Вопрос: Ассаляму алейкум, хазрат. В один из пятничных дней я успел на джума намаз, когда имам совершил два последних суджуда и сел для чтения аттахията. Слышал, что в этом случае человек, присоединившийся к имаму читает зухр намаз. Разъясните, пожалуйста.
Ответ: Ва алейкум ассалям.
Наиболее верной точкой зрения в нашем мазхабе является то, что человек, вне зависимости от того на какую часть фарза джума намаза он успел, продолжает и заканчивает его, как двух ракаатный джума намаз, если он сделал это до того момента, как имам начал давать салям.
Ибн Нуджейм (рахимахуллах) в книге «Аль-Ашбах ван-Назаир» сказал:
لَيْسَ لَنَا مَنْ يَنْوِي خِلَافَ مَا يُؤَدِّي إِلَّا عَلَى قَوْلِ مُحَمَّدٍ فِي الْجُمُعَةِ فَإِنَّهُ إِذَا أَدْرَكَ الْإَمَامَ فِي التَّشَهُّدِ أَوْ فِي سُجُودِ السَّهْوِ وَ نَوَاهَا جُمُعَةً وَ يُصَلِّهَا ظُهْراً عِنْدَهُ. وَ الْمَذْهَبُ أَنَّهُ يُصَلِّيهَا جُمُعَةً فَلَا اسْتِثْنَاءَ.
«Среди имамов мазхаба никто не говорил о допустимости такого нията (намерения перед началом какого-либо поклонения), которое бы не соответствовало и не согласовывалось с последующим действием, за исключением мнения имама Мухаммада в отношении фарза джума намаза. Он считал, что человек успевший на фарз джума намаза в момент чтения ташаххуда или в момент выполнения суджуда сахв, завершает намаз, как четырех-ракаатный зухр намаз, не смотря на то, что он сделал намерение на совершения джума намаза.
Мнение же мазхаба заключается в том, что человек, опоздавший на часть джума намаза, продолжает и завершает его, как джума намаз. Без исключений».
А Аллах знает лучше.