Иджтихад (усердие)

04 октября 2013 года 10:08
 Иджтихад (усердие)

Слово иджтихад используется в значении "препятствие трудностям и тяготам", "приложение силы". В религиозно-богословской терминологии иджтихадом называются приложенные усилия учёных для достижения религиозно-правового решения, которые они выносят, используя свои накопленные знания.

 

اَعُوذُ بِااللهِ مِنَ اَلشَّيْطَانِ اَلرَّجِيمِ بِسمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحيِم

لْحَمْدُ الِلّهِ رَبِّ الْعاَلَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَأَلِه اَجْمَعِينَ

А затем…

Слово иджтихад используется в значении "препятствие трудностям и тяготам", "приложение силы". В религиозно-богословской терминологии иджтихадом называются приложенные усилия учёных для достижения религиозно-правового решения, которые они выносят, используя свои накопленные знания.

Иджтихад бывает двух видов:

1. Абсолютный иджтихад, не связанный с мазхабами или основами какого-либо из мазхабов. Примером такого иджтихада служит деятельность имамов четырёх мазхабов.

2. Иджтихад, связанный с мазхабом и осуществляющийся в рамках одного из мазхабов. Примером такого иджтихада является деятельность имама Музани, Абу Юсуфа, имама Мухаммада, Абу Касыма. Упомянутые учёные в некоторых вопросах не были согласны с мнением имама своего мазхаба, однако их иджтихад не выходил за пределы того или иного мазхаба, границы которого были расчерчены имамами мазхабов.

Чтобы находить ответы на вопросы, вновь возникающие из века в век, и разъяснять религиозные предписания, необходимо воспитывать учёных-муджтахидов. В Коране и сунне определённые предписания разъяснены открыто и обширно, к определённым же из них даны лишь некоторые намёки и указано направление. По этой причине возникает необходимость в учёных, достигших уровня иджтихада, чтобы они дали  ответы на вновь возникшие вопросы, религиозно-правовые положения к которым ещё не вынесены. Коран и сунна не могут содержать в себе ясное решение абсолютно всех вопросов, которые будут возникать вплоть до Судного дня, иначе потребовались бы десятки тысяч, а может и миллионы аятов и хадисов. Такое вообразить себе невозможно.

В своём сочинении «Маджму’» имам ан-Навави сказал: «Независимый и абсолютный иджтихад, не связанный с мазхабом, завершился в начале четвёртого века. Иджтихад, связанный с мазхабом, будет продолжаться вплоть до Судного дня. Иджтихад такого типа не может завершиться. Это ответственность, лежащая на всей умме. Если мусульмане отвернуться от этого, они впадут  в грех всей уммой. Имам аль-Маварди, имам ар-Руяни и другие разъяснили этот вопрос в подробностях».

Нельзя осуществлять иджтихад в тех вопросах, аргументы которых изложены точно и ясно (насс). Кроме этого, в вопросах, решение которых было разрешено учёными той эпохи, когда этот вопрос возник, также не требует иджтихада. Бабушкам полагается одна шестая часть от наследства, если жив сын, то внук не может стать наследником, брак мусульманки с немусульманином с точки зрения ислама не является действительным и другие подобные положение могут служить примером вышесказанному. В этих и подобных им вопросах нельзя ставить новые предписания, осуществляя иджтихад.

Такие учёные, как имам аш-Шафи’и и имам Малик, указывая на могилу Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), сказали: «За исключением лежащего там Пророка, в своем иджтихаде мы можем вынести правильное решение, а также можем ошибаться».

Имам Абу Ханифа сказал: «В вопросах, ответы на которые есть в Коране, доказательством я беру Коран, в вопросах, ответы на которые в Коране нет, но есть в достоверном и надёжном хадисе, – беру этот хадис. В тех вопросах, ответы на которые не нахожу ни в Коране, ни в сунне, обращаюсь к мнению сахабов, за пределы их воззрений не выхожу. В конце концов прилагаю усердие (совершаю иджтихад) подобно Ибрахиму ан-Нахаи, имаму Ша’би, Хасану аль-Басри, Мухаммаду ибн Сирину и Са’иду ибн аль-Мусаййабу, а их иджтихад не беру».

Условия, которым должны соответствовать учёные, выносящие религиозные предписания:

1. Должны знать Благородный Коран, его тонкости, быть компетентны в морфологии, синтаксисе арабского языка и риторике, быть сведущими в отменяющих и отменённых (насих и мансух), общих и частных (умум и хусус) в абсолютных и обусловленных аятах Корана.

2. Должны быть компетентны в словах, деяниях и одобрениях, т.е. в сунне Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), знать как тексты хадисов, так и их санад – цепочку передатчиков.

3. Знать область вопросов и проблем, которые требуют иджтихада, дабы не потерять связь с данной проблемой.

Учёным, совершающим иджтихад по определённой теме или темам, достаточно знать аяты, хадисы и иджма’ (единодушное согласие авторитетных лиц), касающиеся этой темы или тем. Например, учёному, занимающемуся вопросами намаза, совершающему иджтихад на эту тему, достаточно знать насс – положения, содержащиеся в Коране или сунне Посланника Аллаха – и иджма, относящиеся к намазу и к его условиям.

Люди, которые заучивают мнения ученых-муджтахидов, сами не могут называться муджтахидами. Их обозначают словом накль, т.е. передающим или пересказывающим точку зрения.

Врата иджтихада открыты всегда. Учёным, способным к иджтихаду, следует решать заданные им вопросы согласно Корану и сунне, в тех же вопросах, когда ни в Коране, ни в сунне ответов нет, предписания на интересующие вопросы не оговорены, они должны совершать иджтихад.

Слова «с такого-то времени врата иджтихада закрыты» следует понимать как отсутствие учёных, способных к иджтихаду и обладающих условиями иджтихада, т. е. с такого-то времени не воспитывались учёные-муджтахиды. Эти слова нельзя понимать в значении «достигшие уровня иджтихада учёные не могут совершать иджтихад». Вышесказанные слова также могут означать то, что после знаменитых имамов мазхабов нет смысла приоткрывать двери абсолютного иджтихада. Эти учёные уже определили для уммы необходимые правовые правила и законы. Для абсолютного иджтихада сегодня места нет.

В то же самое время в каждую эпоху возникают те или иные вопросы, требующие иджтихада. Никто не может сказать, что в  иджтихаде такого рода нет нужды.

Мы уже приводили чуть выше слова из сочинения имама ан-Навави «Маджму’». В связи с их особой важностью полезно будет еще раз повторить их: «Независимый и абсолютный иджтихад, не связанный с мазхабом, завершился в начале четвёртого века. Иджтихад, связанный с мазхабом, будет продолжаться вплоть до Судного дня. Иджтихад такого типа не может завершиться. Это ответственность, лежащая на всей умме. Если мусульмане отвернутся от этого, они впадут в грех всей уммой. Имам аль-Маварди, имам ар-Руяни и другие разъяснили этот вопрос в подробностях».

Ибн Салях сказал: «Из того, что я видел в сочинениях имамов становится ясным, что иджтихад, ответственность за который лежит на всей умме (фарз кифая), может быть удовлетворён муджтахидами, связанными с мазхабом».

После слов некоторых учёных «врата иджтихада закрыты», появились новые учёные, достигшие уровня иджтихада. Шейх Халиль Гюненч привел слова Юсуфа аль-Кардави, по мнению которого к таким ученым относятся аль-‘Из ибн ‘Абд ас-Салям, Ибн Дакик аль-‘Ид, Ибн Сейид ан-Нас, Зейн ад-Дин аль-‘Ираки, Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни, Джалаль ад-Дин Суюти.

В наш век потребность в иджтихаде ощущается больше, чем когда-либо. В XXI веке условия жизни сильно изменились, появилось большое количество таких вопросов и проблем, которых в прежние века не было и которых даже представить себе не могли. Как и в любом столетии, и в нашем веке, и в последующем врата иджтихада будут открыты.

Мнение о том, что в наше время совершение иджтихада невозможно и не разрешено, является преступлением против Ислама. Придерживающиеся такого мнения расценивают Ислам как неразвивающуюся, замкнутую в себе и застывшую религию. В то время как Ислам из века в век развивался вместе с обществом и совершенствовался. Никто не может взять и закрыть врата иджтихада, открытые Благородным Кораном и сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Есть одна действительность, которую нужно знать: нельзя каждого, кто попадается на глаза, вводить на поприще иджтихада. Люди, которые могут быть на поприще иджтихада, должны отвечать вышеназванным условиям, совершать иджтихад в свете Корана и сунны. Иначе во всём исламском мире может появиться такая смута и беспорядок, которую невозможно будет предотвратить.

Достигшие уровня иджтихада учёные во вновь возникших вопросах могут сами совершать иджтихад или могут отдать предпочтение какому-то из предложенных по этой проблеме мнений. Разрешается также выбор ими мнения известных ученых-предшественников, которые наиболее соответствует современности.

Только за последнее столетие появилось столько вопросов и проблем, о которых ничего не упоминается и нет ни единого мнения в сочинениях прежних учёных. Многие вопросы и проблемы эти же учёные рассматривали и приспосабливали к условиям своей эпохи. По этой причине XXI век – век, который больше всех испытывает необходимость в иджтихаде.

Более предпочтительный из иджтихадов тот, который совершается не индивидуально, а комиссией, советом. В каждой части исламской географии необходимо организовать научные советы, удовлетворяющие потребности века, комиссии, которые должны в свете Корана и сунны решать возникающие вновь вопросы и проблемы.

От нас старание, а успех от Аллаха!

Камиль хазрат Самигуллин
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей