Вчера, в 16-ый день месяца Раби аль-авваль, в Галиевской мечети Казани состоялась очередная публичная лекция в рамках молодежного мусульманского проекта «Лекторий» ДУМ РТ.
Как появился мир и человек? Насколько обоснована теория Дарвина и возможно ли появление человеческого рода посредством эволюции? На эти и другие вопросы с точки зрения шариата ответил преподаватель РИУ, автор книг и статей по акыде, ханафитскому фикху Ахмад аль-Ханафи. Послушать лекцию устаза пришли более 60 человек.
В начале встречи участникам лектория были представлены видеоролики о теории эволюции Дарвина и краткой истории человечества.
Ахмад аль-Ханафи обратил внимание на то, что слово «эволюция» как термин обозначает «изменение во времени».
– В основе эволюционной теории лежит базовая идея о том, что жизнь существует миллиарды лет и менялась со временем. С точки зрения шариата мы не можем спорить с этим утверждением. Так как археологические находки – породы с окаменевшими останками древних организмов говорят об эволюции внутри видов и классов. Второе понимание эволюции подразумевает наличие микроизменений и единого общего предка в живых организмах внутри одного вида. Данное понимание эволюции также бесспорное, так как основано на научных фактах. Однако утверждение, что абсолютно все живые организмы на Земле – от бактерий до слонов и людей – имеют общего предка – так называемая «теория общего предка», впервые предложенная Дарвином, не является научно обоснованной.
Как подчеркнул лектор, бесспорными могут быть лишь научные факты. Таковыми, например, являются убеждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца и имеет шарообразную форму.
– Ислам не может отрицать научные факты. Нет никаких противоречий между Куръаном и научными фактами. «Теорию общего предка» невозможно доказать эмпирическим путем. Эволюционная теория Дарвина – это гипотеза, которая не принимается с точки зрения шариата и противоречит нашей акыйде.
По словам Ахмада аль-Ханафи, Дарвин верил в некий природный неразумный механизм, который дает одним организмам преимущества, в результате чего выживает самый приспособленный. Лектор также отметил, что существуют и другие теории эволюции, например, неодарвинизм, представляющий собой синтез теории Дарвина о естественном отборе и популяционной генетике.
– На самом деле генетика – это великая вещь, которая может послужить в пользу существования Бога. ДНК – универсальный носитель генетической информации. Генетический код – система записи наследственной информации в молекулах нуклеиновых кислот, основанная на определенном чередовании последовательностей нуклеотидов в ДНК или РНК. Однако для того, чтобы существовал определенный код, язык, нужно чтобы его кто-то создал. Насколько вероятно, что неживая система создаст, например, азбуку Морзе, в которой буквы закодированы с помощью кода Морзе?
Спикер обратил внимание слушателей и на тот факт, что Дарвин не говорил о происхождении человека от обезьяны, а утверждал о наличии общего предка между ними. «Однако есть данные, что разные виды протолюдей – переходные формы от обезьян к человеку (неандертальцы, кроманьонцы и другие) существовали одновременно. Таким образом, была опровергнута идея эволюции между ними», – отметил преподаватель РИИ.
Далее речь шла о том, какие же ограничения накладывает наше вероучение на теорию эволюции.
– Во-первых, мы не можем утверждать, что у человека был какой-либо предок. В соответствии с прямыми текстами Куръана человек возник в таком виде. Но тогда как объяснить наличие останков протолюдей? Возможно, наряду с людьми существовали другие более примитивные человекообразные существа. Например, и в Куръане, и в Сунне упоминается Яджудж и Маджудж – два народа, которые существовали в древности, были похожи на людей, но не являлись ими. Таким образом, Ислам не отрицает идею возможности существования в определенных исторических этапах человекоподобных существ, которые, тем не менее, не были людьми.
В ходе лектория Ахмад аль-Ханафи обратился к аятам Куръана, в которых описывается сотворение человека и стадии внутриутробного развития.
– Во многих аятах Куръана говорится о том, что первый человек Адам (галяйхиссалям) был создан Всевышним Аллахом, без посредничества: «И сказал твой Господь ангелам: «Я создам человека из глины. А когда Я довершу его творение и вдохну в него дух, совершите ему земной поклон». «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственноручно? Ты (сейчас) возгордился или (и раньше) был высокомерным?» ( сура «Сад», 71-72 и 75-й аяты). Более того, в Священной книге говорится, что и Адам (галяйхиссалям), и его супруга Хава (радыйаллаху анху) были созданы уже взрослыми.
В достоверном хадисе от Бухари Муслима обозначается рост Адама (галяйхиссаляма), который составлял 60 локтей, то есть примерно 30 метров, но при этом Адам был человеком. Этот хадис подтверждает микроэволюцию – изменение внутри одного вида.
Также в Куръане говорится: «О люди! Бойтесь (ослушаться) вашего Господа, который создал вас из одного человека (Адама), создал из него же ему супругу и расселил (по земле произошедших) от них двоих многих мужчин и женщин» (сура «ан-Ниса», 1-й аят). Дальнейшее развитие человека происходит через зачатие и развитие эмбриона. Стадии происхождения эмбриона также описывается в Куръане: «Поистине, Мы создали человека из капли смешанного (семени). Мы испытываем его. И Мы сделали его слышащим и зрячим» (сура «аль Инсан», 2-й аят). «Поистине, Мы создали человека (то есть Адама) из экстракта глины (из глины, взятой от всех земель). 13. Затем Мы поместили его (потомков Адама) каплей (семени) в надежное место (в утробу женщины). 14. Потом Мы из капли создали сгусток (крови), а после создали из сгустка (крови) кусочек (плоти), далее создали из этого кусочка кости и покрыли кости мясом. А после Мы вырастили его в другом творении (вдохнув в него душу). Возвышен Аллах, наилучший Творец!» (сура «аль-Муминун (Верующие)», 12-14 аяты).
– Возможно, что первоначальная жизнь была создана в виде одноклеточных организмов. По воле Аллаха и Его действиям она усложнялась. В Куръане также есть довод о том, что одни виды могли превращаться в другие: «Скажи (о Мухаммад, иудею, который, обращаясь к мусульманам, говорит: «Мы не знаем худшей религии, чем ваша!»): «Сообщить ли вам о тех, кого ждет худшее наказание от Аллаха? Это – те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней, и кто поклонялся тагуту. Им – худшее место (по сравнению с другими неверующими), ведь они сильнее других сбились с (верного) пути» (Сура «аль-Маида (Трапеза)», 60-й аят).
«Таким образом, в самой теории Дарвина зашита теория об изменениях неразумных, которая дает почву для продвижения атеизма и борьбы с идеями разумного замысла», – подытожил лектор.