Коранические мотивы в творчестве Рената Хариса

27 февраля 2013 года 15:43

В душе нашей – рана нашего времени!

Есть ли средство его исцелить?[1]  Р. Харис. Сонет о молитве

Татарские поэты начиная с 90-х годов прошлого века всё чаще обращаются к кораническим мотивам. Пророки, ангелы становятся ключевыми персонажами произведений (поэмы Р. Хариса Два ангела” (2001), З. Мансурова “Поиски Пророка” (2003), А. Махмудова “Пророк” (2007)). Даже беглое знакомство с современной поэзией позволяет выявить частоту употреблений слов “пророк” и “ангел”. Отказ от коранических мотивов, характерный для советской татарской литературы, обернулся отказом от вековой поэтической традиции, что привело к деформации художественного мира и унификации.

В 90-е гг. XX столетия, на волне религиозного ренессанса, стремясь преодолеть духовный вакуум, к этой теме обращается Харрас Аюп (1946–2008): “Йа, Илахым!”, “Сердце и дыхание дал тебе Бог...”, “Молитва”, “Сотворение мира” и др. В фокусе внимания поэта оказалась духовно-нравственная составляющая религиозной обрядности. Сущность намаза становится ключевой темой его стихотворения “Пятикратная молитва”. Стремясь подчеркнуть, что Ислам для наших предков был не столько религией, сколько образом жизни, Х. Аюп стремится зафиксировать в произведении течение времени, которое регламентируется обрядовыми действиями.

Образ мечети становится ключевым в стихотворении Айдара Халима “Баллада о минарете с полумесяцем” (1996). Она выступает в произведении в качестве сакрального пространства человека, духовного ориентира. Пафос дидактизма становится преобладающим в стихотворении, посвящённом вечным вопросам человечества.

Стремясь подчеркнуть свою религиозную идентичность, татарские поэты используют суры Корана в качестве эпиграфа [Р. Харис. “Великая весть” (сура 78 – “Ан-Наба (Весть)”]; Л. Шагирджан. “Мировой рынок, или новая «Американская трагедия»” [сура 42 – “Аш-Шура (Совет)”]; Р. Рахмани. “Алла хакы” [сура 1 – “Аль-Фатиха (Открывающая Коран)”].

В период переоценки духовных и идеологических ценностей ряд поэтов стал ратовать за то, чтобы современное общество начало руководствоваться нормами Шариата (по аналогии с некогда действовавшим “Кодексом строителя коммунизма”). Для утверждения новых идеалов Р. Рахмани в ряде своих стихотворений цитирует аяты Корана [сура 112 “Аль-Ихлас (Очищение веры)”], сура 1 – “Аль-Фатиха (Открывающая Коран)”, сура 108 – “Аль-Каусар (Изобилие)”, сура 109 – “Аль-Кафирун (Неверующие)”, сура 113 – “Аль-Фаляк (Рассвет)”, сура 114 – “Ан-Нас (Люди)”, сура 36 – “Йа Син”].

Тема поэта и поэзии становится ведущей в стихотворении “Татарские поэты” (2006). Цитаты из сур Корана Р. Рахмани использует в качестве эпиграфа и ключевой мысли произведения. Размышляя о горестной судьбе Дардменда, поэт использует цитату из 69-го аята суры “Йа Син”: “Мы не учили его (Мухаммада) поэзии, и не подобает ему это (стихосложение)…» ), чтобы подчеркнуть сакральность поэтического дара. Автор с горечью констатирует, что его современники недооценивают значение поэзии: «Поэт здесь оказался в мусорной яме, / Он уже без защиты в этой стране». Имплицитно в произведении возникает антитеза настоящеепрошлое, когда древние поэты были мудрецами ханов. В то же время Р. Рахмани размышляет о сущности настоящего искусства слова: «Нация, чувствительная к ветру, который вьёт не по дороге поэта, сеющего пустые мечты и бредовые мысли, будет ли признавать его своим?»

Ренат Харис обратился к этой проблематике ещё в 1970-е годы. Именно тогда поэт написал цикл стихотворений «Обзор сур из Корана». Это было время гонений на религию, когда пропаганда религиозных ценностей была под запретом. Однако «ветры эпохи» оказались не в силах погасить жар поэтического сердца, стремящегося прикоснуться к вечным ценностям. Так родилось стихотворение «Великая весть». Оно написано на волне развернувшейся в стране борьбы с тунеядством. Поэт обращается к современникам с нравственной проповедью о ценностях труда. Стремясь утвердить свой идеал, он отталкивается от вечных истин, закреплённых в Священном Писании [сура 78 – «Ан-Наба (Весть)»] – Коране.

Р. Харис убеждён, что жизнь людей, ожидающих «манны небесной» (падения цен), без активной трудовой деятельности становится бессмысленной. Отсутствие чётких нравственных ориентиров может обернуться безволием: мечта о золотых горах может привести ленивых людей не только к Богу, но и к Дьяволу. Р. Харис воспевает в своём стихотворении ценности труда. Поэт, верный правде, указывает, что на этом пути человека ждут немалые трудности, однако это не пугает его современников.

Цикл “Обзор сур из Корана” объединяет около десяти стихотворений, где ключевым становится образ современника. Размышляя о назначении мужчин, поэт опирается на суру 76 из Корана. Р. Харис воспевает творческий потенциал своих современников, для чего прибегает к образу дороги от тьмы к свету: «Нас рождается много, / Со временем нас становится всё меньше. / Мы из тьмы к свету, / От неизвестного к известному, / От безнадёжности к надежде / Строим дороги». Размышляя о миссии мужчин, поэт указывает, что им издавна предназначено стать защитниками родины, нации, семьи. Авторитет главы семейства предполагает и чувство глубокой ответственности: «ему уверенно доверяют и поводья лошадей, и поводья трудовых обязанностей, и поводья власти». Р. Харис обращается к образу руководителя, столь популярному в литературе этих лет. Так постепенно утверждает он свой идеал чиновника, который всем сердцем предан своей работе и отдаёт себя без остатка. Этот идеал получил зримое воплощение в образах героев нашего времени: Ташкента-агая, кума нефтяника, автора-поэта в романе в стихах “Безымянные” (2002).

Рисуя портрет идеального мужчины в цикле “Обращение к Корану”, поэт утверждает ценности рыцарского служения женщине. Важную роль играет в стихотворении рефрен: “Зачем природа делает так: вначале много нас, а потом нас становимся всё меньше и меньше?” Поэт стремится достучаться до сердец своих современников, чтобы сориентировать их на вечные ценности и вывести на истинный путь.

Поэт создаёт удивительные по силе образы, черпая вдохновение в Коране. Развивая тему служения правде и истине, он создаёт слово-образ “целовать огонь”: “Говорить правду о политике, троне, личности, авторитете и счастье – во все времена было равносильно целованию огня”. В этом проявилось новаторство поэта. Чтобы ярче заявить о собственной позиции, он прибегает к коранической образности, например “волос, протянутый из строк стихов в ад”. Р. Харис предъявляет свои требования поэтам: “Говорить правду о цветках и бабочках – ещё не подвиг”. Таким образом, он ратует за активную творческую позицию.

Размышляя о предназначении женщины, поэт опирается на духовный потенциал суры 4 – “Ан-Ниса (Женщины)”. Поэт, верный национальным идеалам, уверен, что место женщины – в семье. Поэт обожествляет её власть: женщина превращает юношу в мужчину. В ответ “сильная половина” человечества обязана проявить безграничную заботу по отношению к женщине, чтобы её судьба не повторила участь “сломанной ветки дерева”, “надкушенного яблока”, “растоптанного цветка”.

У Р. Хариса встречаются стихотворения, посвящённые отдельным сурам Корана [сура 44 – “Ад-Духан (Дым)”, сура 45 – “Аль-Джасийа (Коленопреклонённые)”, сура 48 – “Аль-Фатх (Победа)”]. В стихотворении “Дым” по воле поэта стихия огня приобретает не только зримые конфигурации, но и плоть: огонь полыхает в “языке, политике, намерениях, нравственности, сердце, сознании, движении”. Дым “превращается” в метафору: это правда факта, которую невозможно скрыть от народа.

Чтобы подчеркнуть сакральный характер молитвы, поэт включает слово “молитва” в название стихотворений: “Нужные нам молитвы” (1999), “Сонет о молитве” (2010) и др.

В стихотворении “Нужные нам молитвы” Р. Харис размышляет о смысле человеческой жизни. Поэт уверен, что слово Божье, произнесённое человеком при жизни, убережёт его душу от забвения. В стихотворении “Сонет о молитве” Р. Харис рассуждает о природе человека: он сомневается в искренности тех, кто ещё недавно боролся с религией, называя её “опиумом для народа”, а сегодня примеривает на себя должность муллы, духовного лидера мусульман. И в то же время ратует за обретение каждым своей тропы к Богу: “В душе нашей – рана нашего времени! Есть ли средство его исцелить?”

В стихотворении даёт о себе знать пафос покаяния: признание ошибок, заблуждений. Поэт не старается угодить читателю, он бескомпромиссен в утверждении своих идеалов. При этом его мировоззрение отличается толерантностью. Пламенная душа поэта открыта ценностям мировой культуры.

Вершиной творчества Р. Хариса стало либретто балета “Сказание о Юсуфе”, созданное в содружестве с композитором Леонидом Любовским. Вклад деятелей культуры в возрождение духовных ценностей был по достоинству оценен Правительством Российской Федерации. В 2006 году в Кремле они получили из рук Президента РФ В.В. Путина высшую государственную награду – Государственную премию Российской Федерации.

 

P. S. Народный поэт Республики Татарстан Ренат Харис (Ренат Магсумович Харисов) в 2012 году включён в Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

Фарида Хасанова,

кандидат филологических наук, доцент, заведующая отделом литературоведения Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан

islam.ru

 

Другие журналы

Исламский дизайн

19 декабря 2011 года 16:28

«Джамаат Таблиг» в Татарстане

19 декабря 2011 года 16:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей