У этого вопроса есть две составляющие, это цель создания и Божественный смысл его сотворения. В виду того, что, как и сказали мы в предыдущем вопросе, Шайтан является джинном, целью его создания было познание и поклонение Всевышнему Создателю, о чем свидетельствует и Священный Коран:
«Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу» (Сура Аз-Заират, аят 56)
Люди не прошедшие через это испытание, ровно так же, как и джины, относятся к неверным. К коим мы можем отнести и Шайтана.
Из-за отказа поклонится Адаму (а.с.) он был лишен Милости Всевышнего, и по собственной просьбе, по великому Божественному умыслу Творца, до судного дня, став врагом человека, совращает и сбивает с истинного пути.
Священный Коран нам так повествует об этом:
«Сказал (Иблис): «Господь мой! Дай же мне отсрочку до (того) дня [Дня Суда], когда они [Твои рабы] будут воскрешены».
Сказал Он [Аллах] (Иблису): «Поистине же, ты – из (числа) тех, кому дана отсрочка [не умрёшь],до дня, время (наступление) которого известно (Аллаху)!»
Сказал (Иблис): «Господи! За то, что Ты сбил меня, я непременно украшу им [потомству Адама] (грехи), что на земле, и непременно собью их[потомков Адама] всех (с истинного пути),кроме только рабов Твоих из них избранных [тех, которые только Тебя почитают богом]!»
Сказал (Аллах): «Это – прямой путь, (ведущий) ко Мне.Поистине, рабы Мои –нет у тебя над ними власти, кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой».(сура Аль-Хиджр, аяты 36-42).
По мнению ученных ахли сунны вал джамаа, Аллах является создателем всего, в том числе заблуждений и грехов. Но при этом нужно четко осознавать, что никого к этому не принуждает. И как сказано в одном из фундаментальных трудов ученных ахли-сунны «Вадуль-амали»: «(Всевышний Аллах) Создал и хорошее, и порицаемо плохое, однако нет Его довольства в порицаемом».
То есть факт создания Аллахом порицаемого, не освобождает человека от ответственности за совершаемые им поступки, ибо у него есть свобода разумного выбора.
Выбор, совершаемый по собственной воле, между поощряемым и порицаемым, между плохим и хорошим.
Несомненно, Всевышний Аллах, если бы пожелал, мог бы возложить обязанности Шайтана на нафса каждого человека. Однако по великому Божественному замыслу, Шайтан, совращая того или иного человека, становится соучастником совершаемого греха, а значит и увеличивает себе количество мучений, ожидающих его в аду.
Люди, испытываемые кознями Шайтана, и не поддающиеся ему, продолжающие следовать по Его прямому пути, так же по великому Божественному замыслу, возвеличиваются выше ангелов. И если бы не было испытаний нафсом, и не было бы Шайтана, совращающего род человеческий с пути истинного, то человек, как и ангелы остался бы на определенном уровне.
Хотелось бы завершить ответ на этот вопрос словами некоторых ученых: «Основную причину сотворения Всевышним Аллахом Шайтана и его войска, знает лишь сам Великий Творец». (Умар Аль-Ашкар, Алямуль-джинни ва шаятин, стр169).
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин