29 июля 2016 года в Казани состоялось историческое событие — в столице Татарстана сдали в печать обновленную версию знаменитого на весь мир «Казанского Корана» («Казан басмасы»). Перед тем как собственноручно запустить печатный станок, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин дал интервью главному редактору интернет-портала «Россия для всех» Радику Амирову.
— Уважаемый муфтий! Разрешите поздравить вас с этим знаменательным событием и позвольте задать вопрос относительно начала печати Корана. Разве этот вариант может отличаться от изданных ранее?
— Отличаться, конечно, не может, Коран один для всех. Мы говорим о том, что тот вариант Священного писания, который мы сегодня запускаем в печать, — это ориентированное на российских мусульман издание. В течение долгого времени специалисты нашего духовного управления вели кропотливую работу по доведению старинного издания до современных международных стандартов. Мы исправили допущенные ранее при печати ошибки. Ошибки эти чисто механического плана. Новое издание соответствует древнему списку Усмана.
Одной из отличительных черт нового издания можно смело назвать улучшенные огласовки, буквы имеют более четкое очертание. Эта версия ориентирована, повторюсь, на россиян. Ранее при прочтении и изучении Священного писания мусульман сталкивались с более арабизированной версией, которая была заточена именно для стран арабского мира.
— Мы много говорим о том, что именно Россия была и остается примером для многих стран в плане открытости ислама, мирного отношения к немусульманам. Я имею в виду в том числе и печать Корана. Скажите, когда на территории нашей страны был впервые напечатан Коран?
— В Санкт-Петербурге по указу Екатерины II в 1787 году по специальным шрифтам муллы Гусмана. Через несколько лет шрифт был перевезен в Казань и он стал называться «Казан басмасы» («Казанский Коран»). Как мы говорим, именно с Казани началось триумфальное шествие Книги по всему миру из-за ее доступности. Россия как часть исламского мира с тех времен имеет важное геополитическое значение во многих странах, потому что именно в России издавался и уже издается Коран для мусульман. Казань с давних пор является одним из центров исламской цивилизации, культуры и образования. Это не только Россия в целом, это Средняя Азия, Кавказ, страны арабо-мусульманского мира.
— А когда первый Коран был напечатан, скажем, в Саудовской Аравии?
— В 1984 году.
— И это в арабской стране, на территории которой Коран и был ниспослан?!
— Да, именно так. К тому времени в России, давайте вспомним, первый Коран напечатали 200 лет назад. Удивительно? Возможно.
Запомните одну поговорку, я прошу, это очень важно. «Коран был ниспослан в Хиджазе (Мекке), прочитан в Каире, написан в Стамбуле, а напечатан в Казани». Это не мы придумали. Это арабо-мусульманский мир так о нас говорит в течение более двух столетий. Двух столетий!
— Наверное, были те из братьев из-за рубежа, кто говорил: «А давайте мы вам привезем свои книги»...
— Что же тут скрывать — были. Нам предлагали и излагали очень тонко. «У нас много общего, мы решили вам помочь, вот возьмите, совершенно по-братски, бесплатно». Но мы также тонко отказались. «Вы знаете, опыт печатания в России исламских книг опережает ваш опыт на два века. Спасибо, мы сами. Для этого есть все возможности и помощь от государства».
— Вы согласны с тем, что образование есть защита от терроризма?
— Я сказал бы, что именно так и обстоит дело. Образованный по исламским традициям человек, у которого в арсенале не автоматы, не снаряды, не мины, а именно Коран и другие книги, никогда не поднимет руку на людей, не пойдет давить грузовиком беззащитных в Ницце, не убьет священника, перерезав ему горло, не откроет огонь по детям и старикам. Наш Пророк никогда и никого не убивал.
Терроризмом больны невежественные, безграмотные и больные люди. В исламских книгах упоминается, что «настанет время, когда мир покроют черные флаги, а их [несущих эти флаги] сердца покрыты мраком, подобны камню». От действий террористов ИГИЛ (организация запрещена в России) страдают в первую очередь именно мусульмане, потому что открытая война идет на территории исламских стран. И в Ницце под колеса преступника попали в том числе мусульмане.
Оружие в руки берут не мусульмане, а безграмотные, слабые духом люди.
— Понимаете, уважаемый муфтий, мы много говорим об этом. Но вот пример. Боевики ИГИЛ сбивают вертолет, в составе экипажа которого — татарин и русский, наши соотечественники — летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин. Все мировые каналы крутят кадры, как борт падает под крики боевиков ИГИЛ «Аллах Акбар!».
— Повторюсь, эти боевики ИГИЛ сражаются под любыми лозунгами и флагами. Им дай только подраться и пострелять. Для них неважно, кого убивать и за что убивать. Они и друг на друга оружие направляют! А про публичные казни вы сами прекрасно знаете. Так как же их можно назвать мусульманами?! Кто им давал право выступать от имени правоверных? Кто у них духовный наставник? Кто у них муфтий? Кто им пишет проповеди? Да они сами что хотят, то и проповедуют, когда хотят, тогда и молятся. И у них нет никакого образования. Да, используют исламские лозунги. Да, неприятно видеть, как режут горло ни в чем не повинных людей с призывом бороться против неверных. Но ведь все эти боевики — люди с низким образовательным статусом, многие даже школьной парты не видели, знают только, как грабить и убивать. Они автомат с закрытыми глазами разберут и соберут, а ни одной буквы не знают, ни одной книжки в руках не держали. А мировые каналы — что? Лишний раз показать, вот-де настоящее мусульманское лицо... А в кадре боевик.
А у нас, в России, исламское образование поставлено на широкие рельсы. Государство полностью поддерживает наши проекты, берет на себя расходы по обучению, печати книг, открытию медресе, вузов.
Возьмем, к примеру, Болгарскую исламскую академию. Тема не сходит с повестки дня, потому что крайне актуальна. Совет муфтиев России, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Центральное духовное управление мусульман ведут постоянную работу по этому направлению. Мы все едины во мнении, что академия нужна для продолжения обучения бакалавров. Вот видите, когда-то нужны были медресе — со временем открыли. Потом встал вопрос об исламских вузах — теперь в России несколько таких высших учебных заведений. На повестке дня — исламская академия. Сделаем!
— Как прокомментируете события в Турции?
— Это большой урок для всех нас, не только для турков. Любой стране нужна стабильность. Если представить, что Земля — это один большой дом, а квартиры представляют собой те или иные страны... Так вот: если электричество вырубить, то накроет не избранные квартиры, а весь дом накроет мраком.
Хорошо, что все относительно мирно в Турции завершилось, хотя, конечно, искренне жаль погибших.
Одним словом, для всех нас крайне важна стабильность, а не метания и шарахания из стороны в сторону. Это касается и поведения в жизни, и культуры, и образования. Да и простых человеческих будней.