Год назад, 17 апреля 2013 года, делегаты съезда мусульман Татарстана избрали новым муфтием, председателем Духовного управления мусульман (ДУМ) республики Камиля Самигуллина. В преддверии годовщины своей работы на этом посту К.Самигуллин рассказал в интервью "Интерфакс-Религия" о достижениях муфтията и о своей позиции по ряду актуальных проблем мусульманского сообщества республики.
- Камиль-хазрат, какие цели Вы перед собой ставили год назад и чего удалось добиться за это время?
- Что касается целей, то на выборах мы определили несколько направлений. Сюда, в частности, входит социальное служение и религиозное образование. Кроме того, я считал и считаю, что мы не можем быть сосредоточены только на решении какой-то одной задачи, не должны зацикливаться на интересах какой-то одной группы верующих. Духовное управление мусульман Татарстана - что-то вроде зонтика, который должен прикрывать в республике всех мусульман. Мое личное представление: я вижу духовное управление как некий большой хорошо накрытый стол, где каждый может найти себе блюдо по вкусу.
Мы активно занимаемся социальной работой и намерены и дальше развивать это направление. Сейчас мы, например, прорабатываем вопрос создания детского дома для сирот-инвалидов.
Что касается образования, то было создано учебно-методическое объединение, составлена новая программа, которая зиждется на традиционных мусульманских книгах татарского народа.
В части просвещения: заработал издательский дом "Хузур", радио "Азан", сейчас прорабатываем создание ТВ-интернет-канала. Было 25 трудов уже напечатано в этом году, вышли две аудиокниги. В этом году мы намереваемся выпустить 20 аудиокниг и более 70 печатных книг. Издаются мусульманские газеты и журнал.
Я считаю, год был успешным. Конечно, это не далось просто. Если задать вопрос, довольны ли мы собой, то, знаете, довольство собой означает регресс - человек остановился, доволен собой, чего еще ему хотеть? У нас же много желаний и целей.
- Какова Ваша оценка ситуации в мусульманском умме Татарстана? Не секрет, что в прошло году в республике наблюдались проявления экстремистского характера и многие связывали их с исламом.
- Что касается терроризма и экстремизма, то я не хотел бы, чтобы люди связывали это с какой бы то ни было религией. У радикализма нет национальности и религии. Радикалов много среди различных религиозных организаций.
Мое убеждение, Татарстан - спокойная в этом плане республика, которая может служить примером добрых межконфессиональных отношений. Где еще есть такое количество церквей и мечетей, соседствующих рядом друг с другом? Где еще в России есть такое же проявление у общества толерантности? Конечно, бывают у нас некоторые исключения.
- Давайте затронем тему поджогов церквей в Татарстане в 2013 году. Вы были одним из первых, кто осудил эти акты вандализма, и мусульмане начали собирать добровольные пожертвования на восстановление храмов. Как продвигается это благое начинание?
- Знаю, что мусульманам удалось собрать довольно значительную сумму, и она была отправлена на восстановлении этих церквей. Нужно помогать в беде своим соседям. Я благодарен всем, кто оказал такую помощь. Церкви сейчас восстанавливаются.
- Что, на Ваш взгляд, является фундаментом для сохранения стабильности в Татарстане?
- Обоснований этому можно найти много. Но хочу привести один пример. Мне уже задавали подобный вопрос гости из Европы, когда они приехали к нам и очень удивились такой обстановке в Татарстане. Я ответил: "Мы всегда с христианами, иудеями, представителями других религий общаемся, постоянно взаимодействуем, но у нас есть неписаное правило: мы никогда не касаемся идеологических вопросов". Вполне нормально, что человек любит свою религию, к какой бы из них он ни принадлежал. И понятно, что он считает ее лучше других. Если бы это было не так, то он бы не следовал ей. Поэтому мы не обсуждаем такие темы: мы не говорим о том, что нас разобщает, мы говорим о том, что нас объединяет.
- ДУМ Татарстана активно использует новые технологии, в том числе и Интернет, для миссионерской и просветительской деятельности. Не секрет, что старшее поколение верующих, настроенных, как правило, консервативно, относятся с большой долей скептицизма к таким новинкам...
- Я уже сказал, что духовное управление - это "богато накрытый стол". Для старшего, среднего и молодого поколения на нем должно быть свое "блюдо". Нужно еще и правильно его подавать. Когда мы росли, нас трудно было загнать домой с улицы. Сейчас молодежь трудно выгнать из дома - они сидят в Интернете. Если они там находятся, то и нам надо зайти туда, где мы можем их встретить. Поэтому мы разработали некоторые сайты: "Ислам сегодня", "Медресе-онлайн". И мы продолжим двигаться в этом направлении. Например, статистика по посещаемости сайта "Ислам сегодня" следующая: 50 тыс. посещений в сутки. Среди исламских сайтов мы первые в России, а среди религиозных - на третьем, уступая сайтам Русской православной церкви.
К слову, на прошлой неделе мы открыли мусульманский телефон доверия. Думаю, что этот проект будет развиваться и вырастет до федеральной мусульманской службы. Буквально за три дня работы на номер телефона доверия поступило 900 звонков. Люди даже жалуются, что не могут дозвониться.
- Что ДУМ Татарстана предпринимает для развития исламского образования в республике? Возможно ли сегодня получить достойное исламское образование, не выезжая за границу?
- Мы, конечно, работаем в этом направлении. Я уже говорил, что мы создали учебно-методическое объединение, создали учебные программы, издаем книги. Причем эти книги - это не что-то новое. На них выросли целые поколения татарских богословов прошлых веков. Мы хотим поднять уровень исламского образования в Татарстане до такого уровня, чтобы оно было конкурентноспособным с заграничными вузами. И я верю, что мы этого добьемся.
- Сегодня мы наблюдаем не только в России, но и в Европе призывы запретить публичную демонстрацию религиозной символики. Достаточно вспомнить вопрос с ношением хиджабов в светских школах. Что, с Вашей точки зрения, вообще следует понимать под светскостью?
- Есть общая установка: говоря о светском государстве, почему-то все подразумевают атеистическое. Мы тоже за светское государство - нейтральное ко всем религиозным идеологиям. Нужно понимать, что и атеизм - это идеология. Ошибочно ставить равенство между атеизмом и светскостью. Атеизм можно в школе? Но ведь это тоже идеология. Почему-то у нас это советское понимание светскости государства осталось.
В моем подъезде может жить и иудей, и христианин, и атеист, и еще кто угодно, но я должен быть нейтрален, толерантен к их религиозным воззрениям и обычаям. Это слово, толерантность, хорошо характеризует ситуацию. Должна быть терпимость. Это означает, что мы должны, как минимум, терпеть друг друга, хотя бы это мы должны научиться делать, а в идеале, конечно, нужно любить друг друга.
Поэтому школа - это нейтральная территория, где дети любого вероисповедания, включая атеистов, могут учиться вместе. Это нейтральная территория, но это не территория атеизма. Почему кому-то мешает, скажем, платок моей дочки? Может быть, моему сыну мешают голые ноги какой-нибудь девочки... И почему за чувства религиозного человека никто не переживает, а за чувства атеиста переживают?
- С какой целью Вы ездили в Крым? Как известно, курултай крымских татар постановил создать национально-территориальную автономию. Как Вы относитесь к этому решению?
- Зачастую люди в простом действии хотят видеть что-то глобальное, сакральное. Первое - мы не политики и не лезем в политику. На самом деле все просто. Если у родственников, друзей свадьба, ты ждешь приглашения, а если беда у них - ты просто приходишь без приглашения. Все, что мы хотели сказать: мы, татары, близки вам по языку, религии, то есть мы - братья. И наши сердца открыты, мы протягиваем руки помощи и будем рады, если чем-то мы сможем вам быть полезны, как бы ни разрешилась ситуация. В части решения курултая - это решение крымско-татарского народа и наша обязанность уважать это решение. Правильное оно или нет - знает лишь Господь.
"Интерфакс-Религия"