Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!
Вашему вниманию мы публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...
"НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ"
Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)
Наставление второе. НУХ (алейхи салям)
Наставление третье. МУСА (алейхи салям)
Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)
Наставление пятое. ЮНУС (алейхи салям)
Наставление шестое. АЙЮБ (алейхи салям)
Наставление седьмое. УЗЕЙР (алейхи салям)
Наставление восьмое. ИДРИС (алейхи салям)
Наставление девятое. МУСА И ХЫЗЫР (ХЫДР) (алейхимассалям)
Наставление десятое. БАЛЬ'АМ ИБН БАУРА
Наставление одиннадцатое. СУЛЕЙМАН (алейхи салям)
Достопочтенный Сулейман сын Дауда (алейхима салям)... Великий пророк сынов Исраилевых, выбранный Аллахом и наделенный множеством Его милостей: мудростью, справедливостью, богатством и невиданной властью, которой не обладал ни один человек после него. Сулейман (алейхи салям) знал языки всех земных тварей и непостижимые для других многие тайны. Он использовал дарованные ему Всевышним знания и способности для улучшения благосостояния людей и для призыва их на путь истинной веры. Слава о праведном царстве Сулеймана распространилась по всему миру и живет до сих пор… на страницах Досточтимого Куръана.
Решение, вынесенное Сулейманом (алейхи салям)
Однажды к отцу Сулеймана - царю и пророку Дауду (алейхима салям) пришли два человека с просьбой вынести справедливое решение в их споре: овцы одного из них зашли на виноградник другого и съели все посевы, не оставив ни одной лозы. Дауд (алейхи салям) сообщил им следующее решение:
- Все овцы должны быть переданы хозяину сада взамен погибших посевов.
Выйдя от Дауда (алейхи салям), эти два человека встретили Сулеймана (алейхи салям), которому они рассказали об этом решении его отца. Однако, выслушав их, Сулейман (алейхи салям) сказал:
- Если бы я рассматривал вашу тяжбу, то принял бы другое решение.
Слова Сулеймана (алейхи салям) непременно стали известны Дауду (алейхи салям). Он позвал к себе сына и спросил его мнение по поводу спора двух человек. Сулейман (алейхи салям) ответил:
- Овцы должны быть отданы на время хозяину сада. Тогда появившийся за это время приплод, а также молоко и шерсть станут его собственностью. А уничтоженный сад должен быть передан собственнику овец, и когда сад снова вернется к прежнему состоянию и станет плодоносить, то он должен быть возвращен хозяину. На мой взгляд, это наиболее правильное решение.
Выслушав сына, Дауд (алейхи салям) согласился с ним и признал это решение наиболее правильным и справедливым.
Всевышний говорит в Куръане:
فَفَهَّمْنَاهَا سُلَيْمَانَ ۚ وَكُلًّا آتَيْنَا حُكْمًا وَعِلْمًا ۚ وَسَخَّرْنَا مَعَ دَاوُودَ الْجِبَالَ يُسَبِّحْنَ وَالطَّيْرَ ۚ وَكُنَّا فَاعِلِينَ
«Мы помогли Сулейману разобраться в этом (деле) и дали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание. Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Даудом. Так это и было.» (аль-Анбия 21:79).
Кому принадлежит ребенок?
Жили две женщины. И у каждой из этих женщин был ребенок приблизительного одного возраста. Однажды эти две женщины взяли своих детей и отправились на прогулку. Однако не уследили за ними: волк утащил одного ребенка, и женщины ничего не смогли сделать для его спасения.
Между двумя женщинами возник спор относительно оставшегося ребенка. Одна из них сказала: «Волк утащил твоего ребенка, а это мой ребенок». Другая сказала: «Нет, это мой ребенок, а волк утащил твоего ребенка».
Чтобы разрешить этот спор, они, взяв ребенка, отправились к Дауду (алейхи салям). Вопрос оказался очень сложным, так как никто из этих женщин не хотел уступать, а свидетелей, которые могли бы опровергнуть или подтвердить слова каждой из них, не было. Подумав, Дауд (алейхи салям) вынес решение в пользу той женщины, которая была старшей по возрасту и причитала больше.
Другая с таким решением Дауда (алейхи салям) не согласилась и рассказала обо всем Сулейману (алейхи салям). Выслушав ее, он ответил:
- Если вы не согласны с вынесенным решением, тогда разрежьте ребенка пополам. Пусть каждой из вас достанется по половине ребенка.
Несмотря на жестокость решения, старшую женщину оно удовлетворило, и она дала свое согласие на то, чтобы разрезать ребенка пополам. Но только другая, испугавшись за жизнь ребенка, отказалась от своих претензий: «Не режьте ребенка. Я отказываюсь от ребенка, пусть он достанется ей».
Для Сулеймана (алейхи салям) стало очевидным, кто из них была настоящей любящей матерью. Он отдал ребенка той, что предпочла расстаться с ним ради спасения его от физических страданий и сохранения ему жизни.
Выяснилось, что старшая женщина, ребенка которой на самом деле утащил волк, была рада избавиться и от другого, чтобы он не терзал ее мучительными воспоминаниями о том печальном дне.
Опровержение клеветы
Жила как-то среди сынов Исраилевых очень красивая женщина. Она была одинокой и вела очень благочестивую и скромную жизнь, посвятив себя поклонению. Четыре знатных человека из этой местности были страстно влюблены в нее и, желая завоевать ее сердце, предпринимали разные попытки понравиться ей. Богобоязненная и целомудренная, она отвергла все их непристойные предложения, за что они решили ей отомстить. Договорившись между собой оклеветать и опозорить ее перед всем миром, они пришли к Дауду (алейхи салям) и оговорили ее, сказав, что она имела отношения с собакой.
Решение Дауда (алейхи салям) было ожидаемым – ее должны были казнить через забивание камнями. Однако Сулейман (алейхи салям), заподозрив этих четверых в лжесвидетельстве, в присутствии нескольких молодых людей решил обыграть состоявшийся суд и приговор, вынесенный Даудом (алейхи салям). Точно также были заслушаны свидетельства четырех человек о факте интимной связи женщины с собакой. Однако Сулейман (алейхи салям), в отличие от Дауда (алейхи салям), распорядился допросить каждого из них по отдельности.
Он пригласил первого из них и спросил:
- Какого цвета была эта собака?
- Она была черная.
Затем он позвал второго и задал ему тот же самый вопрос. Второй человек ответил:
- Она была рыжая.
Третий свидетель уверял Сулеймана (алейхи салям), что собака была бурой, а четвертый – что она была белого цвета.
Противоречивые показания лжесвидетелей стали причиной вынесения нового решения о невиновности женщины и о наказании этих людей за клевету в виде восьмидесяти ударов палкой каждому.
Это было лишь постановочное судебное заседание, но о нем услышал Дауд (алейхи салям), который тотчас распорядился привести к себе этих четырех человек и подверг каждого из них допросу по одиночке. Было совершенно ясно, что они оклеветали эту женщину.
Всевышний Аллах говорит в Куръане:
وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ بِغَيْرِ مَا اكْتَسَبُوا فَقَدِ احْتَمَلُوا بُهْتَانًا وَإِثْمًا مُّبِينًا
«Те же, кто необоснованно оскорбляет верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя тяжесть клеветы и явного греха». (аль-Ахзаб 33:58).
А посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Остерегайтесь семи вещей, которые губят человека». Сахабы спросили: «О, посланник Аллаха! Что это за семь вещей?». Он сказал: «Приобщение к Аллаху сотоварищей; колдовство; бесправное убийство того, кого Аллах запретил убивать; поедание имущества сирот; ростовщичество; дезертирство с поля боя; ложное обвинение целомудренной женщины в совершении прелюбодеяния».
Время и место смерти – неизменно
Сулейман (алейхи салям), став правителем, ежедневно выделял определенное время для того, чтобы выслушивать людей и решать их проблемы. Однажды, во время одной из таких бесед с нуждающимся, к нему вошел очень знатный человек. Увидев перед Сулейманом бедного посетителя, рассказывающего о своих проблемах, он стал очень пристально смотреть на него. Взгляд был настолько пристальным, что бедный человек испугался и шепотом спросил у Сулеймана (алейхи салям):
- О, посланник Аллаха! Кто этот человек, смотрящий на меня со злобой?
Сулейман (алейхи салям) ответил, что это Азраиль (алейхи салям), пришедший к нему в гости. Как только человек услышал имя «Азраиль», то тотчас побелел и задрожал от страха. В ужасе и волнении он обратился к Сулейману (алейхи салям) со следующими словами:
- О, посланник Аллаха! Я видел, что Азраиль (алейхи салям) посмотрел на меня со злобой. Он готов был испепелить меня взглядом. Аллах даровал тебе великую власть, подчинил тебе животных и птиц, а также ветер и камни. Прошу тебя, прикажи ветру, чтобы он унес меня как можно дальше отсюда, в Индию. Возможно, оказавшись далеко отсюда, я буду в безопасности от злости Азраиля (алейхи салям).
Сулейман (алейхи салям) пожалел этого трясущегося от страха человека и приказал ветру перенести этого человека в Индию. Ветер, подчиняясь приказу, подхватил этого человека и унес его на далекую гору в Индии.
Затем Сулейман (алейхи салям) сказал Азраилю (алейхи салям):
- О, Азраиль! Почему ты так пристально смотрел на человека, пришедшего ко мне? Зачем ты испугал его?
Азраиль (алейхи салям) ответил:
- О, посланник Аллаха! Я не смотрел на этого человека со злобой. Я смотрел на него с удивлением. Меня удивило то, что он здесь, а Всевышний Аллах приказал мне забрать душу этого человека в Индии. Я подумал: «Как же может случиться так, что спустя короткое время этот человек окажется в Индии, чтобы я смог выполнить приказ?». Когда же он попросил тебя отдать приказ ветру отнести его в Индию, то мне все стало понятно.
Недаром Всевышний говорит в Куръане:
...فَإِذَا جَاءَ أَجَلُهُمْ لَا يَسْتَأْخِرُونَ سَاعَةً ۖ وَلَا يَسْتَقْدِمُونَ
« ... А когда их срок наступит, они не смогут ни отдалить его, ни приблизить даже на миг». (ан-Нахль 16:61).
Ризк (удел) дает Аллах
Сулейман (алейхи салям) повелевал ветром и джиннами, а также понимал язык насекомых, птиц и животных. Однажды разговаривая с муравьем, Сулейман (алейхи салям) спросил у него о том, сколько еды ему необходимо в год. Муравей сказал:
- В год я съедаю одно пшеничное зернышко.
Чтобы проверить правильность этих слов, Сулейман (алейхи салям) положил муравья в банку, а вместе с ним и одно пшеничное зернышко, и закрыл ее.
Когда прошел год, он открыл банку и увидел, что муравей съел только половину зернышка, а вторую половину оставил. Тогда Сулейман (алейхи салям) напомнил муравью о предыдущем разговоре:
- Ты говорил, что за год съедаешь одно пшеничное зернышко. Но я вижу, что ты съел только половину.
В ответ муравей сказал:
- Да, все верно, в год я съедаю одно пшеничное зернышко. Однако до этого пропитание мне давал Всевышний, и я всегда полагался на Его милость. Но теперь мой ризк оказался в руках слабого человека – я не стал надеяться на твою доброту и потому съел только половину зернышка, а другую половину оставил на потом.
Вот что говорит об этом Аллах:
وَمَا مِن دَابَّةٍ فِي الْأَرْضِ إِلَّا عَلَى اللَّهِ رِزْقُهَا وَيَعْلَمُ مُسْتَقَرَّهَا وَمُسْتَوْدَعَهَا ۚ كُلٌّ فِي كِتَابٍ مُّبِينٍ
«И пропитание каждого живого существа на земле Аллах взял на себя. И Аллах знает место их пребывания и место хранения (от утробы матери до воскрешения из могилы). Все это записано в ясной (Хранимой) книге». (Худ 11:6).
Дуа муравья
Однажды в стране Сулеймана (алейхи салям) наступила засуха и голод. Как правитель, он решает вместе со своим народом вознести дуа Всевышнему о ниспослании дождя и выходит в путь. По дороге к месту исполнения поклонения его внимание привлек один муравей. Это крохотное насекомое лежало на спине, и вытянув лапки к небу, читало дуа. Прислушавшись, Сулейман (алейхи салям) услышал, как муравей, обращаясь к Аллаху, говорил:
- О, Аллах! Ты создал нас. Мы нуждаемся в Твоей милости и в уделе, который Ты даруешь нам. Прошу тебя, не губи нас из-за преступлений других.
В это время пришел Джибриль (алейхи салям) и принес сообщение о том, что дуа этого муравья было принято. Тогда Сулейман (алейхи салям) обратившись к собравшимся людям, сказал:
- Возвращайтесь обратно. Необходимое дуа о ниспослании дождя уже совершено. Этот муравей обратился к Аллаху, и его мольба была принята.
Вот так, благодаря великой и искренней молитве ничтожного муравья был спасен целый народ. Поистине, Аллах судит о нас только по степени нашей богобоязненности и крепости имана.
Сулейман (алейхи салям) и муравей
Еще одна история с муравьем случилась с Сулейманом (алейхи салям), когда он однажды вместе со своим огромным войском отправился в путь. В дороге ему снова встретился целый рой муравьев, которые безустали работали, готовясь к зиме. Увидев армию Сулеймана (алейхи салям), муравьиная матка скомандовала:
- О, муравьи! Освободите дорогу и укройтесь в муравейнике, чтобы войско Сулеймана (алейхи салям) нечаянно не раздавило вас.
Сулейман (алейхи салям) издалека услышав распоряжение муравьиной матки, улыбнулся и тоже приказал своим воинам остановиться, чтобы муравьи успели укрыться в своих жилищах.
В своем тафсире Фахруддин ар-Рази говорит:
«Муравьям было приказано войти в муравейник по следующей причине: муравьиная матка испугалась того, что если бы муравьи увидели величие власти Сулеймана (алейхи салям), то они могли бы впасть в неблагодарность за те блага, которые даровал им Аллах».
Эта история нашла свое отражение даже в Куръане:
حَتَّىٰ إِذَا أَتَوْا عَلَىٰ وَادِ النَّمْلِ قَالَتْ نَمْلَةٌ يَا أَيُّهَا النَّمْلُ ادْخُلُوا مَسَاكِنَكُمْ لَا يَحْطِمَنَّكُمْ سُلَيْمَانُ وَجُنُودُهُ وَهُمْ لَا يَشْعُرُونَ
«И когда они прибыли в долину муравьев, одна муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман и его воины не растоптали вас, даже не почувствовав» (ан-Намль 27:18).
В рассказе про муравья мы видим, как один правитель проявил величайшую мудрость, а другой показал своим подданным пример подлинного великодушия. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Все вы - пастухи и несете ответственность за свою паству…». А Сунна является долговечной и универсальной во все времена, и следовать ей обязан каждый, в том числе и правитель своим справедливым правлением. Тогда и будет он удостоен довольства Всевышнего и своего народа. Залог успешного правления – это мудрость и справедливость в отношении всех своих подданных, независимо от их статуса, богатства, вероисповедания, национальности. А долг народа – следовать за тем правителем, который был им предписан Всевышним Аллахом. Посмотрите, каким великим правителем был Сулейман (алейхи салям), потому и слава о нем не утихает даже сквозь тысячелетия! Пусть Всевышний Аллах сделает справедливыми и великодушными всех правителей и власть имущих, ведь в Куръане написано, что даже насекомое пытается защитить тех, кем властвует.
Продолжение следует...
Камиль хазрат Самигуллин