"Наставления для размышляющих". Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)

23 сентября 2019 года 14:24
"Наставления для размышляющих". Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)

Уважаемые читатели, дорогие братья и сестры!

Вашему вниманию мы  публикуем цикл статей Муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина. Серия авторских публикаций под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Куръана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставит задуматься каждого, кто размышляет...  

НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЯЮЩИХ

Наставление первое. ЮСУФ (алейхи салям)

Наставление второе. НУХ (алейхи салям)

Наставление третье. МУСА (алейхи салям)

Наставление четвертое. ИБРАХИМ (алейхи салям)

В соответствии с риваятом, переданным от шейха Сади, у народа Ибрахима (алейхи салям) был один единственный ежегодный праздник. В его честь устраивались полевые ярмарки и другие развлечения. Все без исключения - женщины и мужчины, старики и дети, принимали участие в этих загородных празднованиях. В это время город оставался совершенно безлюдным.

Народ Ибрахима (алейхи салям) поклонялся идолам. И по случаю праздника люди прежде, чем туда отправиться, готовили и приносили еду своим идолам, которых они так же изготавливали собственными руками. По возвращению из праздничных гуляний они первым делом посещали свои изваяния, падали ниц перед ними, а затем поедали еду, которую они сами же накануне и принесли. Они верили, что так им будет ниспослано благополучие и достаток. После этого люди расходились по домам.

Предводителем этого племени был Намруд. Он был одним из четырех великих правителей, правивших с момента сотворения земли. При этом Сулейман (алейхи салям) и Зулькарнайн (алейхи салям) были верующими, а Навуходоносор (Бухтуннаср) и Намруд - неверующими. Несложно предположить, какой сильной властью обладал Намруд – враг Ибрахима (алейхи салям).

Сам Ибрахим (алейхи салям) не желал принимать участие в праздничной процессии вместе со своими соплеменниками. В Куръане сообщается, как он, чтобы избежать праздника, произнес в самой гуще толпы:

فَنَظَرَ نَظْرَةً فِي النُّجُومِ

فَقَالَ إِنِّي سَقِيمٌ

 “Затем он взглянул на звезды и сказал: «Я болен» (ас-Саффат 37:88-89).

Во времена Ибрахима (алейхи салям) человечество часто потрясали эпидемии чумы. Спасаясь от этой болезни, люди сторонились своих соплеменников-переносчиков заразы. Поэтому, услышав слова Ибрахима (алейхи салям), толпа в страхе разбежалась от него в разные стороны и направилась к месту праздника. Однако последними в процессии неверующих шли старики и калеки. И когда они проходили мимо Ибрахима (алейхи салям), он сказал им:

قَالَ لَقَدْ كُنتُمْ أَنتُمْ وَآبَاؤُكُمْ فِي ضَلَالٍ مُّبِينٍ

«(Ибрахим) сказал (им): «Поистине, вы и ваши предки – в очевидном заблуждении» (аль-Анбия 21:54).

Почему Ибрахим (алейхи салям) упомянул их предков? Дело в том, что неверующие оправдывали свое идополоклонничество так:

قَالُوا وَجَدْنَا آبَاءَنَا لَهَا عَابِدِينَ

«Они ответили: «Мы видели, как наши предки поклонялись им (и мы продолжили вслед за ними)».  (аль-Анбия 21:53).

Упоминая предков своих соплеменников, Ибрахим (алейхи салям) объясняет им, что идолы не могут быть божествами только потому, что отцы и деды считали их таковыми. Он взывал к разуму свой народ: «Разве можно следовать по пути заблуждения только потому, что этим путем следовали ваши предки?». Действительно, если обычаи и обряды противоречат Исламу, они неприемлемы. Вот почему Ибрахим (алейхи салям) пытался уберечь свой народ от заблуждений, в которых пребывали предки.

Соплеменники были возмущены словами Ибрахима (алейхи салям) – никто прежде не смел обвинять дедов и отцов в заблуждении. В ответ на это Ибрахим (алейхи салям) впервые громогласно объявил о своей вере:

قَالَ بَل رَّبُّكُمْ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ الَّذِي فَطَرَهُنَّ وَأَنَا عَلَىٰ ذَٰلِكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ

«Он ответил: «Ведь ваш Господь (только Он заслуживает поклонения) — Господь небес и земли, создавший их. Я свидетельствую это!» (аль-Анбия 21:56).

Ибрахим (алейхи салям) произнес эти слова с твердой убежденностью и верой в душе. Он обращался к людям: «Бог должен обладать могуществом и способностью создавать что-либо. Разве может быть Богом тот, кто не способен творить и создавать? Как же вы можете считать богами идолов, не обладающих этими качествами?».

Аят завершается свидетельствованием Ибрахима (алейхи салям). Разумеется, Ибрахим (алейхи салям) не был свидетелем сотворения небес и земли. Более того, он даже не был свидетелем создания себя самого. Однако для него было очевидным, что каждая частица Вселенной свидетельствовала о том, что у нее есть Создатель. Нужно быть слепым, чтобы не видеть этого.

Затем Ибрахим (алейхи салям) сказал им вслед:

وَتَاللَّهِ لَأَكِيدَنَّ أَصْنَامَكُم بَعْدَ أَن تُوَلُّوا مُدْبِرِينَ

 «Клянусь Аллахом! Я обязательно придумаю хитрость против ваших идолов, когда вы уйдете и отвернетесь» (аль-Анбия 21:57).

Однако идущие позади него старики, дети и калеки не придали особого значения этим словам. А Ибрахим (алейхи салям) вернулся в опустевший город. Здесь он, взяв в руки топор, отправился в святилище - к месту, где стояли 72 идола, изваянные из золота, серебра, дерева и камня. В центре находилась самая большая статуя, с двух сторон от нее располагались истуканы поменьше. Скульптура в центре, приковывала к себе все взгляды т.к. была выполнена из золота и украшена россыпью драгоценных камней. Перед каждым из идолов находилось блюдо с едой, которую оставили люди перед тем, как отправиться на праздник.

Ибрахим (алейхи салям) встав перед ними:

فَرَاغَ إِلَىٰ آلِهَتِهِمْ فَقَالَ أَلَا تَأْكُلُونَ

مَا لَكُمْ لَا تَنطِقُونَ

«(Ибрахим) тайком пробрался к их божкам (идолам) и сказал: «Не поесть ли вам? Что с вами? Почему вы не разговариваете?» (ас-Саффат 37:91-92).

فَجَعَلَهُمْ جُذَاذًا إِلَّا كَبِيرًا لَّهُمْ لَعَلَّهُمْ إِلَيْهِ يَرْجِعُونَ

«Затем (когда они все ушли на свой праздник) он разнес на куски (топором) всех идолов, кроме самого большого из них (главного идола, и повесил топор ему на шею), чтобы они могли обратиться к нему (спросить, что он сделал с остальными идолами)» (аль-Анбия 21:58).

Вернувшись с праздника, горожане обнаружили разгром:

قَالُوا مَن فَعَلَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا إِنَّهُ لَمِنَ الظَّالِمِينَ

«Они сказали (после того, как вернулись и увидели, что случилось): «Кто сделал это с нашими богами? Поистине, он – из злодеев!» (аль-Анбия 21:59).

Было очевидно, что эти люди поклонялись тем, кто не мог защитить даже самих себя и превратился в груду обломков. Но люди настолько погрязли в трясине своих заблуждений и во тьме неверия, что утратили способность размышлять и извлекать уроки. Находясь в плену невежества и гнева, они были полны жажды мести и приступили к поискам виновного.

قَالُوا سَمِعْنَا فَتًى يَذْكُرُهُمْ يُقَالُ لَهُ إِبْرَاهِيمُ

«Они сказали (друг другу): «Мы слышали, как юноша выступал против них (порицал их). Его зовут Ибрахим». (аль-Анбия 21:60).

Об Ибрахиме сообщили Намруду. Его ожидало публичное наказание в назидание другим.

قَالُوا أَأَنتَ فَعَلْتَ هَٰذَا بِآلِهَتِنَا يَا إِبْرَاهِيمُ

«Они спросили (его): «О Ибрахим! Ты сделал это с нашими богами?» (аль-Анбия 21:62).

Ибрахим (алейхи салям) насмешливо ответил:

قَالَ بَلْ فَعَلَهُ كَبِيرُهُمْ هَٰذَا فَاسْأَلُوهُمْ إِن كَانُوا يَنطِقُونَ

«Он ответил: «Нет! Это сделал главный из них, вот этот. Спросите у них самих (кто сделал это), если они смогут говорить» (аль-Анбия 21:63).

Людям размышляющим эти слова должны были открыть глаза, ведь каждому было известно, что этот идол не был способен даже пошевелиться, не говоря уже о том, чтобы разбить других идолов. Ибрахим (алейхи салям) словно сказал своим соплеменникам: «Почему вы поклоняетесь этим идолам, если они не способны даже пошевелиться, если у них нет сил даже для того, чтобы стряхнуть с себя пыль?».

Эта мысль произвела впечатление на людей и заставила их задуматься, однако  менять устоявшийся и привычный для всех порядок вещей было для них малопривлекательным.

Ибрахим (алейхи салям), известный своей терпимостью и благонравием, был разгневан:

قَالَ أَفَتَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ مَا لَا يَنفَعُكُمْ شَيْئًا وَلَا يَضُرُّكُمْ

أُفٍّ لَّكُمْ وَلِمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ ۖ أَفَلَا تَعْقِلُونَ

«Он ответил: «И вы поклоняетесь вместо Аллаха тому, что не может принести вам никакой пользы или навредить вам? Тьфу на вас и на то, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха! Почему бы вам не поразмыслить (и не понять, что эти идолы не заслуживают поклонения, а лишь Аллах заслуживает) (аль-Анбия 21:66-67).

Как видите, Ибрахим (алейхи салям) бесстрашно выступил против правителя, управлявшего на всей земле с востока до запада, и против его окружения. В тот момент Ибрахим (алейхи салям) был совершенно один - на земле не было более верующих людей, кроме него. Не было ни одного человека и сторонника, который мог бы поддержать его или защитить от такого влиятельного врага, как Намруд и от его преступного народа. Единственным его заступником и помощником был Всевышний Аллах. И вера Ибрахима (алейхи салям) в Создателя, в Его силу и помощь была безгранична.

Ибрагим (алейхи салям) брошен в огонь

А что же толпа? Разъяренные идолопоклонники сказали:

قَالُوا حَرِّقُوهُ وَانصُرُوا آلِهَتَكُمْ إِن كُنتُمْ فَاعِلِينَ

«Они (в гневе) сказали: «Сожгите его (Ибрахима) и помогите (тем самым) вашим богам, если вы можете действовать!» (аль-Анбия 21:68).

 Слова Ибрахима (алейхи салям) «ля иляха илляллах» настолько обозлили людей, что те стали требовать для него самое суровое наказание. Оно не заставило себя долго ждать – негодующие и рассвирепевшие люди стали готовить Ибрахима к сожжению. Они стали рубить на дрова все деревья, какие только могли найти. В этом деле принимали участие абсолютно все люди, мужчины-женщины, старики и дети – они подтаскивали ветки, толстые сучья, сухие деревья целый месяц и складывали их друг на друга рядами. Костер получился величиной с гору и настолько высоким и горячим, что его  пламя волнами поднималось в небеса и было видно на расстоянии одного дня пути. Жар от костра был такой силы, что рядом с ним не могли пролететь даже птицы. А если они приближались к костру, то сразу же сгорали и падали вниз. Подойти к костру также было невозможно. Тогда шайтан научил этих людей делать катапульту, с помощью которой Ибрахим (алейхи салям) должен был быть брошен в огонь.

Но вера в помощь Аллаха в сердце Ибрахима была сильнее – в этот миг он произносил следующие слова: «Хасбияллаху ва ни'маль-вакиль/Мне достаточно Аллаха. Он наилучший помощник».  И Всевышний Аллах не оставил своего любимца, в полете к нему явился Джибриль (алейхи салям) и спросил:

- О, Ибрахим! Нужно ли тебе что-то?

