В данной публикации мы объясним предназначение этих видов пожертвований и перечислим категории людей, которые должны их оплачивать и которые имеют право претендовать на эти выплаты.
Фидия. Законность данного вида выплаты обусловлена 184 аятом суры аль-Бакара:
❁ أَيَّامًا مَعْدُودَاتٍ فَمَنْ كَانَ مِنْكُمْ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ❁
Смысл: «[Пост – это] считанные дни. А кто из вас болен или в пути, [в этом случае он может не держать пост, но тот] пусть постится такое же количество дней в другое время. А на тех, кто может [поститься] – фидья [искупление, и это] накормить бедняка».
Богословы, руководствуясь данным аятом постановили, что фидию выплачивает тот, кому по причине хронической болезни и по медицинским показаниям запрещено поститься на протяжении всей жизни (например, при бронхиальной астме, при которой больной вынужден на постоянной основе применять аэрозольный ингалятор [см. публикацию об использовании аэрозольного ингалятора от астмы во время поста], человек преклонного возраста, который по состоянию здоровья не может поститься). Кроме того, фидию можно выплачивать от имени умершего, оставившего долг по посту [1].
Следует заметить, что если у кого-то имеется уважительная причина на данный момент времени не поститься в месяц Рамадан, как например, временная или периодическая болезни, кормление ребенка грудью при условии, если кормящая боится задержки или исчезновения молока, или же человек из-за сильной болезни вынужден прервать пост, в этом случае необходимо возместить такое же количество дней поста в другое время. На данное положение указывает аят, который мы привели выше, и постановление ученых [2].
Фидия является адресной помощью нуждающимся (факир), поэтому данные средства нельзя выплачивать иным категориям людей и направлять на какие-то другие цели. Согласно ханафитскому мазхабу, нуждающимся считается тот, у кого нет нисаба или имущества равного ему [3].
В 2024 году Совет улемов ДУМ РТ установил размер фидии в объеме 400 рублей. Данное значение является денежным выражением 0,5 са‘ (са‘ – мера сыпучих тел, равняется ≈1,5 кг.) ячменя. То есть формула вычисления фидии определена со времен Пророка ﷺ и используется современными богословами ежегодно при определении размера этого вида выплаты.
Тем, кто не может в течении жизни поститься, следует выплатить её нуждающемуся или же накормить его. А от имени умершего, у которого остались долги по посту, данную обязанность приводят в силу его наследники [4].
Фитр-садака. Выплата фитр-садаки является важным фактором принятия поста. Ибн ‘Аббас передает следующий хадис от Пророка Мухаммада ﷺ:
:عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: "فَرَضَ رَسُولُ اللَّهِ ﷺ زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصَّائِمِ مِنْ اللَّغْوِ وَالرَّفَثِ، وَطُعْمَةً لِلْمَسَاكِينِ، فَمَنْ أَدَّاهَا قَبْلَ الصَّلَاةِ، فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ، وَمَنْ أَدَّاهَا بَعْدَ الصَّلَاةِ، فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنْ الصَّدَقَاتِ".
«Пророк Мухаммад ﷺ сделал обязательной выплату фитр-садака для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также, чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это — принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это — милостыня из числа милостыней» [5].
Руководствуясь этим и другими хадисами, ученые Ханафисткого мазхаба постановили, что для взрослого и дееспособного мусульманина, который обладает нисабом (согласно решению Совета улемов ДУМ РТ, нисаб по серебру в 2024 году составляет 43 000 рублей) предписана выплата фитр-садаки. При этом ее минимальный размер составляет при расчете из ячменя [6] 150 рублей. Нисабом является излишек от средств, предназначенных для удовлетворения собственных неотложных потребностей, содержания тех, кто находится у человека на иждивении, а также уплаты долгов, которые необходимо погасить.
А для тех, кто обладает нисабом для выплаты закята, Совет улемов ДУМ РТ рекомендует выплатить фитр-садака из расчета изюма, и ее сумма составляет 1000 рублей.
Почему есть разница между значениями фитр-садаки? Дело в том, что в эпоху посланника Аллаха ﷺ фитр-садака раздавали основными видами продуктов (пшеница, финики и изюм), которые, так или иначе, были распространены в той местности. Объем пшеницы должен был составлять пол са’, что, примерно, соответствует двум килограммам, а объем изюма и пшеницы должен был составлять один са’, что, примерно, соответствует четырем килограммам. На сегодняшний день, если говорить о данных продуктах в ценовом выражении, то разница очевидна. Поэтому экспертами ДУМ РТ за основу была взята среднерыночная цена за каждый из видов вышеперечисленных продуктов так, что минимальная цена составила 150 рублей, а максимальная – 1000 рублей. Поэтому минимальный размер садака-фитр составил 150 рублей, а рекомендуемый для тех, кто в состоянии выплачивать закят по золоту – 1000 рублей.
Фитр-садака, как и в случае с фидия, является адресной помощью нуждающимся (факир), поэтому данные средства нельзя выплачивать иным категориям людей и направлять на какие-то другие цели. Согласно Ханафитскому мазхабу нуждающимся считается тот, у кого нет нисаба или имущества равного ему [6].
Можно ли давать фитр-садака своим детям, родственникам?
Фитр-садака запрещено давать следующим категориям родственников:
1. Родителям, родителям родителей и далее.
2. Детям, детям детей и далее.
3. Своей семье.
Примечание: мусульманин, тем не менее, имеет право дать фитр-садака своему брату или сестре.
За кого обязан платить фитр-садаку глава семейства?
Мусульманин, помимо себя, должен раздавать садака-фитр за своих малолетних детей, не достигших совершеннолетия по Исламу (половозрелости).
Мусульманин не обязан (но может, по желанию) раздавать садака-фитр за свою жену, родителей или совершеннолетних детей, поскольку его права, в полной мере, не распространяются на их имущество.
Кто обязан выплачивать закят?
На обязательность выплаты закята указывает 103 аят суры ат-Тауба:
❁ خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِمْ بِهَا وَصَلِّ عَلَيْهِمْ إِنَّ صَلَاتَكَ سَكَنٌ لَهُمْ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ ❁
Смысл: «Бери [о Мухаммад] из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их [от грехов] и исправить. Молись за них! Ведь, поистине, твои мольбы – успокоение [милость] для них [либо покой – как следствие принятого покаяния]. И Аллах – Слышащий, Знающий».
Нисаб для выплаты закята рассчитывается по золоту, его минимальный порог составляет стоимость 85 граммов золота. Соответственно, если у совершеннолетнего, разумного мусульманина появляется в распоряжении 85 граммов золота, его денежный эквивалент или же товар для торговли (‘уруд ат-тиджара) аналогичной стоимости или дороже (за вычетом долгов и необходимых расходов), то у него начинается отчётный год нисаба (по лунному календарю). Если по истечению одного лунного года у человека денежные средства остались в том же объеме, то есть равные нисабу, или же их стало больше, то ему с этой суммы необходимо выплатить закят в размере 2,5 % (1/40 часть) [7].
Как и фидия и фитр-садака, закят является адресной выплатой, поэтому данные средства нельзя выплачивать и использовать на какие-то другие цели.
Категория людей, кому выплачивается закят шире, чем для фидия и фитр-садаки. К ним относятся следующие категории:
— бедные [не имеющие нисаба, то есть не относящиеся к тем, кто обязан выплачивать закят];
— нищим [неимущим и обездоленным];
— тем, кто занимается сбором и распространением закята;
— на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними; — на пути Господа;
— путникам [8].