Вчера в Казани прошла очередная публичная лекция в рамках молодежного мусульманского проекта «Лекторий» ДУМ РТ. На встрече обсудили взаимодействие и сосуществование религии и науки, место и роль человека на Земле, научную сторону исламских убеждений, отношение к утверждениям современного мира и его научным открытиям с точки зрения Ислама и пр.
В качестве спикера на встрече выспутил преподаватель РИУ, автор книг и статей по акыде, ханафитскому фикху Ахмад аль-Ханафи.
Люди зачастую не задумываются над тем, для чего они живут, или, возможно, просто забыли, что их первое предназначение - это поклонение Всевышнему Аллаху, - сказал хазрат. - Можно услышать такие фразы: “Я живу ради своей семьи”, “Моя жизнь – моя работа”. Но Аллах Всевышний говорит в Куръане: «Я создал людей и джиннов только для того, чтобы они поклонялись Мне» (аз-Зариат 51/56). Мусульмане часто забывают об этом.
С таким посылом начал свою лекцию спикер и продолжил рассказывать о сотворении мира, о многовековых спорах философов-материалистов и верующих и о опасности секуляризма. Еще одной темой лекции стала совместимость и/или несовместимость науки и религии.
Прекрасно совместимы, если правильно понимать науку, если не понимать ее так же узко, как Карл Поппер и его последователи, - объяснил спикер. – Они не оспаривают и не опровергают друг друга: физика занимается строением Вселенной, а богословие - вопросами существования Бога или Вечной жизни.
Третий вопрос лекции – духовные кризисы. “Я считаю, что духовные кризисы – это полезн. Человека неверующего они способны заставить прийти к вере, выпасть из будничной рутины, задуматься о чем-то более высоком. А человека верующего они могут сподвигнуть к размышлению о том, правильным ли путем он движется, к осознанию хрупкости своей жизни и бытия, своего здоровья и пр.
В завершение дискуссии участникам представилась возможность задать устазу вопросы и на другие темы. Вопросы были не менее любопытными. Один из них, например, прозвучал о причинах распространения атеизма. “Причин много, - ответил устаз. - Есть психологические причины, есть мода. Истязание неправильных представлений - из-за моды: почему-то считают, что если ты атеист, значит прогрессивный, передовой, научный... А если если религиозный, то, непременно, отсталый. Но есть и психологические причины. Например, психолог Пол Витц говорил, что атеизм во многом возникает из проблемы в отношениях с отцом. Он проследил биографию многих знаменитых атеистов, например Ницше, Шопенгауэра, Фрейда, и во всех их случаях были либо сложные взаимоотношения с отцом, либо отсутствие отца”, – ответил Ахмат устаз.
Напомним, в рамках «Лектория» участников ждут ежемесячные захватывающие публичные лекции и дискуссии с участием известных спикеров. В следующий раз участники вместе с приглашенными устазами обсудят тему теории эволюции в рамках Ислама.