string(55) "http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1179.html"
01.02.2013 12:03

В Российском исламском университете (РИУ) Казани завершается сессия для студентов заочного отделения. В общежитии на четвертом этаже на Газовой, 19 царит чемоданное настроение, стало вновь шумно, как в первые дни сессии.

В середине января, когда началась учеба, в коридоре и комнатах стоял сплошной гул. Около полутораста заочников, приехавших из разных областей необъятной матушки-России, да что там России, со всего СНГ, не могли наговориться до глубокой ночи, как близкие родственники, давно не видевшие друг друга. Не все студенты смогли устроиться на Газовой из-за недостатка мест: на заочном отделении одного только теологического факультета - 447 фамилий, не считая факультетов шариатских наук, лингвистики, экономики.
Ближе к столу преподавателя предпочитают садиться заочники-имамы
В первые дни от лекций до половины седьмого вечера с непривычки болела голова.
- Это от мозгового штурма , - пояснил 2-курсник, лор-врач из Башкирии Рамиль Мустаев. - Клетки мозга напряжены и требуют питания.
Он дал мне мне таблетки, и голова постепенно прояснилась. Рамиль Искандарович не единственный врач среди студентов, в одной из комнат проживает хирург. Народ в общежитии собрался разношерстный, с разным уровнем подготовки, от заочников с дипломами Аль-Азхара и Мединского университета до тех, кто только начал осваивать арабскую графику в подготовительном отделении. Около трети студентов - действующие имамы, их в шутку называют "кадровыми муллами".
Утро заочников начинается с намаза в мечети "Энилар" напротив здания РИУ. "Аминь" после чтения фатихи здесь не произносится вслух (по ханафитской традиции), но иногда кто-то из сотен молящихся в тишине громко да возгласит "аминь" - то ли по забывчивости, то ли из-за принципа.
С этими местными парнями из гр. 5101 можно было и в лихие 90-е годы пройти в полный рост по Казани


