Учителя духа, в отличие от преподавателей вероучения, появляются в этом мире не по желанию людей

22 апреля 2014 года 12:23

Некогда популярнейшее среди татар произведение было презентовано в Казани
 

КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ АККОРД

В минувшую пятницу в Казани издательский дом «Хузур» ДУМ РТ провел долгожданную презентацию книги выдающего татарского богослова Таджетдина Ялчыгола «Рисаля-и Газиза («Книга для Газизы»). Автор книги, оставивший огромный след в истории духовной культуры татар, нынче мало известен широкой аудитории. Однако его имя хорошо знают специалисты, которые исследуют творчество мыслителя в рамках своих диссертаций и научных работ и собираются на специализированных чтениях, посвященных его памяти. К слову сказать, у Таджетдина Ялчыгола было много видных потомков. Среди них и Асгат Ахметович Сафаров, для татарстанцев в представлении не нуждающийся. Самого генерала Сафарова, взявшего на себя все расходы по изданию книги своего прадеда, вчера на мероприятии не было. Пришла его мама и правнучка Таджетдина Ялчыгола в 7-м поколении Накия ханум, которая несмотря на свой почтенный 90-летний возраст до сих пор занимает активную жизнеутверждающую позицию.

На презентации книги Ялчигола в Национальной библиотеке РТ: муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин и правнучка Ялчигола в 7-м поколении Накия ханум Сафарова 

Публикация в ИД «Хузур» (директор Ришат Хамидуллин) почти 500-страничного труда татарского религиозного классика в год, объявленный ДУМ РТ годом возрождения религиозных традиций, стала своеобразным кульминационным аккордом к годовщине пребывания на посту муфтия РТ Камиля хазрата Самигуллина. Само это издательство было организовано по его личной инициативе и за короткий срок совершило весьма внушительный марш-бросок. Так, с момента своего создания в июне в 2013 года издательский дом опубликовал 22 книги общим тиражом 110 тыс. экземпляров, запустил 8 новых интернет-ресурсов, один из которых — мусульманское радио, а другой — интернет-медресе с массивным объемом видеоконтента. Для имамов республики издательство начало печатать журнал «Шура» и продолжило выпуск газет «Умма» и «Дин ва магыйшат» на русском и татарском языках соответственно, общим тиражом 70 тыс. экземпляров. Была налажена и публикация аудиокниг (уже выпущено 2 книги тиражом 10 тыс. экземпляров) и специализированных приложений для мобильных устройств (сейчас запущено 2 приложения и идет разработка еще 2-х).

На презентации книги Ялчигола в Национальной библиотеке РТ  

Далеко не каждое духовное управление мусульман в России может похвастать такими результатами своей деятельности. А ведь ИД «Хузур» лишь только часть в общем объеме проводимой нами работы.

«КНИГА ДЛЯ ГАЗИЗЫ»

«Рисаля-и Газиза» прежде уже выпускалась на кириллице. Первоначально на страницах журнала «Мирас», а после и в издательстве «Иман». Однако на этот раз «Хузур» подготовил к публикации более адаптированный для современного татарского читателя вариант.

Работа Таджетдина Ялчыгола в дореволюционный период была одной из самых популярных среди татар книг. Как отмечает сам автор, он написал ее в 1221 году по мусульманскому летоисчислению, что на григорианский календарь отдельными исследователями переводится по-разному: либо это соответствует 1806, либо 1797 году. Первоначально книга получила свое хождение среди татар в рукописном виде. А в 1847 году, уже после смерти автора, она была издана типографским способом сначала в столице российской империи Санкт-Петербурге, а затем в 1850 году в Казани.

 Книга Ялчыгола «Рисаля-и Газиза», изданная ИД «Хузур»

После этого произведение многократно переиздавалось. В некоторые годы выходило по два и даже по три издания «Книги для Газизы». Исследователи смогли насчитать более 40 изданий знаменитого сочинения Таджетдина Ялчыгола. Известно, что его читали Габдулла Тукай, о чем он писал в своих воспоминаниях, Маджит Гафури и другие светила татарского народа. Без всякого преувеличения можно сказать, что «Рисаля-и Газиза» была по-настоящему народной книгой и по сей день являет собой яркую жемчужину в духовной сокровищнице татарской нации.

Труд был написан автором как комментарий к другой не менее распространенной среди татар книге «Сабат аль-аджизин» Суфи Аллахияра, потому он и построен в средневековой стилистике шарха, т.е. «толкования». Сначала здесь дается двустишье из исходного произведения Суфи Аллахияра, а затем приводится его авторское толкование на языке поволжского тюрки того времени. При этом во многих случаях Таджетдин Ялчыгол выходит за рамки простого объяснения оригинала. Он дополнительно приводит множество подробностей тем сюжетам, которые лишь контурно обозначены в изначальном тексте, присовокупляет к нему различные рассказы и короткие стихи собственного сочинения, а также принадлежащие перу других авторов. «Поэтому представляется правомерным, — отмечает немецкий исследователь Михаэль Кемпер, — считать «Рисала-и Газиза» самостоятельным прозаическим произведением».

 Таджетдин Ялчыгол в представлении художника Рушана Шамсутдинова

Таджетдин Ялчыгол, как он сам указывает в начале своей работы, написал книгу в ответ на настойчивые просьбы своей дочери Газизы растолковать труднодоступное для понимания «Сабат аль-аджизин». Потому созданный им труд он и посвятил ей, дав своей работе такое необычное название — «Книга для Газизы». Помимо прочего этот факт указывает на то, что книга «Рисаля-и Газиза», в которой излагаются основы мусульманского вероучения и морали, была составлена в доступной для молодежи форме. Неслучайно, ее часто использовали в качестве учебного пособия в татарских школах-медресе, что повлияло на многих выдающихся деятелей татарского народа, которые до революции практически все без исключения были выпускниками этих религиозных школ.

ТРИ ГРАНИ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМА

С содержательной точки зрения, «Рисаля-и Газиза» делится на две смысловые части. Во-первых, здесь мы видим изложение основ мусульманской догматики с позиции матуридитской богословской школы. Во-вторых, автор дает подробное наставление о том, как идти по суфийскому пути и достичь Божьей милости. И то, и другое являют собой две грани того, что в последние годы начали называть «традиционным исламом».

Традиционный ислам — это не идеологический конструкт нашего времени, а исконная традиция ислама, которая восходит к самому Пророку. Известное предание гласит, что однажды к Божьему посланнику явился незнакомец и задал несколько вопросов: «Что есть вера?», «Что есть богослужение?» и «Что есть добродетель»?. Отвечая на первый вопрос благословенный Пророк перечислил шесть основных догматов мусульманской веры, отвечая на второй вопрос он назвал пять т.н. столпов ислама, т.е. пять главных видов исламского богослужения и, отвечая на третий вопрос, рассказал про искренность, являющуюся основой всего религиозного пути человека.

Участники чтений Ялчыгола на его могиле в селе Имянлебаш РТ (сентябрь, 2013) 

Со временем из этих вопросов выросли три базовых дисциплины, в недрах которых и происходит духовно-нравственное становление личности в исламе: догматическое богословие (акыда), каноническое право (фикх) и духовная этика (тасаввуф). Постижение всех трех дисциплин через следование соответствующим школам и составляет собой ядро и суть понятия, которое теперь обозначается как «традиционный ислам».

Исторически татары в вопросах догматики следовали матуридитской школе, в вопросах канонического права — ханафитскому толку, а в вопросах духовной этики — сперва ясавийской школе, а затем накшбандийскому тарикату. Сегодня можно часто встретить утверждения, в которых традиционный ислам отождествляется исключительно с ханафитской школой (мазхабом) мусульманского канонического права. Такое отождествление будет верным только отчасти. Традиционный, т.е. исконный, ислам может быть по-настоящему лишь тогда, когда в жизни человека присутствуют все три его составляющих.

УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК

В последние годы ДУМ РТ прилагает немало усилий по возрождению подлинного, традиционного ислама среди верующих татар. Относительно просто это сделать в отношении первых двух дисциплин: вероучительной догматики и канонического права. Ведь и то, и другое относится к сфере, как говорят философы, интеллигибельного, т.е. умопостигаемого знания, которое можно упаковать в книги и обучать ему за партой в классе.

Однако духовная этика — наука совершенно другого рода. Ее невозможно изучить по книгам. Здесь ключевым фактором является наличие рядом с путником живого духовника, наставника, который помогает ищущему пройти через все тернии внутреннего Пути, обойти все уловки собственного эго и достичь состояния душевной незамутненности, полной осознанности, что и позволяет постичь тайну Бога, познать сокровенное основание мира.

Могила Ялчыгола в селе Имянлебаш

В годы атеистических репрессий в татарском народе уничтожали все, что имеет отношение к исламу. Особенно от атеистического прессинга пострадала суфийская традиция, ибо она может передаваться только живой нитью от сердца к сердцу, а в условиях физического уничтожения духовных учителей подобное стало невозможным. Сейчас эта традиция ислама начинает возрождаться в нашем народе. Но ускорить данный процесс, как бы того кому-то ни хотелось, мы не в силах: учителя духа, в отличие от преподавателей вероучения и канонического права, появляются в этом мире не по желанию и не по воле людей.

Известная древняя мудрость гласит: «Учитель приходит тогда, когда появляется ученик». Книга «Рисаля-и Газиза» открывает перед нами чарующие горизонты духовного пути человека. Кто, прочитав эту книгу, сможет понять в ней главное, тот и будет готов стать тем самым учеником, в ответ на зов сердца которого Господь дарует людям наставников души.

Рустам Батыр, 

первый заместитель муфтия РТ

Бизнес-онлайн

Другие журналы

Секты – ответ оппозиции

04 декабря 2011 года 20:00

Вопрос улему

04 декабря 2011 года 19:56
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей