Является ли не желательным (макрух) выполнение намаза босиком и без тюбетейки?
С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и лишь к верующим в день Суда. Поистине вся хвала Аллаху. Мы восхваляем Его, просим у Него помощи и прощения, прибегаем к Нему от зла наших душ и наших деяний. Кого ведет Аллах, того никто не введет в заблуждение, а кого введет в заблуждение Аллах — нет тому наставника. Свидетельствуем, что нет божества, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. А также свидетельствуем, что Мухаммад — Его раб и посланник.
Для начала прочитаем хадис, приведённый в сборнике Абу Дауда под номером 650:
Абу Саид аль-Худрий р.г. рассказал: «Между тем, как Посланник Аллаха (сав) совершал молитву со своими сподвижниками, снял свою обувь и поставил их слева от себя. И, когда увидели это люди, то сняли свою обувь. Когда Посланник Аллаха (сав) закончил выполнение молитвы, сказал: «Что заставило вас снять обувь вашу?» Сказали они: «Видели мы, как снял ты обувь свою, и сняли мы обувь нашу». И сказал Посланник Аллаха (сав): «Поистине, Джабраиль (ас) пришел ко мне и сообщил, что в них есть грязь. И сказал: «Когда придет кто-либо из вас в мечеть, то пусть посмотрит, если есть на обуви его грязь (казар), или скверна (аза), то пусть сотрет ее, и совершит в них молитву».
Обратите внимание, что причиной оголения ног для Посланника Аллаха (сав) послужило лишь наличие грязи, иными словами, наджис. А сподвижникам (рг) он (сав) рекомендовал молиться с покрытыми ногами с условием чистоты обуви.
Также в этом сборнике в хадисе под номером 652 говорится:
Йагля бин Шаддад бин Аус передал от своего отца, который сказал: сказал Посланник Аллаха (сав): «Не поступайте так, как поступают иудеи. Ибо, поистине они не совершают молитв в сандалиях и ичигах своих».
Поистине основой поклонения иудеев (мы говорим о настоящих иудеях) является выполнение молитв с босыми ногами. И свидетельством этому служит 12-ый аят из суры Таха:
«(О Муса) Воистину, Я твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува».
Да, выполнение поклонения с босыми ногами является особенностью иудеев. Умме Мухаммада (сав) же Аллахом было дано разрешение выполнения намаза с покрытыми ногами, пусть это будет чистая обувь, ичиги или же носки. Нам же не подобает отворачиваться от такого подарка Аллаха. Тем более, наш любимый Пророк (сав) во многих хадисах побуждает нас к отличию от иудеев и христиан. Подобных хадисов очень много, но мы приведем тебе всего лишь один.
Сообщается от Ибни Умара да будет доволен им Аллах, который сказал: Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует:«Кто похож на какой-нибудь народ (общину), тот из них». (Абу Дауд Китабуль либас № 4031)
Таким образом, дабы не быть похожими на иудеев мы стараемся выполнять свои намазы с покрытыми ногами. А чтобы отличаться от христиан, у которых принято молиться без головного убора, мы молимся в тюбетейках или чалмах. Если не верите, то удостоверьтесь у любого христианина, который хоть раз посещал церковь, и он вам обязательно скажет, что мужчины посещающие церковь, обязательно должны снять головной убор. Если вы боитесь Аллаха, то вы должны прислушаться к нашему наставлению и проявлять серьезность в выполнении намаза с носками (или ичигами) и покрытой головой.
Мы, ханафиты, говорим, что выполнение намаза с босыми ногами и без головного убора является нежелательным (макрух). Мы не претендуем на что-то большее, например, мы не говорим, что это запрещено только из-за того, что между учеными имеются некие разногласия относительно этого вопроса.
Об этом упоминал имам Мухаммад в своей книге «аль-Асль», которая вошла в книгу «Мабсуд» имама ас Сарахси. А также в книге «Миркатуль Мафатих», которая является шархом книги «Мишкатуль Масабих», Мулла Али аль-Кари сказал: «между учеными имеют место споры относительно чтения намаза в ичигах, является ли это макрухом, мубахом или же мустахабом. Но нет разногласия в том, что это нужно делать хотя бы несколько раз с намерением отличия от иудеев. Таким образом, мы можем сказать, что чтение намаза в ичигах или носках является, по меньшей мере, мубахом или мустахабом».
И если бы даже не было всех выше приведенных доказательств в пользу выполнения намаза в носках, мы бы все равно должны были прислушаться к нашим имамам, призывающим к выполнению молитв в носках в мечетях России. Нам часто приходилось общаться с врачами-мусульманами, выполняющими пятикратный намаз, которые в один голос заявляли о большой вероятности распространения грибковых заболеваний в мечетях. Наши мечети являются общественными местами, и в нашу обязанность входит сохранение чистоты в них для более комфортного и безопасного поклонения. Реально известны случаи заражения некоторых братьев грибковыми заболеваниями из-за того, что некоторые прихожане легкомысленно относятся к чтению намаза в носках.
И в конце этой статьи мы бы хотели обратиться к тем братьям, усердствующим в выполнении намаза без носков и обязательно без тюбетейки — не уподобляйтесь своим поклонением иудеям и христианам, отличайтесь от них. Конечно же, мы понимаем, что к данному действию вас побуждает правило «отличайся и тебя заметят», но все-таки неужели вы хотите быть причиной раздора и смут в наших спокойных мечетях?!
Абуахмад аль-Казани