На обратном пути из мечети сталкиваюсь со студентом-муфтием, главой правоверных республики Коми Валиахмадом Гаязовым. Спрашиваю у него, какими темпами идет реализация халяльной оленины, налаженной в Коми три года назад. Муфтий говорит, что дело пришлось свернуть, поскольку оно показалось партнерам слишком трудоемким: на халяльный забой одного северного оленя уходит двадцать минут, это слишком много, решили партнеры, за это время можно забить десяток животных "обычным" способом.
У другого муфтия, Тагира Бикчантаева из Кемеровской области, интересуюсь, зачем ему, окончившему Аль-Азхар и несколько медресе, дополнительное исламское образование.
- Жизнь не стоит на месте, надо постоянно совершенствоваться, повторять пройденное, учить новое, дома я не всегда могу себя заставить сесть за книги и лекций, а тут хочешь не хочешь обязываешь себя заниматься, - говорит хазрат.
В РИУ учится около десяти заочников из Кузбасса, по мере возможности Тагир Бикчанаев помогает землякам ориентироваться в усуль аль-фикхе и других шариатских науках.
К третьему курсу численность студентов-теологов моего потока уменьшилась (по семейным, финансовым и иным обстоятельствам). На первом курсе нас было более 60 человек, сейчас по списку 37, поэтому две группы объединили в одну под номером 5101.
В перерывах между занятиями студенты группы 5101 гр. читают местные и привозимые мусульманские СМИ
Треть заочников имеют высшее светское образования. В группе семь действующих имамов с дипломами медресе - из Саратовской, Кемеровской, Свердловской, Оренбургской областей, районов Татарстана. Интересные персоналии собрались в группе "5101". Это и Ильдар Хужа, сыгравший в фильме "Минем заманым" роль босса, криминального авторитета. Это и Абдулла Филиппов, организовавший в Казани реабилитационный центр и общественную организацию помощи наркозависимым "Возрождение". Это и незрячий имам Фанис Мингараев, добрая душа, стремящаяся делать добро людям на каждом шагу. На днях, услышав, что заряд батареи на моей видеокамере быстро садится, он тут же предложил помощь, стал звонить в магазины. Стоя на автобусной остановке, Фанис по звуку определяет, нужный автобус.
О каждом из этих братьев можно писать отдельное произведение. О князе Аширове и "сибирском мусульманском полке" мы уже рассказывали в материале "Сибиряки в РИУ" .
Групповой мозговой штурм перед зачетом
Сегодня в России растет новое поколение этнических мусульман, родители которых русские по национальности и мусульмане по вероисповеданию. Один из тех, кто имеет непосредственное отношение к появлению новых этнических мусульман - Роман Чеботарев из 5101 группы. Дочерей его зовут Асия и Марьям. С рождения девочки, которым сейчас 4 и 5 лет, не видели иного образа жизни, кроме исламского. Еще недавно они приветствовали всех гостей семьи словами "Ас-салам уалейкум!", но по мере прибавления годков стали осознавать, что не все в этом мире совершают намаз и поклоняются единому Всевышнему Богу, что люди бывают разных национальностей. Иногда девочки уточняют, спрашивают отца: "Папа, тетя Оля - "ас-саламалейкум" или "привет"?"
Бабушке папы они говорят "Здравствуйте!". Восемь лет назад, когда Роман Чеботарев из города Энгельс Саратовской области пришел в ислам, бабушка была единственным членом семьи, отрицательно воспринявшим религиозный выбор внука.
- Ты предал Христа, - говорила она.
- Нет, в исламе я стал любить его еще больше, - отвечал внук.
- Ты предал нас, свою семью.
- Нет, люблю вас еще сильнее...
В ислам Роман Чеботарев через христианство, решив прочитать "для спортивного интереса" Коран в переводе Крачковского.
Асия и Марьям Романовны Чеботаревы с отцом
- Я легко вошел в ислам, мне не надо было ничего менять, кроме как выполнять столпы веры, - рассказывает он. - Свинину и так я никогда не ел. У меня просто другой вкус. Я и сейчас баранье сало не ем. В ночные клубы я и так не ходил, спиртным не баловался. Мне было легко войти в ислам, потому что дунья меня не держала, мне было нечего терять, не от чего отказываться. У меня был свой образ жизни, в исламе я просто сделал его более совершенным. Жена раньше меня пришла в ислам, мы поженились уже будучи мусульманами. Она окончила медресе в Саратове, и сначала подтягивала меня по акиде и фикху, сейчас мы поменялись ролями.
Роман даже не стал брать второе имя (арабо-персидского происхождения), как это зачастую принято у новых мусульман. Принципиально не менял имя, чтобы не отталкивать знакомых.
Всего в группе 5101 пять русских мусульман. На курс ниже учится Александр Лихачев, мариец, о котором также можно писать отдельное произведение. Парня изгнали из родного дома в Мари Эл, когда он принял ислам. Александр уехал в Казань, дневал и ночевал в салоне машины, занимаясь частным извозом. Познакомился с местными мусульманами, которые поддержали его в трудную минуту. Постепенно в семье смирились с его выбором. Теперь Александр по выходным возит друзей по РИУ в свою деревню погостить и попариться в марийской бане.
Александр Лихачев (в центре) говорит, что среди народа Мари Эл тоже растут этнические мусульмане
С началом заочной сессией столовая на первом этаже здания РИУ перешла на шестидневный режим и увеличила время работы, но тем не менее редко в какой из комнат вечерами не готовят горячий ужин. Электроплиты в общей кухне в это время всегда заняты. В начале сессий народ все больше дискутировал о мавлиде, "белых пятнах" истории ислама в России, салафизме.
- Когда я был ваххабитом, я ходил и рвал цветы, чтобы люди не любовались ими, - эмоционально рассказывал Ильфак из Буинского района Татарстана.
Сейчас Ильфак называет себя суфием, общается по интернет с шейхом из Пакистана и практикует новые формы зикра. У Руслана из его комнаты два высших образования - юридическое и экономическое, он практикующий адвокат, и в душе историк.
- Булгары приняли подданство багдадского халифа, потому что им нужна была "крыша", чтобы хазары не доставали, они были мусульманами задолго до приезда ибн Фадлана, - популярно рассказывает он.
Вторая неделя обучения прошла незаметно и тихо. Народ был больше занят сдачей экзаменов и зачетов, уже не было гула возле комнат и в коридоре, и только из комнаты хафизов почти круглосуточно звучали аяты Корана.
Студентов в исламском вузе с каждым годом становится больше, и мечеть "Энилар" уже с трудом вмещает народ. На джума забиваются все лестничные площадки и ступеньки мечети. В последнюю пятницу, пока один из братьев находился в душевой и брал полное омовение, парни из его комнаты ушли в мечеть, чтобы заранее занять места, и второпях забрали с собой ключи от комнаты. Пришлось ему метаться по коридору, покрыв аурат (тело) мокрым полотенцем, пока соседи не заметили и не дали одежду.
Намазы в "Энилар" иногда ведут учащиеся школы хафизов при РИУ, в основном молодые таджики и узбеки - граждане России, чьи отцы приехали в российские города в постперестроечные годы и пустили там корни. География РИУ весьма обширная - Белоруссия, Украина, республики Средней Азии, ну и естественно, подавляющая большинство - российские регионы.
Заочник Али из Махачкалы в прошлом учился в Медине. Он один из тех в общежитии, к кому бегут новички за подмогой по арабскому языку. Не дают покоя также палестинцу Абдул Фаттаху с моей группы. Это ему не нравится.
- Э-э, почему сам не учишь, это же тебе нужно, а не мне, - горячится он.
Мавлид для заочников РИУ в доме дружбы народов Татарстана
Имам Нурислам Касимов (4 курс) из Кировской области поступил в Казанское РИУ, после окончания Уфимского РИУ. На прежнем месте учебы давались только религиозные познания, говорит он.
Учебная программа исламского вуза Казани включает гуманитарные дисциплины светских вузов. В РИУ - 82 преподавателя, среди которых мэтры научного мира Татарстана - доктор политических наук Рафик Мухметшин, доктора исторических наук Ринат Набиев (экс-председатель совета по делам религии Татарстана), Файзулхак Ислаев. Кстати, в одной из групп заочного отделения учится целый кандидат наук. Спрос на теологические знания, на исламское богословие, растет с каждым годом. Будущим летом готовится подавать документы для поступления в РИУ еще один кандидат наук.
Третья неделя учебы, а вместе с ней и зимняя сессия, подходят к концу. Уже в эти выходные общежитие примет студентов очного отделения.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

 

источник: islamnews.ru