Исламское образование в России развивается довольно стремительно. Есть свои успехи, причем, как показывают данные разных мониторингов – неплохие, но остаются еще и проблемы. Однако большинство экспертов, причастных к делу исламского образования, уверены в том, что оно должно стать и станет конкурентоспособным.
Одним из «борцов» за развитие исламского образования в России, безусловно, является Рафик Мухаметшин, профессор, председатель Совета по исламскому образованию России, ректор Российского исламского института в Казани.
Рафик Мухаметшович неоднократно поднимал такие проблемы, как единый стандарт для средних мусульманских учебных заведений, единые программы и учебники, проблемы магистратуры (кого туда принимать), аспирантуры и написания сугубо теологических диссертаций. Одним из остро стоящих вопросов остается определение понятий «исламоведение», «религиоведение» и «исламская теология».
На недавно прошедшей научно-практической конференции в Махачкале «Духовно-нравственные ценности в исламской культуре» этот вопрос вызвал жаркую дискуссию. И Рафик Мухаметшин прямо заявил, что «сегодня идет явная профанация и размывание граней между этими понятиями. Исламом будут заниматься все, кому не лень, а мусульмане останутся ни с чем. Поэтому мы сами должны заниматься и богословием, и наукой, и составлением учебных материалов».
После этой конференции нам удалось немного пообщаться с Рафиком Мухаметшевичем на тему исламских ценностей, исламского образования в России.
Рафик Мухаметшович, в чем же заключаются исламские ценности?
Казалось бы, духовные ценности Ислама – избитая тема, но если смотреть глубже, там действительно много тем, которые сегодня необходимо поднимать. Сегодня мы обсуждаем проблемы исламского образования, это очень важная тема – как строится образование наших детей. Когда поднимаем тему образования, сразу возникает вопрос: как прививать духовные ценности детям, если у них абстрактное представление об Исламе? Насколько их представление об Исламе связано с историческими корнями, чувствуют ли ребенок себя представителем того или иного народа? Если ребенок родился на Кавказе, он, в первую очередь, мусульманин. Но, тем не менее, он должен знать историю своего народа, родного края. Должен знать, когда и как распространялся Ислам на Кавказе. Ведь сахабы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) принесли на эту землю Ислам. Вот если человек не знает этого, те ценности, которые у него есть, как он считает, у него работать не будут.
Здесь проблема в чем? Исламская молодежь искренне верует, но не чувствует привязанности к Родине, и это создает проблемы. Юноша, обучившись за рубежом, приезжает на родину и пытается реализовать то, чему его учили, но он не адаптируется к тем реалиям, которые его окружают. Его не понимают, потому что здесь есть адатная система, своя история, то есть возникает много разногласий, проблем. Когда мы говорим о духовных ценностях Ислама, это вовсе не означает, что человек должен абстрактно изучать духовно-нравственные ценности Ислама, нет, мы должны знать свою историю, своих богословов, ученых.
Как вы считаете, в России есть духовно-образовательные центры, которые способны решить эту задачу?
Вообще, сегодня невозможно представить развитие Ислама без образовательных центров. Они, в принципе, уже появились и довольно успешно функционируют несколько лет и у нас в Казани, и в Дагестане, и в Грозном, и в Нальчике. Эти крупнейшие мусульманские центры будут способствовать решению тех вопросов, которые возникают у мусульман.
Как вы считаете, нужны ли вузы, образовательный процесс в которых включает в себя преподавание и так называемых светских дисциплин, и религиозных? Или они все-таки должны существовать отдельно?
Интересный вопрос. Возьмем, к примеру, революционные медресе. Проблема в том, что мы сегодня не можем сравнивать революционное медресе с религиозными учебными заведениями нашего времени. Потому что мусульмане Российской Империи могли учиться только в религиозных, сугубо конфессиональных учебных заведениях. Это говорит о том, что у них не было светского образования.
Сегодня важно совмещать как религиозное, так и светское образование и вводить в учебные планы разносторонние предметы. Ведь наши дети учились в светских школах. Десять лет их обучали основам математики, физики, химии, и поэтому мы должны уделять больше внимания религиозному образованию. Но проблемы возникают, и это связано, с одной стороны, с получением глубоких знаний, с другой стороны, с получением специальности, чтобы посредством знаний найти место в жизни, трудоустроиться. Ведь это довольно сложно сделать, особенно молодым. Поэтому, если религиозный вуз будет давать религиозные знания и одновременно специальность, например, по теологии, то выпускник сможет найти хорошую работу. Например, наши выпускники Казанского исламского института работают экспертами в аппарате президента, в администрациях, имамами, то есть у них достаточно широкий выбор.
Сегодня важно дать мусульманской молодежи не просто знания, мы должны готовить их к жизни, а в этой жизни без специальности очень сложно.
Вы сказали, что ваши студенты имеют возможность трудоустроиться. Но, думаю, так везет не всем. Учитывая все сложности, нужны ли российскому обществу вузы такого типа, востребованы ли они?
Сегодня, говоря о религиозном образовании, очень важно знать, что оно из себя представляет. Религиозное образование – это, прежде всего, подготовка религиозных деятелей. Но религиозное образование – это и подготовка мусульманской интеллигенции. Это еще более важно, потому что исламофобское настроение окружает нас повсюду. Говорят, что мусульмане необразованные. Я считаю, что сегодня иметь мусульманскую интеллигенцию намного важнее, чем иметь несколько имамов в мечетях. Ведь в мечетях они ограниченны в пространстве, а мы живем в современном обществе, и мусульманская интеллигенция очень важна. И все наши образовательные центры в России: в Москве, Казани, Уфе, Махачкале, Грозном и Нальчике – это подготовка мусульманской интеллигенции.
Рафик-хазрат, спасибо вам за столь объемные и содержательные комментарии. Удачи Вам и успехов!
Муслимат РАДЖАБОВА
www.islam.ru