Всевышний Аллах помогает всем своим рабам. Однако следует быть терпеливым и не торопиться. Мы же напротив зачастую проявляем спешку и, столкнувшись с малейшими трудностями, ожидаем помощь немедленно. Примером терпения нам может служить Ибрахим (алейхи салям). Он был брошен в тюрьму, приговорен к сожжению, все люди объединились против него. Но, даже будучи связанным и положенным в катапульту, он не получал помощи. Она пришла в тот миг, когда Ибрахим был уже брошен, но еще не достиг пламени. Прямо в воздухе Всевышний Аллах отправляет к нему Джибриля (алейхи салям). Как видите, даже к пророкам помощь Аллаха приходила не сразу, но, в конце концов, Создатель всегда помогал им и даровал победу.

Ибрахим (алейхи салям), летящий в костер, ответил ему:

- От тебя мне ничего не нужно.

- Хорошо, но неужели ты ничего не попросишь у своего Господа?

- Мне достаточно того, что Ему известно о моем состоянии.

Иными словами, Ибрахим (алейхи салям) уверен в том, что Всевышний знает о его положении, и готов смириться с этой участью, если на то была воля Аллаха. «Не подобает просить Аллаха о чем-то, если Он сам этого пожелал. Я желаю того, что и мой Господь, и не желаю того, что противоречит Его желанию», - говорит он Джабрилю (алейхи салям). - Если же Аллах не желает, чтобы я сгорел в огне, нет и необходимости говорить «Не сжигай меня», так как Он не позволит мне сгореть в огне». Это и есть настоящий таваккуль (упование). И этот макам, является макамом Халилуллаха – друга Всевышнего.

Аллах в Куръане говорит:

قُلْنَا يَا نَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَىٰ إِبْرَاهِيمَ

«Мы сказали: «О огонь! Стань холодным и безопасным для Ибрахима!» (аль-Анбия 21:69).

Вслед за этим повелением Всевышнего внутри огня забил источник пресной воды, и распустились красные розы, и он был украшен красными нарциссами. Аллах превратил огонь Намруда в розарий. И при помощи Джибриля (алейхи салям) Ибрахим (алейхи салям) плавно опустился в центр костра. Ибрахим (алейхи салям) как будто попал не в костер, а в розовый сад.

Обратите внимание, что Аллах приказал огню быть не только прохладным, но и спасительным. Иначе, как сказал Ибн Аббас (радыяллаху анхума), огонь стал бы холодным на столько, что Ибрахим (алейхи салям) погиб бы там от холода.

В этот день огонь на всей земле утратил способность сжигать, и нигде на земле люди не могли приготовить пищу на огне.

Ибрахим (алейхи салям) оставался в огне семь дней. Сообщается, что потом он говорил: «Это были самые лучшие дни моей жизни».

Разговор Ибрахима (алейхи салям) с Намрудом

Когда Ибрахим (алейхи салям) был брошен в огонь, Намруд наблюдал за этим, поднявшись на высокое место. Когда он увидел, что Ибрахим (алейхи салям) сидит в розовом саду, и при этом огонь не причиняет ему никакого вреда, то не поверил своим глазам, и сказал:

- О, Ибрахим! Твой Господь, защищающий тебя, поистине велик. Но сможешь ли ты выйти из огня?

- Конечно, смогу.

- Я вижу, что рядом с тобой есть кто-то еще, кто он?

- Это - ангел. Мой Господь прислал его, чтобы мне было с кем общаться.

- В таком случае я совершу жертвоприношение твоему Господу, обладающему таким могуществом.

- До тех пор, пока ты не уверуешь в моего Господа, твои жертвоприношения не будут приняты.

Тем не менее, Намруд принес в жертву четыре тысячи быков и большое количество баранов, хотя и оставался неверующим. Он продолжал считать богом самого себя, поскольку не мог избавиться от высокомерия и обладал несметным количеством богатств и властью, которые даровал ему Всевышний.

Вышедшего живым из огня Ибрахима (алейхи салям) привели к Намруду. Пребывающий во тьме невежества народ при каждом появлении Намруда падал ниц перед ним. Но только не Ибрахим (алейхи салям). Намруд пришел в ярость:

- Почему ты не поклонился мне?

- Я не совершаю саджда никому, кроме своего Господа.

- Хорошо, кто же твой Господь?

Всевышний Аллах говорит об этом в Куръане:

أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِي حَاجَّ إِبْرَاهِيمَ فِي رَبِّهِ أَنْ آتَاهُ اللَّهُ الْمُلْكَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ رَبِّيَ الَّذِي يُحْيِي وَيُمِيتُ قَالَ أَنَا أُحْيِي وَأُمِيتُ ۖ قَالَ إِبْرَاهِيمُ فَإِنَّ اللَّهَ يَأْتِي بِالشَّمْسِ مِنَ الْمَشْرِقِ فَأْتِ بِهَا مِنَ الْمَغْرِبِ فَبُهِتَ الَّذِي كَفَرَ ۗ وَاللَّهُ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ

«Разве ты (о Мухаммад) не видел того (царя Намруда), который спорил с Ибрахимом о его Господе (разве ты не слышал о нем), а ведь Аллах дал ему власть? Ибрахим сказал (ему): «Мой Господь — Тот, кто дает жизнь и умерщвляет». «Он (Намруд) ответил: «Я даю жизнь и умерщвляю». Ибрахим сказал: «Аллах поднимает солнце на востоке. Заставь же его подняться на западе». Растерялся неверующий. И Аллах не ведет верным путем людей, совершающих зло» (аль-Бакара 2:258).

В ответ на это Намруд приказал привести двух заключенных, приговоренных к казни. Одного из них он убил, а другого отпустил со словами «Я прощаю тебя». Затем, повернувшись к Ибрахиму (алейхи салям), он сказал: «Видишь, я тоже умертвил и даровал жизнь». 

Конечно же, основной целью Ибрахима (алейхи салям) было не это. Он имел в виду умерщвление и дарование жизни в истинном смысле. Доказательством существования Всевышнего Аллаха служит существование мира творений. Можно увидеть, что творения появляются после небытия и исчезают после существования, следовательно, существует Всемогущий Творец. Мир не возник сам по себе, необходим Творец, который его сотворил, а это - единственный Господь, и нет второго бога, к поклонению Ему и призывал Ибрахим (алейхи салям). Он предложил Намруду:

- Мой Господь заставляет солнце восходить на востоке, заставь же его взойти на западе.

Намруд был унижен и опозорен. Но почему же он не возразил Ибрахиму (алейхи салям), сказав: «Пусть тогда твой Господь заставит солнце взойти на западе»? Он испугался, так как был уверен, что Всевышний, который вывел Ибрахима (алейхи салям) из огромного пламени невредимым, способен сделать на глазах у его народа и это, таким образом заставив уверовать в Аллаха. Хотя страх его был напрасным – чтобы поверить в призыв Ибрахима (алейхи салям), людям было достаточно увидеть, как Аллах спас его. И они уверовали. В соответствии с одним из риваятов, первым из них стал Лут, получивший впоследствии пророчество.

В последствии Создатель защитил Ибрахима (алейхи салям) ото всего зла его врагов, и уничтожил их, подвергнув великому наказанию. Так, например, наш Господь говорит в Куръане:

وَأَرَادُوا بِهِ كَيْدًا فَجَعَلْنَاهُمُ الْأَخْسَرِينَ

«Они хотели навредить ему (убить его), но Мы сделали так, что они оказались в большом убытке» (аль-Анбия 21:70).

Точно так же Аллах непременно защитит всех своих любимых рабов от зла. Главное, чтобы рабы были столь же покорны Аллаху, как и Ибрахим (алейхи салям), и были стойкими и терпеливыми на истинном пути.

Рождение Исмаиля (алейхи салям)

В одном из риваятов сообщается, что после того, как Ибрахим (алейхи салям) совершил хиджру, покинув свой народ, он стал испытывать одиночество. В уединении он посвятил всего себя своему Господу, поклоняясь Ему всем своим естеством. Аллах даровал Ибрахиму (алейхи салям) бесчисленные богатства, но не было у Ибрахима (алейхи салям), не смотря на преклонный возраст, детей. Он обращался к Всевышнему с мольбами одарить его праведным потомством и дал обет, что если у него родиться ребенок мужского пола, то он принесет его в жертву на пути Господа.

Разумеется, желание Ибрахима (алейхи салям) иметь ребенка не оставляло в покое и его жену Сару. Но это было не в ее власти - Сара считала себя бесплодной.  Она думала: «Даже если я не бесплодна, то уже очень стара, чтобы иметь детей, отныне это дело мне не под силу. Возможно, Всевышний Аллах дарует моему мужу ребенка от другой жены». Сара решается подарить Ибрахиму (алейхи салям) свою рабыню Хаджар, и согласилась на то, чтобы он женился на ней.

По предустановлению Всевышнего Аллаха, после первой брачной ночи Хаджар забеременела и затем родила ребенка. Этим ребенком стал Исмаиль (алейхи салям). Всевышний говорит в Куръане:

فَبَشَّرْنَاهُ بِغُلَامٍ حَلِيمٍ

«И Мы обрадовали его известием о терпеливом сыне» (ас-Саффат 37:101).

Не сложно представить себе счастье и радость Ибрахима (алейхи салям)! В возрасте 100 лет после стольких молитв к Аллаху, Он даровал ему прекрасного здорового ребенка.

Однако со временем Сара стала ревновать Ибрахима (алейхи салям) к Хаджар. Чувства возобладали над ее разумом, и она стала настаивать на том, чтобы  Ибрахим (алейхи салям) отвел жить Хаджар в другое место.

Великое испытание для Хаджар

И тогда Ибрахим (алейхи салям) в соответствии с повелением Всевышнего Аллаха и под предводительством Джибриля (алейхи салям), взяв Хаджар и их грудного Исмаиля, отправился в путь. Достигнув Мекки, он, положившись на помощь Создателя, оставил их в том самом месте, где сегодня находится источник Зам-зам. Естественно, в то время это была пустыня, где не было даже травы.

Все что у них было, это - полная корзина фиников и бурдюк с водой. Напуганная таким поведением Ибрахима (алейхи салям), а также своей дальнейшей судьбой и судьбой сына в этом пустынном и необитаемом месте, Хаджар побежала за Ибрахимом (алейхи салям), которые не сказав не слова бросил их: 

- Неужели ты бросаешь нас в месте, где нет ни людей, ни воды?

Ибрахим (алейхи салям) продолжал ехать вперед, не отвечая и не оборачиваясь. Хаджар продолжала кричать ему в след эти слова. На третий раз она прокричала:

- Это Аллах приказал тебе сделать, так?

Тогда Ибрахим (алейхи салям) повернулся к ней, и сказал:

- Да, это приказал мне мой Господь. Я вверяю вас Ему.

Тогда Хаджар сказала:

- Раз так, то Он не позволит нам пропасть. Нам достаточно Аллаха.

Когда Ибрахим (алейхи салям) достиг места, где Хаджар уже не видела его, он поднялся на высокое место и со слезами на глазах обратился к Всевышнему Аллаху со следующей мольбой:

رَّبَّنَا إِنِّي أَسْكَنتُ مِن ذُرِّيَّتِي بِوَادٍ غَيْرِ ذِي زَرْعٍ عِندَ بَيْتِكَ الْمُحَرَّمِ رَبَّنَا لِيُقِيمُوا الصَّلَاةَ فَاجْعَلْ أَفْئِدَةً مِّنَ النَّاسِ تَهْوِي إِلَيْهِمْ وَارْزُقْهُم مِّنَ الثَّمَرَاتِ لَعَلَّهُمْ يَشْكُرُونَ

«Господь наш! Я поселил часть потомства в (бесплодной) долине, где нет злаков (там нельзя выращивать полезные растения), у Твоего Заповедного дома (Каабы). Господь наш! Пусть они (полноценно) выполняют намаз. Наполни сердца людей любовью к ним (к моей семье, которую я поселил в Мекке, и к их потомкам) и надели их (различными) плодами (которые произрастают в соседних регионах и привозятся из других стран), чтобы они были благодарны (Тебе)» (Ибрахим 14:37).

Благодаря баракяту дуа Ибрахима (алейхи салям), Всевышний Аллах направил сердца людей к этому месту: в то время через эту местность не проходили караваны, там даже не было ни одного дома, а сегодня в Мекку устремляются многомилионные потоки людей со всех континентов и стран на земле, посещая Дом Аллаха.

Ибрахим (алейхи салям) просил Всевышнего: «и надели их плодами». Благодаря баракяту его дуа, сегодня в Мекке можно найти плоды всех времен года, и город процветает.

Вот так Хаджар вместе с сыном начала здесь новую жизнь. Она пила воду из бурдюка, оставленного Ибрахимом, ела финики и кормила своим молоком сына. Но вскоре вода и финики закончились. Солнце испепеляло все вокруг, и не было тени, где можно было бы укрыться от зноя. Когда закончилась вода, то, как будто бы закончилась жизнь. Из-за отсутствия воды у Хаджар закончилось и молоко. Ребенок плакал от голода и жажды. Как и у любой другой матери, у Хаджар разрывалось сердце при виде страданий ребенка, но она не могла ничего поделать.

Обессиленная, она только смотрела по сторонам в надежде увидеть живую душу. Немного впереди она заметила холм Сафа и немедленно поднялась на его вершину. Однако вокруг не было ни души. Непрерывно читая дуа и с ребенком в руках, она спустилась в долину, затем поднялась на холм Марва, и оттуда оглядывала окрестности. Блуждать между холмами Сафа и Марва ей пришлось семь раз, пока не случилось чудо.

Сообщается, что посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Именно поэтому люди (совершающие хадж), бегают (семь раз) между холмами Сафа и Марва».

Появление источника Зам-зам

Когда Хаджар последний раз поднялась на холм Марва, она услышала голос, но никого не увидела. Внимательно прислушавшись, она снова услышала тот же голос, но и в этот раз она никого не увидела. Тогда она сказала:

- О, обладатель голоса. Ты заявил о себе. Если ты можешь оказать помощь, покажись и помоги.

И в этот момент, на том самом месте, где впоследствии появится источник Зам-зам, показался человек. Это был Джибриль (алейхи салям). Исмаиль все еще продолжал плакать, стуча ногами по земле. Джибриль (алейхи салям) коснулся крылом того места, по которому бил ногой Исмаиль, и оттуда забил источник воды. Увидев это, Хаджар радостно побежала обратно, крича воде «зам, зам», то есть «стой, стой». Затем, она стала делать насыпь из песка вокруг источника, чтобы вода не растекалась в стороны, и наполнила свой бурдюк.

Сообщается, что посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Да помилует Аллах Хаджар – мать Исмаиля: если бы она оставила источник Зам-зам в покое, то он превратился бы в реку».

Когда Хаджар делала песчаную насыпь вокруг источника, она услышала голос:

- Не бойся того, что вода растекается! Эту воду Аллах вывел для тебя и для твоего сына. Этот источник отныне не пересохнет и не закончится.

Как мы знаем, с того дня и до нашего времени этот источник продолжает течь там, и будет продолжать бить до самого конца света, иншаАллах. Каждый верующий, не зависимо от того, был он в хадже или нет, обязательно пробовал эту воду. Сообщается, что посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самой лучшей водой на земле, является зам-зам. Эта вода утоляет голод и исцеляет от болезней».

Когда посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) объявил о своей пророческой миссии, Абу Зарр аль-Гифари (радыяллаху анху) приехал в Мекку и хотел сам убедиться в неопровержимости слов пророка и уверовать. Он оставался в Мекке на протяжении тридцати дней и питался только водой зам-зам. После того как он уверовал, посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) спросил у него:

- Что ты пьешь, и чем питаешься?

- У меня нет ничего, кроме воды зам-зам. Я пью эту воду и совершенно не испытываю голода, я даже поправился.

Еще один из шейхов сказал: «Последние десять дней месяца Рамадан я совершал и'тикаф в Запретной мечети. На протяжении этого времени я пил только воду зам-зам и мне было достаточно этого. Я не чувствовал ни голода, ни жажды».

Самой лучшей водой на земле является вода из источника Зам-зам. Она была и питьем, и едой и для Хаджар и ее сына, до тех пор, пока эту местность не заселили люди.

Исмаиля (алейхи салям) ведут к месту совершения жертвоприношения

Каждый год Ибрахим (алейхи салям) приезжал в Мекку и навещал свою семью. Прошли годы, Исмаиль (алейхи салям) вырос. К тому времени Ибрахим (алейхи салям) уже забыл о своем обещании. Однажды Ибрахим (алейхи салям) снова приехал в Мекку и в долине Мина, где совершались жертвоприношения, он заснул, и во сне ему было сказано:

«О, Ибрахим! В соответствии с повелением Аллаха, принеси в жертву своего сына». Проснувшись, Ибрахим (алейхи салям) стал испытывать сомнения по поводу того, от кого был этот сон, от Рахмана или от шайтана.

Фахруддин ар-Рази, Хазин и кады Байдави разъясняли это следующим образом. Ибрахим (алейхи салям) увидел этот сон за день до дня Арафа. Поскольку увиденный сон пробудил в нем сомнения, то восьмой день месяца Зульхиджа, был назван «днем Тарвия». Тарвия означает сомнения.

Когда же в день Арафа Ибрахим (алейхи салям) снова увидел тот же самый сон, он понял, что этот сон от Аллаха. Поэтому этот день был назван днем Арафа. Отныне все сомнения рассеялись. Это было божественным повелением, но когда следует его исполнить?

Сон приснился и в третий раз, и тогда стало понятно, что жертвоприношение должно быть совершено в этот день. Ибрахим (алейхи салям) взял Исмаиля (алейхи салям) и повел его к месту совершения жертвоприношения. И этот день был назван «Яумун-Нахр/ Курбан-байрам».

В пути к Ибрахиму (алейхи салям) подошел шайтан в образе старика, и сказал:

- Не спеши с этим делом, возможно, Аллах снимет с тебя эту ответственность. Посмотри на своего сына, как он красив, высок и статен. Что ты за отец, если хочешь зарезать такого сына?!

Услышав слова шайтана, Ибрахим (алейхи салям) сказал:

- Эй, проклятый! Убирайся вон отсюда. Это – повеление моего Господа. Даже если бы у меня сто тысяч сыновей, то я пожертвовал бы всеми ими, ради Аллаха.

Потеряв надежду повлиять на Ибрахима (алейхи салям), шайтан пришел к Исмаилю и сказал:

- Я смотрю у тебя хорошее настроение, но не радуйся. Смотри, у твоего отца есть нож, он ведет тебя, чтобы зарезать.

Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Разве отец может зарезать своего сына? И зачем ему резать меня?

- Ему пришло повеление от Аллаха, и поэтому он зарежет тебя.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Если это повеление и приказ моего Господа, то, какое тебе дело, эй, проклятый.

Заявив, что повеление Господа для него превыше всего, Исмаиль (алейхи салям) прогнал шайтана. Исмаиль стал бросать в шайтана камни и выбил ему левый глаз.

Не сумев ничего добиться, шайтан в печали, бежал оттуда. В последней надежде, он пришел к Хаджар. Шайтан попытался запутать и ее, но не сумел. Семья пророка не оставила для него ни одной возможности для этого.

Отец с сыном продолжили свой путь. Немного позже, земля станет свидетельницей невиданного ранее события.

Всевышний Аллах описывая это событие, говорит:

فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَىٰ فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَىٰ ۚ قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ ۖ سَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

«Когда (Исмаиль) достиг возраста, когда смог помогать (отцу), (Ибрахим) сказал: «Сын мой! Я вижу во сне, как я приношу тебя в жертву. Что ты думаешь (об этом)(Исмаиль) ответил: «Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых» (ас-Саффат 37:102).

Как видите, несмотря на всю тяжесть этого испытания, Ибрахим (алейхи салям) не проявил ни малейшего возражения повелению Аллаха. Не спрашивая «зачем и почему», он продемонстрировал безоговорочную покорность и повиновение Всевышнему. Это такая покорность и такое повиновение, которое не допускало огорчений, причитаний и страданий. А как же Исмаиль (алейхи салям)? Услышав от отца повеление Аллаха, он возвысился своей душой и верой до степени, которой до этого достиг его отец:

...قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ ۖ سَتَجِدُنِي إِن شَاءَ اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ

«Отец! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня среди терпеливых». (ас-Саффат 37:102).

Эти слова очень важны. Сын, которого отец ведет для принесения в жертву, начинает свое обращение со слов «Отец мой». Эти слова являются выражением любви. Значит, тот факт, что немного спустя он будет принесен в жертву, ничуть не уменьшило любви Исмаиля к своему отцу и к Всевышнему Аллаху. В этой ситуации он не забывает говорить «иншаАллах». Он не демонстрирует показную смелость и не жаждет слов восхищения, а хочет быть поистине терпеливым и богобоязненным. Существует ли большее самопожертвование, чем это?

Картина величайшего испытания

После откровенного разговора Ибрахим (алейхи салям) и Исмаиль (алейхи салям) приступили к исполнению приказа. Они еще не знают, что спустя несколько мгновений, произойдет событие, которого не видывал свет, и которое выходит за рамки привычного для людей.

Аллах говорит в Куръане:

فَلَمَّا أَسْلَمَا وَتَلَّهُ لِلْجَبِينِ

«Когда они оба покорились (решению Аллаха), и (Ибрахим) уложил (сына) на бок…» (ас-Саффат 37:103).

Таким образом, отец уложил своего сына на землю, и тот полностью покорился. На протяжении всей своей истории, человечество еще не видело такого испытания. Даже ангелы в тот момент были поражены поступком Ибрахима и Исмаиля (алейхима салям). И вот отец приставил нож к горлу своего сына. Но нож… не порезал кожу Исмаиля (алейхи салям). Ибрахим попробовал еще раз, и нож снова не резал. Когда же Ибрахим (алейхи салям) провел ножом по большому камню, то он рассек его на две части. В этом была великая божественная мудрость: нож, который с легкостью распилил надвое огромный камень, не смог порезать тонкую кожу человека.

Тогда Ибрахим (алейхи салям) обращаясь к ножу, сказал:

- Эй, нож! Ты хочешь сделать меня непокорным моему Господу? Почему ты не режешь?

Нож ответил:

- Халиль говорит: «режь», а Джалиль говорит: «не режь». Что мне делать? Конечно же, я буду слушать Аллаха.

Вот так эти двое великих людей доказали свою покорность Всевышнему Аллаху. Повеление было выполнено, а испытание успешно пройдено. В качестве выкупа отцу и сыну был ниспослан баран.

إِنَّ هَٰذَا لَهُوَ الْبَلَاءُ الْمُبِينُ

وَفَدَيْنَاهُ بِذِبْحٍ عَظِيمٍ

«Это явно было испытанием. Мы выкупили его великой жертвой (Мы заменили его сына барашком)» (ас-Саффат 37:106-107).

В этот миг показался Джибриль (алейхи салям) с большим бараном в руках. Спускаясь с небес, он громким голосом произнес такбир:

- Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!

Ибрахим (алейхи салям) поднял голову и, увидев это, сказал: «Ля иляха илляллаху валлаху акбар».

Исмаиль (алейхи салям) услышав эти слова, ответил: «Аллаху Акбар ва лилляхиль-хамд».

Вот почему в дни праздника Курбан-байрам после каждого фард-намаза верующие в едином душевном порыве произносят эти такбиры-ташрик. Изречение такбиров начинается после утреннего намаза дня Арафа и заканчивается после намаза аср, четвертого дня праздника.

Вот так, Ибрахим алейхи салям достойно и с честью выдержал испытание Аллаха и доказал Ему свою верность и преданностью. Показав Всевышнему свою великую веру, он становится Халилуллахом, т.е. другом Аллаха. А мы видим, что Создатель не требует от своих рабов ничего, кроме раболепия и покорности. Он никогда не будет доволен бесцельной гибелью своих рабов. Однако покорность и повиновение, требуемое от рабов, должно быть следующим: раб должен быть готовым пожертвовать на пути Аллаха, своим имуществом, своей жизнью и даже своим любимым ребенком. Так вот каким был друг Аллаха!

Из этой поучительной истории мы должны вынести вывод, что главной целью была не жизнь Исмаиля (алейхи салям), а стирание из сердца Ибрахима (алейхи салям) любви ко всему остальному, кроме любви к Богу. Проведя ножом по горлу своего сына, Ибрахим (алейхи салям) зарезал свою любовь к сыну, подтвердив, что в его сердце нет иной любви, кроме любви Всевышнему Аллаху.

Если будет на то воля Аллаха, никакой нож не сможет резать, как не порезал Исмаиля (алейхи салям), и огонь не сможет сжечь, как не сжег Ибрахима. Точно поэтому море, потопившее Фараона и его армию, не потопило Мусу (алейхи салям) и его общину.

Кто более щедр?

Успешно пройдя испытание, Исмаиль (алейхи салям) спросил отца:

- О, отец мой! Кто из нас более щедр, ты, или я?

- Сынок! Я более щедр, так как на протяжении долгих лет у меня не было детей, а затем родился такой прекрасный сын, как ты. И я принес тебя, своего сына, который был мне дороже всех богатств на земле, в жертву Аллаху.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- О, отец мой! Я более щедр, чем ты. Ты попросил у Всевышнего ребенка, и, не смотря на твой преклонный возраст, Он даровал тебе его. После принесения меня в жертву, Аллах мог даровать тебе еще одного ребенка. Тогда как жизнь у меня только одна, и я готов был отдать ее ради Аллаха. Если смотреть с этой точки зрения, то я более щедр, чем ты.

Тогда Всевышний Аллах обращаясь к ним, сказал:

- Я – щедрее вас обоих. От одного из вас Я захотел принесения в жертву сына, а от другого - жизнь. Но Я напротив даровал их вам, и каждому подал вознаграждение в полной мере.

Таким образом, жертвоприношение стало одним из ваджибов Ислама, в качестве напоминания об этом великом событии. Праздник Курбан-байрам несет в себе напоминание о верности, покорности Всевышнему. В день Курбана верующие совершают жертвоприношения, с единственной целью – приблизиться к приближения к Аллаху. Истинный смысл жертвоприношения кроется в проявлении благочестия, набожности, искренней веры и послушания, в готовности жертвовать своим имуществом ради довольства Создателя. Совершая курбан, мы имеем возможность через помощь нуждающимся выразить свою бесконечную любовь к Аллаху, проявить свою преданность Ему, доказать, что готовы жертвовать ради Него.

Испытание Ибрахима (алейхи салям) имуществом

Когда Всевышний сделал Ибрахима (алейхи салям) Халилем, т.е. другом, ангелы сказали:

- О, Господь! Как Ты мог сделать его своим другом, тогда как его сердце заполнено любовью к имуществу и детям?

Всевышний Аллах сказал:

- В его сердце нет иной любви, кроме любви ко Мне. Если хотите, можете испытать его.

Тогда один из ангелов, принял облик человека и придя к Ибрахиму (алейхи салям), сказал:

- Ты обладатель такого большого богатства, а я очень нуждаюсь.

Ибрахим (алейхи салям) сказал ему:

- Воздай хвалу моему Господу, и я одарю тебя.

Ангел сказал:

- Суббухун Куддусун Раббуль-Маляикати вар-Рух.

Ибрахим (алейхи салям) сказал ему:

- Половина моего богатства твоя. Восхвали Господа еще раз, и я отдам тебе все свое стадо.

Ангел повторил тот же тасбих. Тогда Ибрахим (алейхи салям) поднявшись на вершину холма, прокричал:

- О, пастухи! Теперь, вместе со стадами, вы являетесь собственностью этого человека, так как это является платой за то, что он восхвалил моего Господа.

Ангел удивленный поступком и щедростью Ибрахима (алейхи салям), сказал ему:

  • Я – ангел, пришедший чтобы испытать тебя. Я не нуждаюсь ни в имуществе, ни в богатстве. Пусть твое богатство остается у тебя.

Ибрахим (алейхи салям) строит Каабу

После того как Ибрахим (алейхи салям) оставил жену и сына в Запретной земле (Хараме), и вернулся к себе на родину, он ежегодно приезжал в Харам и навещал свою семью. Это продолжалось и после того великого испытания, которое было связано с принесением Исмаиля (алейхи салям) в жертву.

В год смерти Хаджар и женитьбы Исмаиля (алейхи салям), он снова приехал в Харам, и, узнав о смерти жены, очень расстроился. В этот момент Исмаиля (алейхи салям) не было дома. Ибрахим (алейхи салям) спросил у его жены, куда ушел Исмаиль. Женщина ответила:

- Он ушел на охоту, добывать нам пропитание.

- Как вы живете?

- Плохо. Мы живем в бедности и нужде.

- Когда твой муж вернется, передай ему салям от меня, и скажи, чтобы поменял порог своей двери.

После этого разговора, Ибрахим (алейхи салям) ушел. Когда наступил вечер, Исмаиль (алейхи салям) вернулся домой и почувствовал запах своего отца. Значит, отец приходил домой, а затем ушел. Исмаиль (алейхи салям) спросил у своей жены:

- Сегодня кто-нибудь приходил к нам?

- Да, сегодня приходил какой-то старик, спрашивал тебя, а так же спросил, как мы живем. Я сказала, что мы живем в бедности и нужде.

- Хорошо, он что-нибудь передавал мне?

- Он передал тебе салям, и сказал, чтобы ты поменял порог двери.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Это был мой отец. А порог двери – это ты. Этими словами он хотел сказать, чтобы я развелся с тобой. Отныне ты можешь вернуться к своей семье.

Здесь необходимо пояснить. В отличие от других людей, пророки никогда ничего не делают и не говорят, исходя из желания нафса (эго). Они говорят и поступают только в соответствии с повелением Аллаха. Мудрость этого заключалась в том, что наш пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) должен был произойти из потомков Исмаиля (алейхи салям). Поэтому и женщина, которой предстояло стать матерью этого великого потомства, должна была быть достойной этой чести. Очевидно, что капризная и не терпеливая женщина не подходила для этой миссии.

Цепочка пророчества восходит к двум сыновьям Ибрахима (Исхаку и Исмаилю (алейхима салям)). От Исхака (алейхи салям), являвшегося сыном Ибрахима (алейхи салям) от Сары, произошли все пророки сынов Исраилевых. И только пророк Мухаммад (саляллаху алейхи ва саллям) является потомком Исмаиля (алейхи салям), рожденного от Хаджар.

Исмаиль (алейхи салям) женится на другой женщине из племени Джурхум. Через какое-то время Ибрахим (алейхи салям) снова приехал навестить своего сына, но снова не застал его дома. Когда он спросил, куда ушел Исмаиль (алейхи салям), его жена ответила:

- Он ушел на охоту, чтобы добыть нам пропитание.

- Как вы живете?

- Хвала Аллаху! Мы живем в достатке и счастье.

- Что вы едите, и что вы пьете?

- Мы едим мясо и пьем воду.

Тогда Ибрахим (алейхи салям) сделал дуа, сказав:

- О, Господи! Надели баракятом их мясо и воду.

Благодаря этому дуа Ибрахима (алейхи салям), Всевышний наделил эту местность баракятом – здесь было очень много мяса и воды. В одном из риваятов говорится, будто в то время люди не знали такие продукты, как пшеница и ячмень, иначе Ибрахим (алейхи салям) упомянул бы в своем дуа и эти культуры.

Сообщается, что посланник Аллаха (саляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если бы жители других мест, кроме Мекки, питались бы только мясом и водой, то у них начали бы болеть животы. Однако жителям Мекки такой рацион подходит, и с ними ничего не происходит». И это тоже является следствием баракята дуа Ибрахима (алейхи салям).

Ибрахиму (алейхи салям) пришелся по душе кроткий нрав невестки, и он сказал ей:

- Когда твой муж вернется, передай ему салям от меня, и скажи ему, чтобы он хорошо смотрел за порогом своего дома.

После этого Ибрахим (алейхи салям) отправился в Шам.

Когда Исмаиль (алейхи салям) вернулся домой, то почувствовал запах своего отца, поняв, что тот приходил в дом. Исмаиль (алейхи салям) спросил у своей жены:

- Сегодня кто-нибудь приходил к нам?

- Да, сегодня приходил один старый человек со светлым и сияющим лицом. Он спрашивал тебя, а так же спросил, как мы живем. Я сказала, что у нас все хорошо.

- Хорошо, он что-нибудь передавал мне?

- Да, он передал тебе салям, и просил, чтобы ты хорошо смотрел за порогом двери.

В ответ на это, Исмаиль (алейхи салям) сказал:

- Это был мой отец. А ты – порог моего дома. Мой отец повелел мне заботиться и хорошо относиться к тебе. Ты и раньше была дорога мне, а сейчас стала еще дороже.

Спустя какое-то время, в соответствии с повелением Всевышнего Аллаха, Ибрахим (алейхи салям) снова отправился в Харам. В этот раз ему было приказано отстроить заново Бейтуллах, и это означало, что он сможет провести со своим сыном больше времени.

В то время, как Ибрахим (алейхи салям) прибыл в Мекку, Исмаиль (алейхи салям) сидел под деревом, недалеко от источника Зам-зам, и точил стрелы. Завидев отца, он с большой радостью и уважением встретил его, поцеловав ему руки. Отец и сын крепко обнялись.

- О, сынок! Поистине, мой Господь повелел мне совершение великого дела. Поможешь ли ты мне? - обратился Ибрахим (алейхи салям) к сыну. - Всевышний Аллах повелел мне построить здесь один дом.

В то время место, где прежде находилась Кааба, выдавало лишь небольшое возвышение над землей. Со временем, сели и наводнения разрушили Каабу, и от нее остался только фундамент. Ибрахим и Исмаиль (алейхима салям) расчистили фундамент Каабы и начали возводить стены. Исмаиль (алейхи салям) приносил камни, а его отец выкладывал из них стены.

И вот когда стены Каабы стали уже достаточно высокими, Исмаиль (алейхи салям) принес камень, который сегодня известен как «Макаму-Ибрахим». Ибрахим (алейхи салям) использовал этот камень как подставку, вставая на него ногами. На этом камне отпечатались следы его ног. Когда же строительство Дома Аллаха было закончено, отец с сыном обратились к Всевышнему с дуа, о принятии этого дела:

وَإِذْ يَرْفَعُ إِبْرَاهِيمُ الْقَوَاعِدَ مِنَ الْبَيْتِ وَإِسْمَاعِيلُ رَبَّنَا تَقَبَّلْ مِنَّا ۖ إِنَّكَ أَنتَ السَّمِيعُ الْعَلِيمُ

«И вот Ибрахим и Исмаиль подняли основание Дома (Каабы – фундамент, оставшийся от Адама, а затем, воздвигнув стены, они обратились к Аллаху с мольбой): «О наш Господь, прими от нас (строительство Каабы)! Поистине, Ты – Слышащий, Знающий» (аль-Бакара 2:127).

После того, как строительство было завершено, Ибрахим (алейхи салям) по повелению Всевышнего Аллаха, взойдя на гору Кубайс (а в соответствии с другим риваятом - встав на камень Макаму-Ибрахим), объявил людям о необходимости совершения хаджа:

- О, люди! Всевышний приказывает вам совершение тавафа вокруг Его Дома. О, люди! Примите повеление вашего Господа!

Этот голос услышали все верующие мужчины и женщины. Хадж стал уделом тех, кто ответил на этот призыв словами «Ляббайк». Более того, сколько раз человек произнес «Ляббайк», столько раз он сможет совершить хадж до своей смерти.

Пусть же Аллах удостоит всех нас возможности посетить эти святые места, и припасть лицом к Дому Аллаха.

Продолжение следует...

Камиль хазрат Самигуллин

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана