«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха к вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!» (3:103)
Благодаря Аллаху мусульмане достигли успеха в те дни, когда они не разделялись и были покорными законам Всевышнего. Наши праведные предки не просто знали, а понимали до самой глубины сердца значение слов Всевышнего. Однако сегодня мы видим совсем иную картину. В среде мусульман- разобщение, немощь, тщедушие и регресс, зато стороны, противостоящие исламу, создали прочную коалицию. А ведь ислам предостерегает нас от разобщения, призывает к союзу, побуждает к братству, сплоченности, запрещает споры, ведущие к разногласию, вражде и ослаблению. Различные мнения по вопросам права явление вполне нормальное, разнообразие мнений есть Милость Аллаха, разные точки зрения, теории и идеи развивают ислам, не дают ему находиться в закостенелом и мертвом состоянии.
Губительным является фанатичная защита своего мнения, как единственно верного, и подавление других мнений и инакомыслий. Поэтому, если происходит диспут, давайте не забывать о мусульманской этике ведения дискуссии. Опасность даже незначительных разногласий заключается в том, что они ведут к спорам и раздорам, а, следовательно, к поражению. Давайте стремиться избегать разговоров на спорные темы, сторониться любых проявлений, способных уничтожить братство.
Знание, большое или малое, но отделенное от мусульманской нравственности, становится бедой как для его обладателя, так и для окружающих. Во времена праведного халифа Омара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщили, что люди одного племени бедуинов, недавно принявших ислам, выучили наизусть весь Коран. Сподвижники страшно обрадовались этому известию, а мудрый и прозорливый Абдулла ибн Омар (да будет доволен им Аллах) огорчился и вскричал: «О, горе! Быть великой фитне…» Почему? Да потому что люди выучили Коран, не будучи знакомыми с положениями сунны, обрели огромное знание без каких-либо основ исламского воспитания, и, возгордившись приобретенным знанием, начнут толковать книгу Всевышнего, как им заблагорассудится…
Посланник Аллаха (СААС) завещал нам:«Верующий для верующего как здание, части которого скрепляют друг друга»
Одному шейху сказали: «Застань молящихся в мечети. Они вот-вот будут драться» Он спросил: «Из-за чего?» «Да вот, одни хотят совершить молитву ат-таравих в восемь ракатов, а другие говорят, что надо делать двадцать ракатов». Шейх спросил: «А что потом?»,- «Они ждут твою фатву». На что шейх сказал: «Моя фатва такая: мечеть надо закрыть, всем разойтись по домам, таравих вообще не читать!» «???» «Молитва ат-таравих- не более чем нафиля (т.е. дополнительная, не обязательная молитва), а единство мусульман- это фард (обязательное, основное предписание). Нафиля не устанавливается, дабы разрушить фард!»
К сожалению, этот пример типичен для нашей сегодняшней жизни. Не приходилось ли вам быть свидетелями, когда собравшиеся мусульмане начинают горячо спорить, причем предметом спроса может быть как религиозный, так и более мирской вопрос - сначала совершить молитву, а потом покушать, или наоборот? Является ли обязательным подгибание ступни правой ноги во время молитвы? Споры разгораются жаркие, конца им не видно, и даже если не все присутствующие оказываются вовлечены, то они молча внимают, а уж как неуютно при этом чувствуют себя те, кто недавно в исламе…
Посланник Аллаха (СААС) сказал: « Тому, кто отказался от спора, будучи не прав, (будет) построен дом в окраинах Рая, а тому, кто отказался от него, будучи прав, (будет) построен дом посредине него, а тому, кто благонравен, (будет) построен дом на его высотах».
В хадже, во время обхода Каабы целование черного камня является действием сунны. Однако шейхи и мудрые руководители групп настоятельно советуют воздержаться от совершения этой сунны при большом скоплении народа, мотивируя тем, что это может создать давку, нанести вред другим.
Один европеец, узнав истину об исламе, стал мусульманином. Вскоре он отправился в хадж, где стал свидетелем безобразной ссоры двух мусульман (которые тем самым свой хадж, конечно, испортили). Тогда он воскликнул: «О, Аллах! Благодарю Тебя за то, что ты открыл мне ислам раньше, чем я познакомился с мусульманами!»
Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Не обратитесь после меня в неверных, побивая друг другу шеи…»
Если людей не собирает истина, то их раскалывает по отдельности ложь, если их не объединяет поклонение Милостивому, то их разъединяет служение шайтану, и если их не увлечет блаженство Грядущей Жизни, то они будут враждовать из-за всех пустяков этой жизни… горестное противоборство было характерно для времен джахилии (невежества), оно и сейчас является традицией тех, у кого нет веры.
Ислам мягко относится к расхождению умов в понимании и воздает ошибающемуся одно вознаграждение, а правому- два вознаграждения, коль оба искренни в своих поисках истины, желая познать ее и жить по ней. То есть, Милость Аллаха зависит не от результатов размышления человека, а от благочестия его ума. Почему же между нами порой возникает жестокость и черствость?
Наверное, многим знакома история из сиры нашего пророка (СААС), когда он велел своим сподвижникам совершить вечернюю молитву аль-аср лишь в местности, населенной племенем Бани Курайза. Часть сподвижников поняла наказ, как связанный с истечением времени, и совершила молитву в пути. Другие поняли это буквально, и совершили молитву, когда действительно оказались на территории этого племени,хотя положенное время молитвы давно истекло. Посланник Аллаха (СААС)признал точку зрения обоих групп, а затем выстроил всех их в один ряд против врага.
Именно в этом заключается дух ислама- в излечении взаимных разногласий, и это всегда будет так, если люди искренни. Когда же за предметом спора стоит упрямство, желание во что бы то ни стало доказать свою правоту любой ценой, растоптать чужое мнение, оставить последнее слово за собой, то есть- гордыня, высокомерие, ненависть, то это губительно как для личности самого человека, так и для религии в целом.
В соответствии с учением ислама, существует правило, направленное на защиту уммы от губительного раскола: исправление порицаемого необязательно, если это приведет к еще более пагубным последствиям, нельзя останавливать вред, если это может принести еще больший вред. То есть: из всех возможных видов вреда пусть произойдет наименьший! Врач не совершает операцию, пока не определит, что пациент способен ее перенести.
Приходил в медресе один человек- не мусульманин, интересовался исламом, слушал лекции, задавал вопросы, изучал арабский язык. Оказавшись на уроке Корана, он тоже было хотел взять Книгу и попроовать читать... Что тут началось! "Нельзя, нельзя!" громко запротестовали одни, "да нет, надо дать!",-шумели другие."Астагфиру Лла!" Они долго не могли успокоиться. Все так разгорячились, отстаивая свое мнение, что никто не заметил, как человек встал и тихо ушел... И больше уж не приходил. Конечно, на все воля Аллаха Всевышнего, и, иншаАллах, этот человек все же придет к исламу, но мусульмане выглядели очень "не по-мусульмански".
Многие из нас имеют свои недостатки, дурные привычки, иногда совершают неправильные поступки, иногда нам не хватает знания. Все эти недуги легко поддаются лечению, мягкому и тактичному, не нарушающему нашего единства.
Искренний мусульманин должен стремиться всеми силами сохранить наше единство, а обладатель каких-либо способностей, таланта обязан приносить пользу мусульманам, своей умме.
Ибо это по Воле Всевышнего он получил свое образование, способности и талант его -от Аллаха, и будет за это с него спрошено в Судный день- как он распорядился своим знанием, своими дарованиями? Стремился ли обратить их во благо мусульман, или же использовал для собственного успеха и обогащения?
Один мудрец, будучи при смерти, преподал своим сыновьям урок о единении: он дал им плотную связку прутьев, и они не смогли ее сломать. Когда узел развязали, прутья распались по отдельности, и их легко сломались один за другим.
Наш пророк (СААС) завещал нам: «Кто вышел из подчинения, отошел от общины и умер- умер в невежестве (джахилии), а кто сражался под «слепым» знаменем, гневаясь из-за племенного фанатизма или призывая к племенному фанатизму, или поддерживая племенной фанатизм, и был убит,- то убит в невежестве. И кто выступил против моей уммы, побивая благочестивого (из) нее, и распутного (из) нее, не обходя стороной верующего (из) нее и не исполняя с обладателем договора его договор-то не от меня от и я не от него». (Муслим)
http://www.islamnaneve.com/