезен, или же мы усыновим его». И они ни о чем не подозревали» (аль-Касас 28:9).

Вот так, благодаря стараниям Асии бинти Музахим, Фараон и его приближенные отказались от мысли убить Мусу (алейхи салям). Они и не догадывались, как были близки к правде. В одном из риваятов сообщается, что когда Асия сказала Фараону: «Вот услада очей для меня и для тебя», он ответил ей: «Для тебя, да, а я не нуждаюсь в нем».

Так и случилось впоследствии. Всевышний Аллах даровал жене Фараона истинный путь, а сам Фараон был уничтожен руками Мусы (алейхи салям). Асия бинти Музахим, увидев, как посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, уверовала в него. Фараон, не простив жене того, что она уверовала, подверг ее жестоким пыткам. В риваяте, переданном от Абу Хурайры (радыяллаху анху), сообщается, что Фараон приказал прибить Асию к земле четырьмя гвоздями, а затем положить на нее тяжелый камень. В этот момент Асия обратилась к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

...إِذْ قَالَتْ رَبِّ ابْنِ لِي عِندَكَ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ وَنَجِّنِي مِن فِرْعَوْنَ وَعَمَلِهِ وَنَجِّنِي مِنَ الْقَوْمِ الظَّالِمِينَ

 «О, Господь! Даруй мне дом в Раю, рядом с собой, и избавь меня от Фараона и его (скверных) дел. Избавь меня от этого нечестивого народа». (ат-Тахрим 66:11)

С такой мольбой обратилась Асия бинти Музахим к Всевышнему Аллаху, попросив даровать ей дом и место вечного отдыха в Джанна аль-Маъва. Она просила избавить ее от мерзкого Фараона и его скверных дел, а также от его нечестивого народа. Испив чашу мученичества, она удостоилась вечного отдыха и высокой степени, которую она желала.

В одном из риваятов сообщается, что, когда Фараон подверг Асию пыткам, чтобы она вернулась в религию Фараона, ей было показано ее место в Раю, и она отдала свою душу, не испытывая никакой боли. Тот камень, который положили на нее, был положен уже на бездыханное тело. Асия, являющаяся примером стойкости в вере, восстала против Фараона, который хотел ввергнуть ее в огонь вечных страданий, и вознеслась к наивысшей степени Рая, став одной из самых благих женщин Рая.

Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми благими женщинами Рая, являются: Хадиджа, Фатима, Марьям и Асия бинти Музахим».

Мать снова обретает своего ребенка

О состоянии матери Мусы (алейхи салям) и о том, что произошло с ней позже, наш Господь говорит в Куръане:

وَأَصْبَحَ فُؤَادُ أُمِّ مُوسَىٰ فَارِغًا ۖ إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ.

وَقَالَتْ لِأُخْتِهِ قُصِّيهِ ۖ فَبَصُرَتْ بِهِ عَن جُنُبٍ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ

«И сердце матери Мусы сжалось от ужаса. Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей. Она сказала его сестре: «Следуй за ним». Она наблюдала за ним издали, и они не замечали ее» (аль-Касас 28:10-11).

Итак, мать Мусы (алейхи салям), чтобы спасти своего сына от гибели, положила его в сундук и спустила в воды Нила. Но все ее мысли были обращены к сыну, она не переставала думать о нем, и о том, что с ним случилось. Когда утром она узнала, что сундук попал в руки Фараона, она едва не лишилась рассудка. Подумав, что теперь Фараон убьет ее сына, она стала плакать и причитать. Но в это время пришла божественная помощь. Путем внушения (ильхам) Всевышний Аллах напомнил ей о своем обещании. Она твердо уверовала в это обещание и стала с терпением и спокойствием ждать Его помощи. И если бы Всевышний Аллах не даровал ей терпение и спокойствие, то она, измученная горем и тоской, могла выдать себя, открыто заявив, что Муса (алейхи салям) ее сын. Всевышний Аллах говорит в Куръане:

...إِن كَادَتْ لَتُبْدِي بِهِ لَوْلَا أَن رَّبَطْنَا عَلَىٰ قَلْبِهَا لِتَكُونَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ

«Она была готова раскрыть его (признаться, что это ее сын), и Мы укрепили ее сердце, чтобы она оставалась верующей». (аль-Касас 28:10)

Всевышний Аллах наполнил ее сердце уверенностью в том, что ее сын будет возвращен ей. Когда ее сердце обрело покой, она отправила свою дочь во дворец Фараона, чтобы узнать, что происходит с ее сыном. Поскольку ее дочь прислуживала при дворе Фараона, то она имела такую возможность. Она стала наблюдать за Мусой (алейхи салям) со стороны, не выдавая себя. Она узнала о том, что Фараон не убил Мусу (алейхи салям), а усыновил его. Так же она узнала обо всех происходящих во дворце событиях и рассказала об этом своей матери.

Поскольку Фараон и его жена очень полюбили Мусу (алейхи салям), то приняли решение растить его как собственного сына. Жена Фараона пригласила во дворец кормилиц, чтобы выбрать среди них самых лучших для кормления Мусы (алейхи салям). Однако Муса (алейхи салям) не принял ни одну из этих кормилец. Весть об этом событии очень быстро распространилась по округе. По всему Египту были разосланы глашатаи, которые объявили о том, что разыскивается кормилица для ребенка.

Всевышний Аллах говорит об этом в Куръане следующее:

وَحَرَّمْنَا عَلَيْهِ الْمَرَاضِعَ مِن قَبْلُ فَقَالَتْ هَلْ أَدُلُّكُمْ عَلَىٰ أَهْلِ بَيْتٍ يَكْفُلُونَهُ لَكُمْ وَهُمْ لَهُ نَاصِحُونَ

«И Мы запретили ему брать грудь кормилиц, и она (сестра Мусы) предложила: «Не указать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и воспитает его?» (аль-Касас 28:12).

Ибн Аббас (радыяллаху анху) рассказывал: «Когда сестра Мусы сказала это, ее привели во дворец и сомневаясь в ее правдивости, спросили:

- Откуда тебе известно, что упомянутая тобой семья будет хорошо относиться к ребенку?

Сестра Мусы (алейхи салям), стараясь не раскрыть себя, сказала:

- Она хочет стать молочной матерью для королевской семьи, и не ждет от этого никакой выгоды.

За кормилицей немедленно были отправлены люди. И как только мать взяла Мусу на руки, он тут же прильнул к ее груди и стал есть, перестав плакать. Все обитатели дворца, и в первую очередь Асия, очень обрадовались и одарили мать Мусы (алейхи салям) множеством подарков.

Однако Фараона, относящегося ко всему с подозрением, охватили какие-то сомнения, и он, подумав, сказал:

- Кем ты приходишься этому ребенку? Он отказался ото всех других кормилиц, но тебя он принял.

Мать Мусы (алейхи салям) ответила ему:

- Я приятно пахну и у меня вкусное молоко. Нет ни одного ребенка, которому бы не нравилось мое молоко.

Эти слова убедили Фараона, и Мусу передали его матери, чтобы она кормила его. Кроме того, они выделили ей материальное содержание и одарили множеством подарков. Мать Мусы (алейхи салям) была очень довольна этим, и взяв своего ребенка, вернулась к себе домой.

Вот так Всевышний Аллах избавил ее от страха и наделил достоинством, высокой степенью и обильным уделом. После любых трудностей Всевышний Аллах дарует облегчение и путь выхода.

فَرَدَدْنَاهُ إِلَىٰ أُمِّهِ كَيْ تَقَرَّ عَيْنُهَا وَلَا تَحْزَنَ وَلِتَعْلَمَ أَنَّ وَعْدَ اللَّهِ حَقٌّ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ

«Так Мы вернули его матери, чтобы она радовалась, чтобы не печалилась и знала, что обещание Аллаха – истина. Но большинство (людей) не знает об этом» (аль-Касас 28/13).

В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Мать Мусы является примером для тех, кто, совершая какое-либо дело, преследует благие намерения и ожидает награды только от Всевышнего Аллаха. Она кормила собственного ребенка и еще получала за это вознаграждение».

Испытание золотом и огнем

В одном из риваятов сообщается: «Как бы не боялся Фараон Мусы (алейхи салям), но однажды, не в силах сдержать свою любовь к нему, он взял его на руки и захотел немного поиграть с ним. Муса (алейхи салям) оказавшись в объятьях Фараона, схватил его за бороду и резко дернул, из-за чего Фараон сильно ударился головой о мрамор. Фараон чуть не разбил себе голову, сильно разозлился и в то же самое время очень испугался и закричал: «Этот ребенок убьет меня. Это тот самый ребенок, который по предсказанию лишит меня власти». Палачам уже был дан приказ убить этого ребенка, но Асия вновь возразила ему:

- Ведь это всего лишь маленький ребенок, у него не может быть никаких плохих намерений и целей.

Но Фараон в страхе и удивлении смотрел в одну точку, размышляя о том, что, возможно, этот ребенок станет причиной его гибели. Поэтому он и принял решение убить Мусу (алейхи салям). Однако, несмотря ни на что, Асия продолжала возражать и в последней надежде сказала:

- Раз уж ты так думаешь, то давай испытаем этого ребенка. Если окажется, что этот ребенок как ты и думаешь, очень умен и знает, что делает, то тогда ты убьешь его. Если же окажется, что это не так, тогда не убивай его и отдай мне.

Чтобы испытать ребенка, Фараон приказал разжечь огонь и принести золото. Все это поставили перед ребенком, чтобы посмотреть, к чему именно он потянется. Обычный ребенок, безусловно, потянулся бы к свету, не думая о том, что может обжечься. Если же Муса (алейхи салям) протянет руку к золоту, то станет очевидным, что это не обычный ребенок, а ребенок очень умный и одаренный. А это в свою очередь будет означать, что он преднамеренно ударил Фараона головой о мрамор, и что он является тем, кто в будущем погубит Фараона и положит конец его правлению.

К чему же потянулся Муса (алейхи салям)? Конечно же, он потянулся к золоту, так как он был очень умным ребенком, который в будущем станет пророком. И вот в этот момент появился Джибриль (алейхи салям) и направил руку Мусы (алейхи салям) к огню. Более того, он взял в руку уголек и поднес его ко рту, и даже обжег себе язык. Из-за этого у него и появилась шепелявость. То есть, потянувшись к огню, он хоть и обжег себе руку и язык, но при этом спас свою жизнь.

Очевидно, что золото в этой истории отождествляется с мирской жизнью. То есть если мы, пренебрегая ахиратом, станем жить ради богатства, то подвергнем себя большой опасности в жизни вечной. Огонь же для людей размышляющих является знаком религии. Так, например, в одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Для людей наступит такое время, когда соблюдать предписания религии станет тяжелее, чем держать в руках горящую головню».

То есть настанут времена, когда соблюдать религию будет тяжелее, чем держать огонь в руке. Если возьмешь в руку огонь, то обожжешь ее, а если бросишь огонь, чтобы не обжечь руку, то разве можно бросить религию?

Даже если соблюдать предписания религии станет так же трудно, как держать огонь в руках, отпускать его нельзя! Благодаря этому, с позволения Аллаха, мы сможем спасти себя от огня Ада. От боли, которую мы испытаем, можно избавиться посредством дуа к Аллаху и Его помощи. Да, этим огнем Муса (алейхи салям) обжег себе язык и стал шепелявить, но он спасся от смерти, а затем посредством дуа избавился и от шепелявости.

Избавление от шепелявости произошло следующим образом. Когда наступило установленное Всевышним Аллахом время, Он сказал Мусе (алейхи салям):

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, так как он преступил границы дозволенного».

Когда Муса (алейхи салям) получил от Всевышнего Аллаха этот приказ, то сказал:

قَالَ رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي.

وَيَسِّرْ لِي أَمْرِي.

وَاحْلُلْ عُقْدَةً مِّن لِّسَانِي.

يَفْقَهُوا قَوْلِي.

«(Муса) попросил: «Господи! Раскрой мою грудь (освети мою душу верой)! Облегчи мою задачу (как посланника)! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь» (Та-Ха 20:24-28). Эта его просьба была принята, и речь его стала четкой и внятной.

Примечательно, что очень многие проповедники начинают свои проповеди именно с дуа, с которой обратился Муса к Всевышнему: «Господи! Раскрой мою грудь (освети мою душу верой)! Облегчи мою задачу (как посланника)! И сделай меня красноречивым, чтобы они могли понять мою речь». Если бы не помощь Аллаха, то разве легко было бы собрать вместе столько слов? Если бы не помощь и облегчение от Аллаха, то человек ошибался бы даже при чтении суры Фатиха, которая повторяется в намазах сорок раз в течение дня.

А что Фараон? Его переполняло высокомерие, он преступил границы дозволенного и стал считать себя божеством. Если поначалу он говорил: «Я - ваш господь», то однажды он заявил:

فَقَالَ أَنَا رَبُّكُمُ الْأَعْلَىٰ

«Я – ваш Всевышний Господь» (ан-Назиат 79:24).

Почему же он возомнил себя божеством? В действительности, Всевышний Аллах даровал Фараону большую власть и долгую жизнь, на протяжении которой он ни разу не болел. У него ни разу не было даже головной или зубной боли. Вследствие этих особенностей правитель стал задумываться: «Я очень отличаюсь от простых смертных людей». Большое влияние на него оказывало и окружение, среди которого было немало подхалимов, стремящихся заслужить его расположение и убеждавших: «Ты не просто отличаешься от простых людей, ты – сверхчеловек». Поистине, окружение человека может его погубить. Как это сделал со своим правителем Хаман.

Заманчивое предложение, сделанное Фараону

Человек по имени Хаман, был главным визирем и главным советником Фараона. И именно Хаману принадлежит большая заслуга в том, что Фараон объявил себя божеством.

В одном из риваятов сообщается: в какой-то момент Фараон отказался от утверждений о своей божественности и стал думать о том, чтобы уверовать, так как получил такое предложение от Мусы (алейхи салям).

- Если ты уверуешь, то Всевышний Аллах вернет тебе молодость и силу. Ты не будешь лишен своей власти и своего богатства, а в ахирате ты будешь введен в Рай.

Конечно же, подобное предложение показалось Фараону очень привлекательным, и он сказал:

- Постой, мне нужно хорошенько подумать об этом.

Он позвал к себе главного визиря и стал совещаться с ним. Однако Хаман был категорически против:

- Понимаешь ли ты, что говоришь? До этого дня ты говорил людям, что являешься божеством, а сейчас ты хочешь стать рабом другого Бога? Не важно, что тебе пообещали, после отказа от притязаний на божественность ты утратишь свое достоинство и положение.

Посоветовавшись с Хаманом, Фараон подобно огромному камню продолжил стремительно скатываться в Ад.

Как видите, советники способны как возвысить человека, так и унизить его. И даже толкнуть к гибели. Вспомните, что случилось, когда рядом с Усманом (радыяллаху анху) появился Марван, ставший причиной событий, приведших к убийству Усмана (радыяллаху анху).

Сообщается, что однажды Харун ар-Рашид вместе с одним из своих советников, отправился к Фудайлю ибн Ияду (рахимахуллах), чтобы получить от него наставление. Фудайль ибн Ияд (рахимахуллах) же сделал наставление на ухо халифу Харуну ар-Рашиду, который слушал это наставление со слезами на глазах, а затем сказал:

- Дай мне еще наставлений.

Фудайль ибн Ияд сказал:

- О, Харун! Мне нечего тебе больше сказать. Однако я не хочу, чтобы в Судный день ты подвергся наказанию, поэтому страшись Аллаха и неуклонно выполняй все Его повеления. Эта страна подобна твоему дому, а население этой страны подобно твоим домочадцам. Если хотя бы один человек из числа твоих домочадцев ляжет спать голодным, то именно ты будешь спрошен за это. Завтра, в день отчета, этот человек станет твоим врагом и потребует от тебя возмещения своих прав. Так обходись же со своими домочадцами справедливо и по-доброму.

Услышав это, Харун ар-Рашид стал громко плакать. Советнику, находившемуся рядом с халифом, не понравились слова Фудайля ибн Ияда, и он сказал халифу:

- Господин! Давайте немедленно уйдем отсюда.

В ответ Фудайль ибн Ияд сказал ему:

- О, Хаман! Ты и подобные тебе люди погубят халифа!

Фудайль ибн Ияд неспроста назвал советника Харуна ар-Рашида «Хаманом», ведь в притязаниях Фараона на божественность большую роль также сыграл его советник Хаман. Несомненно, в этих словах заключен большой смысл. Фудайль ибн Ияд хотел сказать следующее:

«Те, кто мешает правителям выслушивать наставления, видеть истину и поступать в соответствии с ней, ничем не отличаются от Хамана. В то же время если люди, наделенные властью, будут поступать в соответствии с советами таких советников, то их ждет такая же участь, как и Фараона».

«Отправляйся к Фараону, так как он преступил границы дозволенного»

Фараон и его народ продолжали упорствовать в неверии и зле. А Всевышний Аллах даровал Мусе (алейхи салям) пророчество, чтобы избавить людей от гнета и зла, напомнить им о том, что нет кроме Него другого истинного Бога, и чтобы освободить сынов Исраилевых, научив их истинной религии, сказав Мусе (алейхи салям):

اذْهَبْ إِلَىٰ فِرْعَوْنَ إِنَّهُ طَغَىٰ

«Иди к Фараону, ведь он перешел все границы (начав притязать на божественность)» (Та-Ха 20:24).

Почему несмотря на то, что Муса (алейхи салям) был направлен в качестве пророка ко всему народу, ему было приказано отправиться именно к Фараону? Потому что Фараон преступил все возможные границы дозволенного, заявив о своей божественности, и, будучи лидером своего народа, мог бы показать пример уверования своим подданым.

Перед тем, как отправиться к Фараону, Муса (алейхи салям) попросил себе в помощники своего брата:

وَاجْعَل لِّي وَزِيرًا مِّنْ أَهْلِي.

هَارُونَ أَخِي.

اشْدُدْ بِهِ أَزْرِي.

وَأَشْرِكْهُ فِي أَمْرِي.

«И дай мне помощника из моей семьи — брата моего Харуна. Увеличь благодаря ему мою силу. Пусть он разделит со мной мою задачу (посланника)» (Та-Ха 20:29-32).

Старший брат является для младшего опорой в мирских делах, но он не в силах помочь ему стать пророком. Это удается, однако, Мусе (алейхи салям), который сделал дуа. О том, что его молитва была принята, и что Харуну (алейхи салям) так же было дано пророчество, Всевышний Аллах говорит в Куръане:

قَالَ قَدْ أُوتِيتَ سُؤْلَكَ يَا مُوسَىٰ

«О Муса! Ты уже получил то, что попросил (и твоя просьба выполнена)» (Та-Ха 20:36).

وَاصْطَنَعْتُكَ لِنَفْسِي.

اذْهَبْ أَنتَ وَأَخُوكَ بِآيَاتِي وَلَا تَنِيَا فِي ذِكْرِي

«И Я избрал тебя для Себя (чтобы сделать Своим посланником). Идите – ты и брат – с Моими знамениями (к людям) и не уставайте поминать Меня» (Та-Ха 20:41-42).

То, что Муса (алейхи салям) отправляясь к Фараону, попросил Всевышнего Аллаха отправить вместе с ним Харуна (алейхи салям), имеет важное значение. Мы видим, что даже такому сильному пророку как Муса (алейхи салям) необходима поддержка в его борьбе за веру. Сложно выстоять и добиться чего-либо в одиночку. Поэтому Муса понимал, что, отправляясь с призывом к истине к обладателям власти или к обладателям высокомерия, очень важно рядом иметь такого надежного и верного соратника, как собственный брат.

Итак, с позволения Всевышнего Аллаха, Муса и Харун (алейхима салям) отправились во дворец Фараона и постучали в его двери. В это время все обитатели дворца, предавались развлечениям и удовольствиям. Мусу (алейхи салям) и его брата отвели к Фараону.

Муса (алейхи салям) сказал: «О, Фараон! Поистине, я являюсь посланником, направленным к тебе Господом миров. Уверуй, вернись на прямой путь и спасись. Если ты не уверуешь, то хотя бы отпусти сынов Исраилевых и позволь им вместе с нами вернуться в Палестину, на родину их отцов, и не причиняй им зла».

Также он сказал, что пришел к нему с чудесами в качестве доказательства своей пророческой миссии. В ответ на это Фараон сказал: «Если ты правдив и если ты пришел со знамениями, то покажи нам их».

Вслед за этим, Муса (алейхи салям) бросил на землю свой посох, который он держал в руках. И тут все увидели, как этот посох превратился в огромную змею, похожую на хищника или дракона. Увидев эту змею, люди пришли в неописуемый ужас и бросились бежать. В образовавшейся давке погибло несколько человек. Сообщается даже, что страх хватил и самого Фараона.

وَنَزَعَ يَدَهُ فَإِذَا هِيَ بَيْضَاءُ لِلنَّاظِرِينَ

Затем, «И он вынул свою руку (из выреза одежды), а она – белая (и сияющая, и нет в этом сомнения) для смотрящих (на нее)» (аш-Шуара 26:33).

Здесь говорится о том, что когда Муса (алейхи салям) вытащил свою руку из-за пазухи, то она источала свет, освещая и ослепляя своим светом всех вокруг.

Фараон и его приближенные в страхе за потерю своей власти назвали Мусу (алейхи салям) лжецом и обвинили в колдовстве:

قَالَ لِلْمَلَإِ حَوْلَهُ إِنَّ هَٰذَا لَسَاحِرٌ عَلِيمٌ.

يُرِيدُ أَن يُخْرِجَكُم مِّنْ أَرْضِكُم بِسِحْرِهِ فَمَاذَا تَأْمُرُونَ

«(Фараон) сказал приближенной знати: «Просто он — знающий (и искусный) колдун. Он хочет своим колдовством выгнать вас с вашей земли. Что же вы прикажете (делать) (аш-Шуара 26:34-35).

Встреча Мусы (алейхи салям) с колдунами

Фараон решил победить Мусу (алейхи салям) его же оружием - колдовством. Поэтому, чтобы унизить Мусу (алейхи салям) в глазах людей и укрепить свою власть, Фараон приказал собрать всех колдунов Египта, для чего во все уголки страны были отправлены глашатаи.

Услышав это объявление, в столицу стали стекаться все, кто владел колдовством. Была собрана целая армия из порядка 3000 самых искусных и умелых чародеев Египта. В соответствии с другим риваятом сообщается, что их было пятнадцать тысяч. 

فَلَمَّا جَاءَ السَّحَرَةُ قَالُوا لِفِرْعَوْنَ أَئِنَّ لَنَا لَأَجْرًا إِن كُنَّا نَحْنُ الْغَالِبِينَ.

قَالَ نَعَمْ وَإِنَّكُمْ إِذًا لَّمِنَ الْمُقَرَّبِينَ

«Придя, колдуны спросили Фараона: «Будет ли нам награда, если мы победим?» Он ответил: «Да. И вы непременно окажетесь среди приближенных (ко мне людей)» (аш-Шуара 26:41-42).

Фараон заявляет о своей божественности, но при этом он надеется и уповает на магов. Если бы и колдуны обладали глубоким знанием, то и они в свою очередь не надеялись бы на Фараона. В сущности же и Фараон, и колдуны были бессильны перед Мусой.

Еще раньше, чтобы изучить своего противника, маги встретились с Мусой (алейхи салям). Он призвал их к религии:

- Я не колдун, я – посланник Аллаха. И я призываю вас к вере.

Колдуны в ответ сказали:

- О том, пророк ли ты или колдун, мы узнаем при встрече. Если то, что ты говоришь, окажется неправдой, ты увидишь, что тебя настигнет.

И вот настал день их встречи. Люди толпами стали стекаться к большому полю, находившемуся за пределами города. Для Фараона был установлен престол на высоком месте, и он восседал на нем. Колдуны были готовы к демонстрации, они держали в руках веревки, канаты, кожаные тросы, а также пустотелые посохи, наполненные ртутью.

И вот пришел человек, которого они ждали. В руках Мусы (алейхи салям) был посох, а рядом с ним шел Харун (алейхи салям). Всего лишь два человека, против пятнадцати тысяч колдунов. Но эти два человека были людьми Аллаха.

Безусловно, Муса произвел впечатление на колдунов, так как если бы этого излучающего свет человека заботили лишь деньги, положение или власть, то он пошел бы к Фараону и договорился с ним, легко получив то, чего он желает. И в этом случае Фараону не пришлось бы выплачивать жалование такому количеству колдунов. Значит, этот человек стремился не к мирским благам. Кроме того, если он не побоялся бросить вызов Фараону, обладавшему великой властью, перед которым трепетали все люди, то значит, что его призыв не является пустым и необоснованным. Колдуны подумали: «Начнем соревнование, и тогда поймем, что он из себя представляет».

قَالُوا يَا مُوسَىٰ إِمَّا أَن تُلْقِيَ وَإِمَّا أَن نَّكُونَ أَوَّلَ مَنْ أَلْقَىٰ

Они сказали: «О Муса! Ты бросишь (свой посох) первым, или же мы бросим (наши посохи) первыми?» (Та-Ха 20:65).

Обратите внимание: колдуны выказали Мусе (алейхи салям) уважение. Они не выразили презрения, сказав: «Да кто ты такой?», а проявили уважение, такт и хорошие манеры, поинтересовавшись: «Желаешь ли ты бросить первым, или нам бросить первыми?»

قَالَ بَلْ أَلْقُوا ۖ فَإِذَا حِبَالُهُمْ وَعِصِيُّهُمْ يُخَيَّلُ إِلَيْهِ مِن سِحْرِهِمْ أَنَّهَا تَسْعَىٰ

Муса (алейхи салям) сказал: «Нет, бросайте вы!» (И колдуны бросили). И тут ему показалось, что их веревки и посохи от их колдовства стали двигаться» (Та-Ха 20:66).

Когда Муса (алейхи салям) сказал «Бросайте вы», колдуны исполнили свое колдовство, которое они подготовили заранее. Брошенные ими промасленные кожаные канаты заблестели на солнце, а посохи, наполненные ртутью, казались движущимися. Казалось, что вся площадь заполнена тысячью шевелящихся змей. Собравшиеся люди пришли в ужас... Увидев это, даже Муса (алейхи салям) почувствовал внутри себя страх.

فَأَوْجَسَ فِي نَفْسِهِ خِيفَةً مُّوسَىٰ.

قُلْنَا لَا تَخَفْ إِنَّكَ أَنتَ الْأَعْلَىٰ

«Тогда Муса почувствовал в душе страх. Мы сказали (ему): «Не бойся! Ты одержишь верх (победив их)» (Та-Ха 20:67-68).

Муса (алейхи салям) испытывал страх за то, что люди, преувеличат в своих глазах увиденное колдовство и не уверуют.

وَأَلْقِ مَا فِي يَمِينِكَ تَلْقَفْ مَا صَنَعُوا ۖ إِنَّمَا صَنَعُوا كَيْدُ سَاحِرٍ ۖ وَلَا يُفْلِحُ السَّاحِرُ حَيْثُ أَتَىٰ

Всевышний Аллах внушил Мусе (алейхи салям): «Брось же то, что у тебя в правой руке (посох), и оно проглотит все, что они сделали (их змей). Поистине, сделанное ими — это лишь колдовские хитрости. Не обретет успех колдун, куда бы он ни пришел» (Та-Ха 20:69).

Посох Мусы (алейхи салям) превратился в огромную змею, проглотившую все колдовство, брошенное колдунами. Вся площадь в одно мгновение оказалась очищенной от колдовства.

Колдунам, обладавшим глубокими познаниями в своей области, становится очевидно, что подобное не может сотворить человек, если только это не божественное чудо. Чары колдунов были разрушены, и в то же самое время все их веревки, канаты и посохи бесследно исчезли. Никто, кроме Всевышнего Аллаха не способен ничего создать или обратить в небытие, ни с помощью колдовства, ни с помощью чего-то другого.

Вера колдунов и их гибель

Когда колдуны увидели чудо Мусы (алейхи салям), то пали ниц, и сказали:

فَأُلْقِيَ السَّحَرَةُ سُجَّدًا قَالُوا آمَنَّا بِرَبِّ هَارُونَ وَمُوسَىٰ

«Мы уверовали в Господа Харуна и Мусы!» (Та-Ха 20:70).

Фараон очень сильно разгневался на это и сказал:

قَالَ آمَنتُمْ لَهُ قَبْلَ أَنْ آذَنَ لَكُمْ ۖ إِنَّهُ لَكَبِيرُكُمُ الَّذِي عَلَّمَكُمُ السِّحْرَ ۖ فَلَأُقَطِّعَنَّ أَيْدِيَكُمْ وَأَرْجُلَكُم مِّنْ خِلَافٍ وَلَأُصَلِّبَنَّكُمْ فِي جُذُوعِ النَّخْلِ وَلَتَعْلَمُنَّ أَيُّنَا أَشَدُّ عَذَابًا وَأَبْقَىٰ

«Как вы могли поверить ему без моего разрешения? Поистине, он — лишь самый умелый из вас. Это он научил вас колдовству. Я отрублю вам руки и ноги накрест и распну вас на пальмовых стволах. Тогда вы узнаете, чье наказание (мое или Бога Мусы) тяжелее и длительнее» (Та-Ха 20:71).

Однако уверовавшие колдуны не придали ни малейшего значения этим угрозам ответили ему:

قَالُوا لَن نُّؤْثِرَكَ عَلَىٰ مَا جَاءَنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالَّذِي فَطَرَنَا ۖ فَاقْضِ مَا أَنتَ قَاضٍ ۖ إِنَّمَا تَقْضِي هَٰذِهِ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا.

إِنَّا آمَنَّا بِرَبِّنَا لِيَغْفِرَ لَنَا خَطَايَانَا وَمَا أَكْرَهْتَنَا عَلَيْهِ مِنَ السِّحْرِ ۗ وَاللَّهُ خَيْرٌ وَأَبْقَىٰ

«Мы не выберем тебя, оставив пришедшие нам доказательства (указывающие на истинность пророческой миссии Мусы), нашего Творца. Суди, но (не забывай, что) ты судишь только в земной жизни (поэтому делай с нами что хочешь). Поистине, мы уверовали в нашего Господа для того, чтобы Он простил нам наши ошибки (язычество) и колдовство (которому мы обучали и с помощью которого хотели победить Мусу) по твоему принуждению. Награда Аллаха лучше и длительнее (чем твое наказание)» (Та-Ха 20:72-73).

Фараон, известный своей кровожадностью, приказал отрубить колдунам руки и ноги и распять их. Положение этих колдунов поистине удивительно. Еще утром этого дня они были неверующими, а уже вечером стали мучениками. Несмотря на то, что они были мусульманами менее одного дня, они пожертвовали своими жизнями на пути веры, достигнув совершенства.

Всевышний Аллах посредством одного пророка растворил подобно тому, как солнце растопляет снег, все величие одного правителя. Простой кусок дерева, которым являлся посох Мусы (алейхи салям), стал инструментом мести, и очистил площадь от всего ложного колдовства. Когда же Муса (алейхи салям) протянул свою руку, чтобы взять посох, огромная змея, еще мгновение назад наводившая ужас на всех присутствующих, снова превратилась в кусок дерева. Колдуны, видевшие все это, поняли, что это не является колдовством, и тотчас же пали ниц. Эти люди, пришедшие на площадь, будучи неверующими, ради того, чтобы поддержать власть Фараона, в одно мгновение всем своим существом обратились к Исламу. Будучи до этого момента шестеренками механизма дьявольского порядка, совершив саджда, они посеяли в землю зерна веры. И в одно мгновение превратились в единобожников, готовых пожертвовать собственными жизнями ради веры.

Вера колдунов была настолько сильной, что их лбы находились в саджда, а их сердца были в Раю. И они обратились к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

... رَبَّنَا أَفْرِغْ عَلَيْنَا صَبْرًا وَتَوَفَّنَا مُسْلِمِينَ

«Господи, даруй нам терпение и упокой нас мусульманами» (аль-Араф 7:126).

Народ Мусы (алейхи салям) увидев, как Фараон обошелся с колдунами, приказав отрубить им руки и ноги, а затем распять, испугался, что то же самое он может сделать и с ними. Но Муса (алейхи салям) сказал им:

قَالَ مُوسَىٰ لِقَوْمِهِ اسْتَعِينُوا بِاللَّهِ وَاصْبِرُوا ۖ إِنَّ الْأَرْضَ لِلَّهِ يُورِثُهَا مَن يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ ۖ وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ

«Просите помощи у Аллаха и терпите. Поистине, земля принадлежит Аллаху. Он дает ее в наследство тому из Своих рабов, кому пожелает. (Счастливый) итог – богобоязненным» (аль-Араф 7:128).

Серия бедствий, постигших Фараона и его народ

Затем Всевышний Аллах обрушил на Фараона и его народ серию бедствий. Сначала на протяжении восьми дней подряд в кромешной тьме непрерывно шел дождь, и никто не мог выйти из своих домов. Потоки воды заполнили дома так, что люди по горло находились в воде. Однако дома сынов Исраилевых остались нетронутыми водой. Таким образом, на протяжении семи дней, Египет был подобен морю.

Боясь полного затопления, народ Фараона обратился к Мусе (алейхи салям) со словами:

- Сделай дуа своему Господу, чтобы он избавил нас от этого бедствия, и тогда мы уверуем в тебя.

Муса (алейхи салям) сделал дуа, и это бедствие было устранено. Вслед за этим, очень буйно проросли растения. Никогда еще народ Фараона не видел такого баракята! Тем не менее уверовать они отказались:

- Оказывается то, чего мы испугались, не было бедствием для нас, а наоборот, было благом.

Тогда Всевышний Аллах наслал на них полчища саранчи. Эта саранча уничтожила весь их урожай, а также заполнила их дома. Подвергнувшись этой напасти, они снова пришли к Мусе (алейхи салям) с теми же самыми словами:

- Сделай дуа своему Господу, чтобы он избавил нас от этого бедствия, и тогда мы уверуем в тебя.

Всевышний Аллах послал ветер, который унес всю саранчу в море. Люди, увидев, что оставшаяся часть урожая будет достаточна для них, снова отказались уверовать, сказав:

- Оставшейся части урожая будет нам достаточно.

Тогда Всевышний Аллах наслал на них вшей и насекомых. Эти твари стали пожирать оставшуюся после саранчи часть урожая, а вши стали кусать и пить кровь людей. Тогда люди в третий раз пришли к Мусе (алейхи салям) с просьбой спасти их от этого бедствия и обещая уверовать. Всевышний Аллах избавил, но они снова не уверовали и сказали:

- Теперь у нас не осталось никаких сомнений в том, что ты колдун.

Вслед за этим, со стороны моря показалась черная туча, обрушившая жаб и лягушек на головы людей. Вся земля и все дома были заполнены жабами и лягушками. Через короткое время все заполнилось трупами жаб, источавшими зловоние. Копты снова пришли к Мусе (алейхи салям), умоляя его помочь им. Муса (алейхи салям) взяв с них твердое обещание, что они уверуют, сделал дуа Всевышнему Аллаху. Благодаря этому дуа, народ Фараона был избавлен и от этого бедствия. Всевышний Аллах послал дождь, который смыл всех жаб в море. Но народ Фараона и в этот раз нарушил свое обещание, продолжая распространять нечестие и упорствовать в неверии.

После этого, Всевышний Аллах наслал на них новое бедствие – кровь. Вода в реках и источниках, а также все их напитки превратились в кровь. Этот народ, который много раз нарушал свое обещание, снова обратился к Мусе (алейхи салям) с мольбами об избавлении от этого бедствия. Каждое из этих бедствий было ясным знамением и ясным доказательством, указывающим на правдивость Мусы (алейхи салям), совершенное могущество Всевышнего Аллаха, и на то, что народ Фараона стремительно движется к своей гибели и что для спасения им необходимо немедленно уверовать. Но, несмотря на это, они возгордились и не уверовали. Каждый раз они нарушали свое обещание.

Настолько безнравственным был народ Фараона. За то, что они столько раз нарушали обещание, данное Аллаху и Его посланнику, они заслужили наказание - быть уничтоженными.

Исход сынов Исраилевых из Египта

Когда Всевышний Аллах пожелал полностью спасти Мусу (алейхи салям) и его народ от зла Фараона, то сказал Ему в откровении:

وَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ مُوسَىٰ أَنْ أَسْرِ بِعِبَادِي إِنَّكُم مُّتَّبَعُونَ

«Мы внушили Мусе: Отправляйся в путь с Моими рабами ночью, ибо вас будут преследовать». (аш-Шуара 26:52)

Муса (алейхи салям) приказал сынам Исраилевым взять у коптов, то есть у народа Фараона, их ювелирные украшения под предлогом проведения свадьбы, и никому ничего не говоря, ночью выйти из Египта. Так же он сказал им, чтобы они оставили в своих домах зажженные лампы, и чтобы каждый покинувший свой дом, оставил на двери знак, сделанный кровью, чтобы по этому знаку можно было понять, что жившие в этом доме, покинули его.

И вот все сыны Исраилевы в количестве шестисот двадцати тысяч человек, не считая стариков и детей, отправились в путь. По воле Всевышнего Аллаха в эту ночь копты были заняты похоронами своего соплеменника, и поэтому не видели, как сыны Исраилевы покинули свои дома.

Они тронулись в путь, Харун (алейхи салям) шел впереди, а Муса (алейхи салям) шел самым последним.

Гибель Фараона

Конечно же, когда стало ясно, что сыны Исраилевы покинули Египет, Фараон немедленно собрал свою армию и пустился в погоню. Фараон и его визирь Хаман были во главе семисот тысячного войска. На голове у каждого война был шлем, а в руках было копье. На восходе солнца Фараон со своим войском настигли народ Мусы (алейхи салям). Взглянув на них, Фараону показалось, что их число очень невелико, и он сказал:

إِنَّ هَٰؤُلَاءِ لَشِرْذِمَةٌ قَلِيلُونَ

«Они (евреи) — просто малочисленная кучка (людей по сравнению с нашим войском)» (аш-Шуара 26:54).

Когда народ Мусы (алейхи салям) увидел Фараона и его войско, то пришел в ужас, так как они находились на берегу моря, и у них не было пути для отступления. Придя в ужас, они сказали Мусе (алейхи салям):

- О, Муса! Они нагнали нас. Мы испытывали страдания до тебя, и испытываем их после твоего прихода. И сегодня мы все погибнем, так как если мы войдем в море, которое перед нами, то непременно утонем. Позади нас находится войско Фараона, и если они догонят нас, то всех нас убьют. О, Муса! Что нам делать? Если нам суждено погибнуть, то не нужно было выводить нас из Египта, лучше бы мы погибли там.

В ответ на это, Муса (алейхи салям) сказал:

قَالَ كَلَّا ۖ إِنَّ مَعِيَ رَبِّي سَيَهْدِينِ

«Ну нет! Со мной — мой Господь, и Он укажет мне путь (к спасению)» (аш-Шуара 26:62).

Затем, Всевышний Аллах сказал Мусе (алейхи салям):

فَأَوْحَيْنَا إِلَىٰ مُوسَىٰ أَنِ اضْرِب بِّعَصَاكَ الْبَحْرَ ...

«Ударь своим посохом по морю» (аш-Шуара 26:63).

Когда Муса (алейхи салям) ударил посохом по морю, то оно расступилось и перед народом Мусы (алейхи салям) открылись двенадцать путей. К этому проходу, проходившему по дну моря, Всевышний Аллах направил солнце и ветер, которые полностью высушили этот путь. Таким образом, каждое племя двинулось по своему пути. Воды моря, подобно двум огромным горам, находились по обе стороны этого прохода. Как будто это были не стены из воды, а стены из бетона.

Каждое из племен продвигалось вперед по своему пути. И каждое из этих племен не видело другого племени. Поэтому они снова обратились к Мусе (алейхи салям), сказав:

- Почему мы не видим других? Может быть, они уже утонули и погибли?

Муса (алейхи салям) сказал им:

- Идите вперед! Они, так же как и вы, идут своим путем.

Но в ответ они сказали:

- Мы не будем довольны, пока не увидим наших друзей.

Тогда Муса (алейхи салям) обратившись к Аллаху, сказал:

- О, Аллах! Окажи мне помощь против их скверной нравственности.

Всевышний Аллах внушил ему: «Ударь посохом по правой стороне». Когда Муса (алейхи салям) сделал то, что ему было внушено, то в водных массах, отделявших двенадцать путей друг от друга, открылись окна, и люди получили возможность видеть и слышать друг друга. Таким образом, народ Мусы (алейхи салям) прошел по дну моря и вышел на противоположный берег.

В это время Фараон со своим войском подошел к открывшемуся на дне моря пути. Увидев разделившееся надвое море, Фараон сказал своему народу:

- Видите, как море разделилось, увидев мое величие, чтобы я смог догнать моих рабов.

Но никто из его людей не отваживался вступить на морское дно. Люди Фараона испугались и сказали ему:

- Если ты – Господь, то вступи на этот путь, так же, как вступил на него Муса.

Но Фараон не осмеливался. В тот день он был верхом на черном коне. В войске Фараона не было ни одной кобылы, а только самцы кони. Джибриль (алейхи салям) явился верхом на лошади и первым вступил на дно моря, чтобы за его лошадью последовали кони Фараона. Конь Фараона, почувствовав запах лошади, вступил на путь, проложенный по дну моря. Конечно же, они не видели Джибриля (алейхи салям). Фараон не смог остановить своего коня. Вслед за ним на этот путь вступило и его войско.

В это же время Микаиль (алейхи салям) верхом на коне, встал позади войска и стал подгонять их вперед, следя за тем, чтобы на берегу не осталось ни одного человека, и чтобы все они вошли в море.

Когда последний человек из народа Фараона вошел в море, а последний человек из народа Мусы (алейхи салям) вышел на берег, Всевышний Аллах повелел морю поглотить их. И эти огромные волны с шумом сомкнулись над войском Фараона. И когда огромные как горы волны сошлись, все войско Фараона было потоплено.

В одном из риваятов сообщается, что однажды, задолго до этой гибели, Джибриль (алейхи салям) в облике человека пришел к Фараону и сказал:

- Если один из твоих рабов отвергнет тебя и заявит о собственной божественности, что ты сделаешь с ним?

В ответ Фараон сказал:

- Я утоплю его в воде.

Тогда Джибриль (алейхи салям) дал ему подписать бумагу, на которой были записаны эти слова. И когда Фараон был потоплен, Джибриль (алейхи салям) принес эту бумагу и положил перед ним. То есть годами раньше Фараон сам вынес себе смертный приговор.

В тот момент, когда Фараон тонул, с его глаз были подняты завесы, и ему было показано его место в ахирате, и тогда он воззвал:

... قَالَ آمَنتُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ

«Я верю в то, что нет достойного поклонения, кроме Того, в кого уверовали потомки Исраиля. И я (один) из мусульман!» (Юнус 10:90).

Приемлема ли такая вера? Как же может быть принята такая вера?.. Фараон, который преступил все границы дозволенного, заявив о своей божественности, к которому был отправлен не один, а два пророка, который видел столько чудес, но несмотря на это, не уверовал, а в тот момент, когда его душа уже покидала тело и он увидел свое место в Аду, сказал: «Я уверовал в этого Бога и стал одним из мусульман».

Но Всевышний Аллах не принял его веру, к которой он пришел в последний момент своей жизни, сказав:

آلْآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ الْمُفْسِدِينَ

 «Только сейчас (ты уверовал)?! А ведь раньше ты был непокорным (Мне — не верил в Меня) и был вредителем (отталкивая от религии Аллаха других)» (Юнус 10:91).

Точно так же не принимается покаяние тех, кто раскаялся в последний момент своей жизни. Покаяние того, кто провел всю свою жизнь в неповиновении, подобно покаянию Фараона. То есть оно является неприемлемым.

Покаяние человека в тот момент, когда его душа покидает тело, и перед его взглядом поднимаются завесы ахирата, не принимается. Так, например, в одном из аятов наш Господь говорит:

وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّىٰ إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الْآنَ وَلَا الَّذِينَ يَمُوتُونَ وَهُمْ كُفَّارٌ ۚ أُولَٰئِكَ أَعْتَدْنَا لَهُمْ عَذَابًا أَلِيمًا

«Но покаяние не для тех, кто – когда смерть к нему приходит – говорит: «Вот сейчас я раскаиваюсь», — и (не будет принято покаяние) тех, кто умирает неверующим. Им Мы приготовили болезненное наказание» (ан-Ниса 4:18)

Несмотря на то, что Фараон и все его войско были потоплены, сыны Исраилевы продолжали бояться и переживать: «Они догонят нас и убьют». Никто из них не мог поверить в то, что Фараон и его войско потоплены. И тогда море выбросило на берег все войско Фараона вместе с их доспехами и его самого. После этого события море не принимает тела утопших, выбрасывая их на поверхность.

Тело Фараона не сгнило, оно было выброшено на берег в положении саджда, в качестве назидания для следующих поколений.

Всевышний Аллах говорит в Куръане:

فَالْيَوْمَ نُنَجِّيكَ بِبَدَنِكَ لِتَكُونَ لِمَنْ خَلْفَكَ آيَةً ۚ وَإِنَّ كَثِيرًا مِّنَ النَّاسِ عَنْ آيَاتِنَا لَغَافِلُونَ

«Сегодня Мы спасем лишь твое (бездыханное) тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Поистине, многие люди не обращают внимания на Наши знамения (не смотрят на них и не размышляют над ними)» (Юнус 10:92).

Замахшари толковал этот аят следующим образом:

«Мы выбросим твое тело на берег моря. Мы сохраним твое обнаженное тело от разложения, в качестве назидания для последующих поколений, которые придут спустя столетия». Тело Фараона было обнаружено в песках на берегу Красного моря группой английских ученых и затем перевезено в Лондон. Несмотря на то, что с момента гибели Фараона прошло более трех тысяч лет, его тело не испортилось, не разложилось, и даже его волосы не выпали. Тело Фараона в позе саджда выставлено сегодня в Британском музее.

Продолжение следует...

Камиль хазрат Самигуллин

 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей