Казанские ученые поддержали инициативу о признании Казани городом первого печатного Корана в мусульманском мире

01 марта 2022 года 18:16
Казанские ученые поддержали инициативу о признании Казани городом первого печатного Корана в мусульманском мире

       Сегодня в Институте истории имени Шигабутдина Марджани Академии наук РТ прошел круглый стол «Казанские издания Корана: история и исследования» с участием историков, исламоведов и журналистов. В работе круглого стола, который прошел в смешанном очно-дистанционном формате, приняли участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, его заместитель по образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин, главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Аскар Гатин, заслуженный архитектор РТ, независимый исследователь Сергей Саначин, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института истории им.Ш.Марджани АН РТ Марат Гибатдинов, кандидат политических наук, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ Ренат Патеев, специалисты в области Корановедения,  казанские и дагестанские ученые. Модератором круглого стола стал доктор исторических наук, директор Института истории Радик Салихов.

Радик Римович, поприветствовав участников мероприятия, отметил, что Казань является не только столицей татарского мира, но и важнейшим центром исламской мировой цивилизации. «Мы едины в том, что в Казани вышли первые печатные книги российского исламского мира, но существуют определенные разночтения, связанные с различными исследовательскими методиками или анализом различных источников. Поэтому мы, известные историки и специалисты в области корановедения, собрались здесь, чтобы разобраться в том, когда и где началось конкретно издание знаменитых казанских изданий Корана, а также для того, чтобы мы могли в дальнейшем предметно рассказывать об этом и обозначать наши памятные места соответствующими мемориальными досками», - так обозначил цель сегодняшнего обсуждения Радик Салихов.

Как известно, на последнем пленарном заседании Группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в Джидде Президент Татарстана и руководитель Группы Рустам Минниханов выступил с предложением обозначить 1803 год памятной датой издания первого печатного Корана и провозгласить Казань «Городом первого печатного Корана в мусульманском мире». На пути реализации этой инициативы круглый стол стал первым научным мероприятием. В ходе обсуждения поднимались вопросы, касаемые истории издания Корана в России и за рубежом, первых казанских изданий Корана, деятельности Азиатской (Гимназической) типографии, казанских печатных изданий Корана в мусульманском мире, мемориализации деятельности Азиатской типографии по изданию Корана и в целом книгоиздания у татар на арабском языке.  

В своей речи муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин привел в пример труд «Печатание мусхафов в городе Казань», в котором автор Ганим Каддури Хамд подчеркивает, что Казанское издание Корана 1803 года - это первое издание, которое было напечатано в мусульманском мире и соответствовало стандарту “Ар-Расм Аль-Усмани”. Хазрат в подтверждение этих слов провел сравнительный анализ казанского и петербургского изданий Корана. «Таким образом, мы не можем утверждать, что те оттиски, которые были в типографии Санкт-Петербурга, были перевезены в Казань и использовались для печати «Казан басмы». Стало быть, первый печатный Коран был подготовлен в Казани «с нуля» и впервые соответствовал стандарту “Ар-Расм Аль-Усмани”. В последующем (в моем архиве есть разные издания «Казан басмы») мы можем наблюдать, что издатели отошли от этого стандарта. Об этом писал Шигабутдин Марджани в своей книге «Фаваид аль-Мухимма», а затем 7 января 1909 года в Казани специально для разбора недочетов и переиздания «Казан басмы» собрались 300 человек, среди которых было много выдающихся мусульманских ученых, таких, как Ахмадхади Максуди, Шайхульислам Хамиди, Муса Бигиев и др». По результатам собрания вышла книга Мусы Бигиева на старотатарском языке под названием “Тасхих ресми хат”. Ученые в ходе первого заседания не смогли прийти к общему мнению и спустя неделю собрались еще раз. Они, объединившись в комиссию, выделили 57 мест в «Казан басмасы», которые было необходимо исправить. Ученые приходят к мнению, что следовать свиткам Расм-Усмани является обязательным».

Далее Камиль хазрат затронул вопрос даты издания «Казан басмы»: «Мы четко знаем год основания Азиатской типографии в Казани. Но с учетом имеющегося у меня опыта по подготовке изданий Корана, даже при современных возможностях и технологиях, я могу констатировать, что менее, чем за два года подготовить к печати Коран невозможно. В Дубае недавно издали Куръан. Они его готовили 7 лет. Ризаэддин Фахреддин и Мухаммад Мурат Рамзи пишут о том, что в 1801 году был напечатан Коран. Но здесь речь идет о «Хафтияк Шарифе», то есть 1/7 части Корана, о сборнике избранных сур. А с точки зрения науки и логики невозможно за короткое время подготовить целое издание Корана». Слова муфтия были потверждены в ходе презентации "Каталога книгъ, отпечатанныхъ въ типографiи Императорскаго Казанскаго университета съ 1800 до 1896 годъ", котором отражены выходные данные «Хафтияк Шарифа» 1801 года и полного издания «Казан басмасы» 1803 года.

Также Камиль хазрат подчеркнул, что другие издания Корана, вышедшие раньше «Казан Басмы» - в Санкт-Петербурге и Европе, также интересны для изучения с исторической точки зрения.

Как известно, в ДУМ РТ к 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией готовится к изданию Коран на основе специально разработанного дизайнерского компьютерного шрифта «Казан басма». Дизайнерский компьютерный шрифт “Казан басма” создан на основе аутентичного типографского оттиска. Издание нового Куръана «Казан басма» с использованием современных компьютерных символов, сохранивших подлинный исторический облик, — одна из самых крупных и главных инициатив ДУМ РТ в рамках подготовки к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. 

Далее на круглом столе выступили другие участники. Кандидат исторических наук, заведующий отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) Федерального университета Эльмира Амерханова, рассказывая о деятельности Азиатской (Гимназической) типографии в Казани, сообщила, что в Научной библиотеке хранится огромная коллекция рукописных и печатных Коранов. Она отметила, что в августе 1803 года полуторатысячным тиражом вышло первое мусульманское издание Корана. Выходные данные этого издания отражены в "Каталоге книгъ, отпечатанныхъ въ типографiи Императорскаго Казанскаго университета съ 1800 до 1896 годъ". Для удобства чтения прежний набор Курана был значительно изменен, из одного тома большого формата были созданы два тома в половину листа. И самое главное – отказались от комментариев по полям текста, которые были нарушением канонической традиции воспроизведения текста Корана. В отличие от более ранних петербургских изданий Корана, первое казанское издание содержало название, количество аятов и текст сур, не имело дополнительных пояснений на полях (кира’ат и тафсир). Священный текст печатался простым наборным подвижным шрифтом в одну линию. В отличие от первых зарубежных изданий, это не был литографированный каллиграфический текст. Многократное переиздание Корана в казанских типографиях сделало Казань одним из крупнейших центров массового издания Священного Корана не только в Российской империи, но и во всем мире.

Как отметила кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории Дагестанского научного центра РАН Милена Османова, в Дагестане очень популярны Казанские старопечатные Кораны, они стали «народными Коранами». Как показывают археографические экспедиции, они доступны не только состоятельным людям, но и простым дагестанцам.

Старший научный сотрудник Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Нурия Гараева обозначила роль казанских типографий в издании Корана, актуальность и перспективу изучения печатных и рукописных Коранов, хранящихся в Казани.

Участники круглого стола подчеркнули, что история издания и распространения казанских изданий Корана требует дальнейшего научного изучения, в том числе за пределами России. Результатом встречи стало принятие резолюции, в которой отмечено, что участники собрания поддержали инициативу Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова о признании 1803 года Годом издания в Казани первого канонического текста Корана, признанного в мусульманском мире как «казанское издание» (по-татарски: «Казан басмасы»).

Изображение - 1
Изображение - 2
Изображение - 3
Изображение - 4
Изображение - 5
Изображение - 6
Изображение - 7
Изображение - 8
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей