"Наставления для размышляющих". Наставление девятое. МУСА И ХЫЗЫР (ХЫДР) (алейхи салям)

19 ноября 2019 года 09:17
"Наставления для размышляющих". Наставление девятое. МУСА И ХЫЗЫР (ХЫДР) (алейхи салям)

Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!

Вашему вниманию мы  публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...  

"НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ"

Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)

Наставление второе. НУХ (алейхи салям)

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)

Наставление пятое. ЮНУС (алейхи салям)

Наставление шестое. АЙЮБ (алейхи салям)

Наставление седьмое. УЗЕЙР (алейхи салям)

Наставление восьмое. ИДРИС (алейхи салям)

Наставление девятое. МУСА И ХЫЗЫР (ХЫДР) (алейхимассалям)

Однажды, когда Муса (алейхи салям) читал проповедь (хутбу) сынам Исраилевым, его спросили:

- Кто из людей является самым знающим?

- Я, - уверенно ответил Муса (алейхи салям)

Всевышнему не понравился ответ пророка, и Он в Своем откровении упрекнул его за это:

- О, Муса! Ты говоришь, что являешься самым знающим, однако в том месте, где сливаются два моря, есть один мой раб, которого я наделил куда большими знаниями, чем тебя.

Муса (алейхи салям) стал просить Милостивого помочь ему встретиться с тем рабом:

- О, мой Господь! Как мне найти этого твоего раба?

Аллах не отказал ему:

- Возьми с собой рыбу и положи ее в сумку. Там, где эта рыба оживет и исчезнет с твоих глаз, то это и будет тем местом, где ты встретишь этого человека.

Муса (алейхи салям) последовал повелениям Создателя и вышел в путь, взяв с собой своего племянника Юшу ибн Нуна в качестве помощника. После долгого времени они присели под большой скалой, чтобы отдохнуть в ее тени и заснули от усталости. Путешественники и подумать не могли, что уже достигли того самого заветного места, о котором говорил Милостивый: под этой скалой находился источник именуемый «живая вода», брызги которой оживили рыбу, находившуюся за пазухой Мусы (алейхи салям). Рыба выпрыгнула из сумки и уплыла в море. Свидетелем этого удивительного события был Юша ибн Нун, но забыл рассказать об увиденном событии Мусе (алейхи салям). И они продолжили свой путь. Преодолев еще много приличного расстояния, они проголодались, и Муса (алейхи салям) велел своему юному попутчику принеси еду, которую они с собой взяли. Естественно, кроме той рыбы у них не было другой пищи. Тогда Юша ибн Нун сказал:

- В том месте под скалой, где мы сделали привал, рыба в сумке ожила и бросилась в море. Но я забыл рассказать тебе об этом.

- Значит это и было нужное нам место! – сказал Муса (алейхи салям), и они вернулись к роднику.  Здесь они увидели закутавшегося в одежду человека. Это был Хызыр (алейхи салям) – тот, ради встречи с которым они преодолели такой длинный путь.

Муса (алейхи салям) поприветствовал Хызыра (алейхи салям) и представился ему. А Хызыр спросил:

- Ты и есть тот Муса из сынов Исраилевых?

Муса (алейхи салям) ответил:

- Да! Я пришел к тебе, чтобы ты обучил меня части того знания, которое даровал тебе Аллах.

- Да. Всевышний даровал мне знания, которые неведомы тебе. Несомненно, и ты обладаешь знаниями, которые неизвестны мне. Однако у тебя не хватит терпения долго оставаться со мной.

Муса (алейхи салям) пообещал учиться терпеливо и не возражать ему:

- Ин ша Аллах, ты найдешь меня одним из терпеливых. Я буду послушен тебе во всем.

- Тогда тебе следует знать, что ты не должен спрашивать меня ни о чем до тех пор, пока я сам тебе не расскажу обо всем.

Они договорились и вместе двинулись по берегу моря. Здесь они увидели корабль и договорились с его капитаном, чтобы он взял их на борт. Когда корабль проплыл большое расстояние, Хызыр сделал нечто такое, что очень сильно удивило Мусу (алейхи салям): он взял топор и сделал пробоину в днище корабля. Муса (алейхи салям) не смог спокойно наблюдать за этим, не понимая скрытого значения этого поступка. «Они были очень добры к нам, бесплатно взяли нас с собой, разве можно было делать дыру в корабле?» – спросил он Хызыра (алейхи салям). 

- Я же предупреждал, что у тебя не хватит терпения и выдержки путешествовать со мной», – ответил Хызыра (алейхи салям). Муса извинился, сказав, что он просто забыл о своём обещании молчать и не задавать лишних вопросов, и заверил, что это больше не повторится.

Затем они сошли на берег и продолжили свой путь пешком. В это время они встретили мальчика, игравшего со своими друзьями. Хызыр (алейхи салям) схватил этого мальчика и сломал ему шею. Увидев эту ужасную картину, Муса (алейхи салям) воскликнул:

- Что ты наделал?! Зачем ты убил невинного ребенка?!

Хызыр (алейхи салям) ответил ему:

- Разве я не говорил тебе, что у тебя не хватит терпения находиться рядом со мной? Ты же обещал ни о чем меня не спрашивать.

Муса (алейхи салям) снова был вынужден извиниться.

Таким образом, они продолжили свое путешествие, и пришли в одну деревню. Они очень проголодались, а поскольку у них не было съестных припасов, то они попросили еды у жителей деревни. Однако никто из жителей деревни не дал им еды и не предоставил им ночлег. Голодные и уставшие они были вынуждены покинуть эту деревню. Дойдя до ее окраины, они увидели кривую каменную стену, которая готова была обрушиться. Хызыр (алейхи салям) подошел к стене и стал ее ремонтировать, пока она снова не стала ровной. Видя все это, Муса (алейхи салям) не выдержал и сказал:

- Никто из жителей этой деревни не дал нам и куска еды и не приютил нас, а ты отремонтировал им стену, которая готова была обрушиться. Ты мог бы получить за это плату.

В ответ на это, Хызыр (алейхи салям) сказал:

- Поскольку ты снова вмешался в мои дела, то пришло время нам расстаться. Но прежде я все-таки расскажу тебе истинную суть моих деяний.

И он начал рассказывать:

- Что касается корабля, в котором я сделал пробоину, то он принадлежал очень хорошим людям, которые на нем зарабатывали себе на хлеб. Однако в том месте, куда они направлялись, правит очень несправедливый правитель. Этот тиран забирал себе все хорошие корабли. Сделав пробоину в корабле, я спас их от этого тирана, выбрав наименьшее из двух зол, и тем самым помог им. Что касается ребенка, то он был сыном очень благочестивых и праведных родителей. В будущем этот ребенок стал бы заблудшим и мог бы сбить с пути даже своих родителей. Поэтому мы убили этого ребенка до того, как он вырастет и превратится в неверного злодея. Взамен него, Всевышний Аллах дарует этим людям благочестивого ребенка. И обретение ими такой благой замены, было связано со смертью первого ребенка. (В одном из риваятов сообщается, что Всевышний Аллах даровал этим благочестивым людям дочь, которая в дальнейшем удостоилась чести стать матерью одного из пророков.) Что же касается стены на краю деревни, то она находится на земле, принадлежащей двум сиротам. Под этой стеной находится спрятанный для них клад. Их отец был благочестивым человеком. Под этой стеной он спрятал сокровища для своих детей, вверив их сохранность Аллаху. Если бы эта стена обрушилась до того, как эти сироты вырастут, то жители деревни нашли бы этот клад и разграбили его. Всевышний пожелал, чтобы эти дети достигли совершеннолетия и нашли этот клад. Все это было сделано в качестве милости от Аллаха. Все, что я сделал, я делал не по своей воле: это была моя обязанность, которой меня наделил Милующий Господь. В этом и заключается истинная суть моих действий.

Слова Хызыра (алейхима салям) подтверждаются также в Куръане:

فَوَجَدَا عَبْدًا مِّنْ عِبَادِنَا آتَيْنَاهُ رَحْمَةً مِّنْ عِندِنَا وَعَلَّمْنَاهُ مِن لَّدُنَّا عِلْمًا

Смысл: «И они встретили одного из Наших рабов (это был Хызыр), которого Мы одарили Нашей милостью (пророчеством, по одному мнению, святостью — по другому) и дали ему от Нас знания» (сура «аль-Кяхф», 65 аят). Этот аят открывает в суре аль-Кяхф повествование истории Мусы и Хызыра (алейхимассалям), которая подробно описывается вплоть до 82-го аята.

Однако в произошедших событиях для Мусы (алейхи салям) скрывался еще один важный смысл. Несмотря на то, что ему пришлось расстаться с Хызыром (алейхи салям), благодаря знакомству с ним его осенило понимание вопросов, которые не оставляли его разум в покое на протяжении всей жизни: 

1) Почему, его мать, хотя и боялась, что люди Фараона убьют ее ребенка, положила его в сундук и бросила в воды Нила, и при этом Муса (алейхи салям) не погиб?

2) Почему, несмотря на то, что у Мусы (алейхи салям) не было намерения убивать, Всевышний позволил ему одним ударом сбить насмерть копта, от которого пророк защищал угнетенного израильтянина? Он был очень расстроен этим.

3) Почему Муса (алейхи салям) напоил овец для дочерей Шуайба (алейхи салям), не взяв с них платы за это? 

Именно для того, чтобы Муса (алейхи салям) разобрался в себе и нашел ответы на эти вопросы, Создатель и направил Мусу (алейхи салям) к Хызыру. События, пережитые вместе с мудрецом, помогли ему понять и еще раз убедиться в Милости Всевышнего. Так, сделав пробоину в корабле, Хызыр (алейхи салям) сказал ему:

- О, Муса! Твоя мать положила тебя в сундук и бросила в воду, но ты не утонул. Аллах уберег тебя, значит сохранит жизни и этих людей.

Затем, убив ребенка, Хызыр (алейхи салям) напомнил Мусе (алейхи салям):

- Эта ситуация подобна той, когда ты случайно убил копта. В тот день Аллах пожелал, чтобы умер копт, а сегодня Он пожелал, чтобы умер этот ребенок.

И напоследок Хызыр (алейхи салям) разбудил воспоминания Мусы (алейхи салям) о том, как он напоил овец для дочерей Шуайба (алейхи салям)  и не взял платы за это. Точно так же поступил Хызыр (алейхи салям), когда отремонтировал стену на окраине одной деревни: «За такие дела не берут плату», - объяснил он.

Вот так Хызыр (алейхи салям) поделился часть тех знаний, которые ему даровал Аллах. Надеюсь, что люди размышляющие из этих повествований для себя вынесут пользу, которая заключается в понимании великой истины: за каждой бедой, постигшей нас по воле Всевышнего, имеется какой-либо смысл. Путь же Господь поможет нам постичь сокровенную мудрость Его предопределений, а события, предначертанные Им для жизни каждого из нас, станут для нас добрыми наставлениями. Ведь Аллах всегда знает лучше.  

Продолжение следует...

Камиль хазрат Самигуллин

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей