Начинаем серию публикаций-бесед имама, муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина с прихожанами мечети. Беседа №1.
اَلَّذٖى عَلَّمَ بِالْقَلَمِ. عَلَّمَ الْإِنسَانَ مَا لَمْ يَعْلَمْ الحمد لله
Наши обязанности по отношению к Аллаху и Его рабам.
Бесконечная хвала Господу, который создал нас для того, чтобы мы были Его рабами и который поддерживает в нас жизнь Своими благами.
Мир и прощение последнему Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который был ниспослан как милость для миров и пример для всех мусульман, а также его семье и сподвижникам.
Да будет доволен Аллах всеми учеными Ислама, которые в своих умах и сердцах развили и передали нам эту великую и благословенную религию.
И да не отделит нас Аллах от их прямого и истинного пути.
Дорогие братья и сестры!
Любой разумный человек, когда посмотрит на этот совершенный мир, увидит, что все, от камней до растений, было создано по некой причине и мудрости и для какой-либо цели. А значит, что созданный самым достойным, то есть человеком, также был создан с какой-то определенной целью. Всевышний Аллах, в Коране говорит про людей следующее:
أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى
«Неужели человек полагает, что он будет предоставлен самому себе [безо всяких обязанностей]?» (Кыяма, 75/36).
И на самом деле, человек не предоставлен лишь самому себе. У него есть множество обязанностей. Эти обязанности можно подразделить на два вида:
1. Обязанности человека по отношению к Аллаху, по религиозной терминологии это называется «Хукукуллах».
2. Обязанности человека по отношению к другому человеку, по религиозной терминологии это называется «Хукукуль-ибад».
Как религиозные обязанности, например, такие как намаз, пост, хадж, являются нашим долгом перед Аллахом, точно также и сохранение здоровья, присмотр за семьей, в моменты нужды оказание помощи тем, кто близко и далеко, особенно своим единоверцам, проявление интереса и забота об их нуждах, защита их прав, являются религиозными обязанностями. Либо другими словами, это обязанности перед рабами Аллаха.
Являясь мусульманином, оставление намаза, несоблюдение поста, игнорирование хаджа, когда он является фарзом… Также, как пренебрежение обязанностями по отношению к Аллаху является греховным делом, таким же образом является грехом убийство человека, посягание на имущество и честь другого человека, сплетни, ложь и клевета. В результате человек совершает большие грехи. Все это является посягательством на права рабов Аллаха.
Для того, чтобы быть истинным мумином и мусульманином, необходимо хорошо исполнять свои обязанности и по отношению к Аллаху, и по отношению к людям.
Хоть с мирской точки зрения, хоть с точки зрения религии исполнение этих обязанностей является долгом, и, поэтому, каждый должен их исполнять. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) таким образом разъяснил то, по отношению к кому необходимо исполнение этих обязанностей:
«… У твоего Господа есть права на тебя. Есть права и у членов семьи. Поэтому, ты должен соблюдать права каждого правообладателя».
Дорогие мусульмане!
Исполнение долга начинается с исполнения своих обязанностей как раба перед Аллахом, затем исполнение своих личных нужд, затем своих родственников, соседей, единоверцев, соотечественников и всех людей.
Немного раскрывая тему отметим, что согласно нашей великой религии Ислам, обязанности можно подразделить на пять частей:
1. Обязанности по отношению к Аллаху, т.е. права Аллаха.
2. Обязанности по отношению к самим себе.
3. Обязанности по отношению к членам семьи.
4. Обязанности по отношению к родине, народу.
5. Обязанности людей по отношению друг к другу.
Каждый человек, в первую очередь, обязан исполнить свой долг раба перед тем, Кто создал его из ничего. Эти обязанности подразделяются, как обязанность узнать Его и обязанность быть Его рабом:
وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْاِنْسَ اِلَّا لِيَعْبُدُونِ
«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» (Зарият, 51/56).
Это были основные обязанности, которые мы должны совершать ради Аллаха. Основная цель создания людей и джиннов, это бытие рабом Аллаху.
Некоторые ученые-муфассиры сказали, что слова для поклонения, встречающиеся в аяте, следует понимать, как для познания. Это означает: «Чтобы познали меня, как того, кому поклоняются». Смысл этого таков: «Исполняя мои повеления, будут поклоняться мне и будут моими рабами».
Согласно этому, первейшей обязанностью человека является познание Аллаха, бытие Его рабом и поклонение Ему.
Дорогие мусульмане, дорогие братья!
Нужно всегда помнить, что Всевышний и Всемогущий Аллах не от чего не зависит. Он не нуждается ни в чьем поклонении. Но люди нуждаются в поклонении Ему. Радость и хорошее настроение людей привязано к правильному поклонению Аллаху.
Насколько же милостивый и щедрый Аллах, что принимает наши полные недостатков поклонения. Взамен Он дает нам много наград. А иначе, какова ценность наших малых деяний и поклонений?
Как написано в книге «Маснави», наши поклонения могут быть сравнены с маленькими подарками, которые преподносят жители пустыни.
Один араб, который всю жизнь прожил в пустыне, к старости стал очень бедным и нуждающимся. Вместе с женой они искали выход из этой ситуации. Единственным выходом было отправиться в Багдад и обратиться к султану за помощью. Но они решили, что некрасиво будет ехать в Багдад с пустыми руками. Тогда они взяли то, что для них было самым ценным из вещей – то, чего в пустыне очень и очень мало, они взяли с собой один кувшин с дождевой водой. Они думали, что в Багдаде, как и у них в пустыне, есть проблемы с водой.
Этот араб, взяв с собой кувшин с водой, направился в Багдад. Через много дней пути он добрался до города. Помощники султана встретили его, разузнали о его положении. Проявляя гостеприимство, они обрызгали его лицо розовой водой.
Араб сказал:
«Отнесите этот подарок султану. Спасите бедняка из когтей бедности. Здесь пресная вода и новый кувшин. Вода была собрана в пустыне из дождей».
Помощники султана улыбнулись, когда услышали эти искренние слова араба. Но, тем не менее, они отнесли этот подарок султану. Султан с радостью принял этот подарок, а в ответ до краев наполнил этот кувшин золотом. Помимо этого, дал еще подарков и дорогие одежды, и, тем самым, спас его от бедности. После этого сказал своим слугам:
«Этот араб-бедуин шел по пустыне и испытывал по дороге большие проблемы. На обратном пути по реке Тигр везите его на пароме». Слуги сделали, как было сказано, и отвели его до реки Тигр, чтобы посадить его на паром.
Бедуин, когда его подняли на корабль, чтобы отвести к его бедуинской палатке, впервые увидел огромную реку Тигр, о существовании которой раньше даже и не догадывался. Увидев ее, он сразу же от удивления сделал земной поклон. Выражая свое удивление, он сказал:
«Какой же щедрый этот падишах, который столько дарит. Еще меня очень сильно удивило вот что, этот человек, который владеет такой бездонной и полноводной рекой, принял мой подарок, которым был маленький кувшин с дождевой водой!»
Дорогие и уважаемые единоверцы!
Поклонения, которые мы совершаем, подобны этому кувшину с водой, которую преподнес как подарок этот бедуин. Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах принимает их своей милостью. И как же много он дарует нам в ответ. К сожалению, некоторые неосторожные люди, не могут в полной мере осознать всю широту милости Всевышнего Аллаха. Они считают очень значительными свои полные недостатков поклонения. И они думают, что поступают очень правильно.
Наши обязанности по отношению к самим себе.
После того, как мы вкратце объяснили обязанности раба перед Господом, перейдем к обязанностям человека перед самим собой.
Нашей обязанностью перед самим собой, является обязанность поддерживать и развивать свою жизнь. Следовательно, сохранение жизни и развитие является религиозным предписанием. Посмотрите, что приказывает Всевышний Аллах в Священном Коране:
وَلَا تُلْقُوا بِاَيْدٖيكُمْ اِلَى التَّهْلُكَةِ وَاَحْسِنُوا
«…и не ввергайте себя собственными руками в гибель, вершите добро…» (Бакара, 2/195).
Учитывая, что человек есть создание, состоящее из души и тела, обязанности по отношению к самому себе делятся на душевные и телесные.
Наша обязанность по отношению к своей душе состоит из воспитания и развития духовных сил. Духовные силы, это разум, чувства и воля. Необходимо питать их хорошей, достойной и полезной духовной пищей.
Что же касается телесной, т.е. физической стороны, наша религия повелевает нам защищать и развивать не только душу, но и тело. Поэтому, нам необходимо отказаться от таких вредных привычек, как алкоголь, курение … которые могут истощить наше тело. Также нужно избегать грязи и инфекционных заболеваний.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«В Судный День, не освободиться человек, пока не будет спрошен про эти три вещи:
1. Как и где прожил свою жизнь.
2. С какой целью совершал свои деяния.
3. Как заработал свое имущество и как его потратил».
Наши обязанности по отношению к членам семьи.
Дорогие и уважаемые братья!
Наша религия наделила каждого из членов семьи своими обязанностями. Семья, это небольшая община, в которой растет человек. Папа, мама, дети, родственники – все они являются членами этого общества.
Начнем с обязанностей родителей перед детьми. Самой большой обязанностью родителей перед детьми является воспитание таким образом, чтобы он стал членом общества и принес пользу своему народу и даже всему человечеству.
Передается от Анаса б. Малика (радыаллаху анху), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Будьте щедры к детям. Хорошо воспитывайте и обучайте их». (Сунан Ибн Маджа, 1211).
Родители, до семи лет должны уделять особое внимание здоровью и должны быть хорошим примером для ребенка. После семи лет ребенку дают знания, нравственность и воспитание. После этого нужно начать прививать какую-либо специальность и искусство. Также нужно помочь ему жениться и обзавестись собственным домом.
Что же касается обязанностей детей перед родителями, то их так много, что и не перечислить. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) , в одном из своих хадисов сказал:
«Ребенок никогда не сможет отплатить то, что дал ему отец. Даже если бы его отец был рабом, а он его потом выкупил бы». (Тирмизи, хадис 1971).
Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подчеркнул, что долг перед матерью, значительно больше долга перед отцом.
Говорить родителям только благое и совершать перед ними хорошие поступки, не говорить им даже слов: «Уф», не портить им настроение, говорить им приятные вещи, все это является повелениями Господа. Всевышний Аллах говорит в Благородном Коране:
وَقَضَى رَبُّكَ أَلاَّ تَعْبُدُواْ إِلاَّ إِيَّاهُ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً إِمَّا يَبْلُغَنَّ عِندَكَ الْكِبَرَ أَحَدُهُمَا أَوْ كِلاَهُمَا فَلاَ تَقُل لَّهُمَا أُفٍّ وَلاَ تَنْهَرْهُمَا وَقُل لَّهُمَا قَوْلاً كَرِيماً
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно». (Исра, 17/23).
Также не стоит пренебрегать обязанностями по отношению к родственникам. Религиозным предписанием является уважительное отношение к старшим, сочувствие и милосердие к младшим.
Необходимо хорошо относиться к своим близким. Проявлять уважение и помогать им, в зависимости от степени близости.
Что касается прав соседей, то это, также является важной обязанностью. Согласно риваяту, переданному Ибн Умаром и Аишей (радыаллаху анхума), Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
ما زال جبريل يوصيني بالجار حتي ظننت انه سيورثه
«Джибрил не переставая говорил мне о правах соседа. Я даже чуть было не подумал, что он сделает соседа моим наследником» (Муслим, Китабуль-бирр вас-сыля валь-адаб. Том 8/94, хадис 140-141).
В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Не будет полноценным мусульманином тот, чьи соседи не уверены в том, что он не принесет им вреда» (Рияду Салихин, том 1, хадис 303).
Уважаемые мусульмане!
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в своей «Прощальной проповеди», обращаясь к верующим, сказал очень важные слова. В этой проповеди он в очень ясной форме разъяснил права и обязанности:
«О, люди. У вас есть обязанности по отношению к вашим женам. Жены же должны быть внимательны в вашим правам. Вы обязаны хорошо к ним относиться. Мусульманин является братом другому мусульманину. Имущество одного мусульманина является запретным для другого. Кроме случаев, когда он сам его отдал. Я преподнес вам необходимые религиозные предписания и оставил вам две вещи, если будете придерживаться их, то никогда не сойдете с истинного пути. Первая, это Книга Аллаха Благородный Коран, второе, это Сунна Пророка».
Дорогие единоверцы!
Как было упомянуто в начале нашей беседы, обязанности подразделяются на обязанности перед Аллахом и перед рабами Аллаха. Если спросят, какие из этих обязанностей имеют первоочередное значение, мы ответим:
Оба вида обязанностей важны. Порою даже кажется, что обязанности перед людьми важнее. Ведь Аллах более милующий и прощающий. Если были недостатки в делах, которые мы совершали ради Аллаха, то в Судный День все равно можем надеяться на Его прощение. Учитывая, что милость и способность прощать у людей намного меньше, чем у Аллаха, нам необходимо избегать нарушений прав людей и опасаться оставаться в долгу перед ними.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не стал сам читать джаназа – заупокойный намаз за одного из своих сподвижников, который умер с долгами, но приказал другим сподвижникам совершить этот намаз за него. Даже после того, как один из сподвижников расплатился с его долгами, Посланник Аллаха все равно не прочитал за него джаназа намаз. (А. Х. Аксеки, Большой ильмихаль, стр., 198)
Здесь есть один очень важный момент, на который нужно обратить внимание, это то, что права рабов Аллаха стоят очень высоко в Исламе.
Как передает Абу Хурайра (радыаллаху анху), однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал своим сподвижникам:
«Вы знаете, кто такой настоящий банкрот»? Сподвижники ответили:
«Мы думаем, что банкрот, этот тот, у кого нет денег и имущества». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:
«Банкрот в моей умме тот, кто придет в Судный день, имея намазы, посты и закят, и в то же время обругав того-то, опорочив такого-то, съев незаконно имущество другого, пролив кровь третьего, ударив еще кого-то. И он отдает из своих благих поступков тому и другому, кто пострадал от него, а если закончатся его хорошие поступки до того, как закончится его отчет, грехи этих людей будут сброшены на него и он будет брошен в Ад» (Муслим, Китабуль-бирр, том 8/59).
Нужно внимательно относиться к этим словам Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):
«Непременно все права в Судный День будут восстановлены, и даже рогатая овца возместит безрогой» (Муслим, Китабуль-бирр, том 8/60).
«Если кто-либо без права возьмет хотя бы горсть земли другого человека, то на него будет взвалено в семь раз больше того, что он взял» (Рияду салихин, том 1/209).
Наши обязанности по отношению к государству и народу.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам лично совершал то, что советовал совершать другим.
В одиннадцатом году хиджры, когда он был без сил из-за болезни, он пришел в мечеть, опираясь одной рукой на Фазля, сына своего дяди Аббаса, а другой на Али, сына своего дяди Абу Талиба (радыаллаху анхума). В мечети он поднялся на минбар.
После вознесения похвалы Всевышнему он сказал:
«О люди. Если я кого-то ударил по спине, то вот моя спина, пусть придет и ударит меня в ответ. Если я кому-то должен, вот мое имущество, пусть придет и возьмёт, сколько ему причитается». Потом он, спустившись с минбара, совершил полуденный намаз, а затем снова поднялся и повторил снова эти же слова. В этот раз один человек сообщил о том, что Пророк должен ему три дирхама. Долг был возвращен. (Кысасуль-анбия, том 1/235-236).
Согласно риваяту, другой человек напомнил о другом случае, когда во время одной битвы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собирался ударить кнутом животное, но попал по нему и теперь он хочет забрать то, что ему причитается. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал принести из дома тот самый кнут и приказал тому человеку ударить его по спине, как Пророк ударил его во время той битвы. Человек сказал, что во время той битвы он был без одежды, и, поэтому должен ударить именно по голой спине Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и только после этого они будут в расчете. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) снял с себя одежду, но тот человек выбросил кнут, который держал в руках и поцеловал печать пророчества, которая была у Посланника Аллаха между лопаток. Потом он поднял рубашку и сказал:
«Моей целью было не рассчитаться с вами, о, Посланник Аллаха. Я хотел поцеловать ту самую печать на вашей спине. Надеюсь, вы меня простите».
Уважаемые мусульмане!
Не уходя глубоко в тему обязанностей перед Аллахом и перед рабами Аллаха, перейдем к четвертой части нашей темы, вопросу об обязанностях перед своей страной и своим народом.
Эти обязанности по-другому называются гражданским долгом. Это обязанности гражданина по отношению к государству, государственным служащим страны, в которой живешь. Государственные служащие должны любить всех проживающих на территории государства, стараться, чтобы граждане были довольны и улучшали свое благосостояние.
Также обязанности есть у государства и у тех, кто представляет это государство перед своими гражданами. Они должны защищать права, честь и достоинства граждан и сохранять порядок в стране.
Обязанности людей друг перед другом.
Дорогие братья!
Вне зависимости от того, являются ли они мусульманами, или нет, у людей есть обязанности друг перед другом. Еще их можно назвать общечеловеческими обязанностями.
Всевышний Аллах говорит:
إِنَّ اللّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاء ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاء وَالْمُنكَرِ وَالْبَغْيِ يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ
«Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников. Он запрещает непристойные и предосудительные деяния и беззаконие. Он наставляет вас, — быть может, вы последуете совету» (Нахль, 16/90).
Касательно этой темы Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) высказался следующим образом:
«Полюби для ближнего то, что любишь для самого себя. Не желай другому того, чего не желаешь для себя». (Бухари. Китабуль-иман, том 1/13).
Эти аяты и хадисы являются нашими самыми верными помощниками в определении наших личных человеческих и общественных обязанностей. Согласно им, уважение и внимание к жизни и свободе человека, имуществу и недвижимости, чести и достоинству, является для нас обязательным.
В то же время, проявление уважения и любви по отношению к другим, самопожертвование и помощь, являются делами, которые мы можем делать и без принуждения.
Человек, который является внимательным к жизни, свободе, достоинству другого человека, будет достоин того, чтобы другие были внимательные к его жизни, свободе и достоинству.
Пусть Всевышний Аллах не отдалит нас от истинного и праведного пути. И пусть оставит нас с теми, кто внимателен к правам и обязанностям по отношению и к Аллаху и к Его рабам.
Амин.
От нас старание, а успех от Аллаха.