لَا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
«Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены» (Анбия, 21/23).
Религия ислам воспитывает мусульман в духе ответственности за свои поступки. Человек, воспитываясь в таком духе, может достичь уровня ангела или даже подняться еще выше. Мудрость, связанная с творением человека, проявляется именно в этом вопросе. Каждый человек, совершив малый или большой поступок, будет нести за него ответ перед Владыкой всего сущего.
«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». (Зильзяль, 99/7,8).
Не имеет значения, кем является человек, правителем или министром, служащим или работодателем, богатым или бедным, он будет нести ответственность за совершённые им дела. Перед Всевышним Аллахом все равны, а при рождении каждый человек чистый и безгрешный. Об этом нам сообщает следующий аят Благородного Куръана:
وَلَقَدْ كَرَّمْنَا بَنِي آدَمَ
«Мы почтили сынов Адама» (Исра, 17/70).
Те счастливые люди, которые оберегают свои души, знают и понимают, что будет отчёт перед Всевышним Аллахом в Судный День. Их поступки и служение людям совершаются только ради Аллаха и Его довольства.
Всевышний Аллах в Куръане говорит:
إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (Худжурат, 49/13).
Самое лучшее качество в человеке – это понимание и осознание того, что ему предстоит дать ответ перед Всевышним Аллахом за свои совершённые дела. Это качество имеет очень тонкую грань, которая заставила, например, отца Абу Ханифы служить три года за съеденное им яблоко по незнанию.
В молодости отец Имама А’зама Сабит, находясь на берегу реки, совершал омовение. После того, как он совершил омовение, читая определённые молитвы, он увидел плывущее по реке сочное, красно-белого цвета яблоко.
Увидев это прекрасное и манящее яблоко, плывущее по реке, Сабит поймав, откусил его. Но через мгновение, опомнившись, он сказал:
Что я сделал! Наверное, у этого яблока есть хозяин. Как же со мной такое могло приключиться? Как же я мог без разрешения хозяина откусить это яблоко? Спустя некоторое время Сабит отправился вдоль берега, откуда приплыло яблоко. Пройдя немного, Сабит увидел яблоневый сад, а на деревьях росли точно такие же яблоки, как то, которое он откусил чуть ранее. Предположив, что яблоко именно с этого сада, он начал искать хозяина. Найдя хозяина сада, он обратился к нему со следующими словами:
Господин! По-моему, это яблоко упало в реку из вашего сада. Я поймал его, когда брал омовение, и откусил, не подумав о том, что у него может быть хозяин. По этой причине я пришёл к вам извиниться и заплатить за это яблоко должную цену. Я прошу у вас прощения, или же давайте я заплачу вам за то, что совершил такую оплошность. Я не смогу покинуть вас до тех пор, пока вы не простите меня.
Хозяин сада ответил:
– Нет, я не прощу тебя. Почему ты без моего разрешения откусил мое яблоко?
Сабит:
– О, Господин! Я прошу вас простить меня. Скажите, как и чем я должен отплатить за это?
Хозяин сада ответил:
– Ты должен работать вместе со мной в этом саду три года, а после я посмотрю, прощать тебя или нет. Это твой единственный выход из ситуации.
Отец Имама Азама Сабит согласился на эти условия. Вот так всего лишь один укус чужого яблока стал причиной трёхлетней работы, которой он должен был искупить за свою оплошность, а прощение мог дать только хозяин этого плода. Условием его прощения была работа в саду в течение трёх лет.
Прошло уже почти три года с момента как Сабит начал работать в саду. Он уже считал последние дни для того, чтобы он мог отправиться к своей семье.
По истечению трёх лет, Сабит отправился к хозяину сада и сказал: «Господин, сегодня истекает трехлетний срок моей службы, я прошу вас простить и отпустить меня».
Хозяин сада:
– У меня есть еще одно условие! Я говорил, что по истечении трёх лет я подумаю, прощать тебя или нет. И вот я подумал, что если ты выполнишь мое условие, то я прощу тебя. Так вот, у меня есть дочь, у которой глаза не видят, уши не слышат, руки не держат, ноги не ходят. Я прощу тебя только в том случае, если ты на ней женишься и возьмёшь под своё попечительство.
Сабит согласился. Они провели свадьбу, были приглашены гости и даны угощения. Когда же Сабит вошёл к невесте и увидел там абсолютно здоровую девушку, то он не поверил своим глазам и подумал, что здесь произошла ошибка или же кто-то подшутил над ним. Он сразу отправился к тестю и сказал:
– Господин! Вы же говорили, что у вас дочь без ног, без рук, слепа и глуха? Но когда я вошёл к ней, то встретил здоровую и невероятно красивую девушку.
На это отец девушки ответил:
– Да, сын мой. Слушай меня внимательно. Моя дочь слепа и глуха, потому что она не смотрит и не слышит запретное. У неё нет рук и ног, потому что она не ходит и не трогает запретное.
Я искал для своей дочери человека с полноценной верой. Чтобы он защищал себя, мою дочь и будущих внуков от всего запретного, а его сердце было подобно твоему, заполнено богобоязненностью и страхом перед Всевышним Аллахом. Всевышний Аллах послал тебя ко мне. Когда ты попросил меня простить тебя за то, что ты откусил кусок яблока, я сразу же понял, что ты обладатель совести и полноценной веры, но я должен был тебя испытать. Я испытывал тебя в течение трёх лет и увидел в тебе человека, которого я искал для своей дочери. Живите долго и счастливо!
Таким образом, от таких родителей появился на свет Имам А’зам Абу Ханифа. В детстве, когда Имам Азам за три дня прочитал Благородный Куръан, он пришёл домой и обратился к своей маме: «Мама! Сегодня я дочитал Куръан. Я прочитал его за три дня», а после обнял её.
Мама ответила:
– Сынок! Если бы тогда твой отец не откусил яблоко, ты бы прочитал Куръан всего за один день.
Обратите внимание, человек служил три года для того, чтобы получить прощение за откусанное без разрешения яблоко. Но в дальнейшем этот кусок яблока становится причиной того, что Имам Азам на два дня позже прочитывает Благородный Куръан.
Некоторые из современных мусульман готовы отдать своих дочерей кому угодно, лишь бы у них была высокая должность, деньги, дома и машины. А после этого они приходят и говорят: «Наша дочь попала в руки плохого человека. Он относиться к ней недостойно». Есть ли в этом их собственная вина? Конечно же, есть. Разве хозяин сада отдал бы свою дочь за человека с машиной, квартирой и с деньгами вместо честного и богобоязненного человека?!
Цена вопроса благородства и ценностей в исламе:
إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ
«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный». (Худжурат, 49/13).
Богобоязненный человек всегда знает, что разрешено, а что запрещено Всевышним Аллахом в Его законах.
Уважаемые братья-мусульмане! Подумайте о своих поступках и совершённых делах, за которые будете спрошены. Каждое ваше дело будет представлено Всевышнему Аллаху, и по этой причине готовьтесь к справедливому суду. И не думайте, что совершённые ваши злодеяния останутся незамеченными. Несомненно, каждый даст отчёт за свои деяния.
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин