Образ пророка Мухаммада в произведении Суфи Аллаяра «Сљбател-гаќизин»

06 августа 2012 года 09:19

Суфи Аллаяр (1616-1713) — известный поэт, ученый, философ, крупный суфийский деятель XVII – XVIII веков. Литературное наследие поэта включает в себя такие произведения как «Михзанел-мотыйгыйн» («Сокровищница верующих»), «Морадел-гарифин» («Цель познавших истину»), «Мђслђкел-моттђкыйн» («Путь благочестивых»). Эти книги были изданы в Казани, Москве, в городах Средней Азии и пользовались большой любовью среди самых различных слоев населения.

Однако произведение, по-настоящему взыскавшее славу Суфи Аллаяру в литературном мире, это, несомненно, «Сљбател-гаќизин» («Стойкость слабых»). Несмотря на то, что эта книга была написана автором далеко за пределами Среднего Поволжья, а именно: на территории Средней Азии, она стала одной из самых любимых книг татарского читателя. В рукописных фондах нашей страны имя Суфи Аллаяра представлено многочисленными списками этого произведения. «Сљбател-гаќизин» — одна из первых печатных книг, изданных в Казани. Она увидела свет в 1802 году, почти на сорок лет раньше легендарного в тюрко-татарском литературном мире произведения «Кыйссаи Йусуф» поэта Кул Гали и распространялась большими тиражами вплоть до начала XX века.

«Сљбател-гаќизин» — литературный памятник религиозного характера. При написании произведения автором был использован самый обширный материал, представленный учением ислама: свод сведений из истории мусульманства; представления о Едином божестве — Аллахе; рассказы о происхождении и устройстве мира, сотворении человека; предания о пророках; сказания о легендарных личностях, мудрецах и героях; морально-этические поучения и наставления — все основные догмы и постулаты мусульманской религии были преподнесены поэтом в интересной, понятной, легкозаучиваемой, привлекательной художественной форме, чем и был предопределен успех этой книги.

С рождения ислама прошло более четырнадцати веков, и на протяжении всего этого времени учение о пророке и пророчестве остается одной из главных тем мусульманского богословия. Все усердия верующего в Аллаха будут сведены на нет, если тот не признáет пророческой миссии Мухаммада, а именно: ниспослание через него откровений Всевышнего, то есть текста священной книги мусульман — Корана, давшей начало всей мусульманской религии. Тема пророка — одна из излюбленных тем священного Корана: «Он — тот, который послал Своего посланника с прямым руководством и верой истины, чтобы дать ей перевес над всякой верой; довольно Аллаха как свидетеля!» (48:28)*; «Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных, милостивы между собой» (48:29).

Суфи Аллаяр на протяжении всего произведения обращается к личности Мухаммада. Автор повествует о нем как о главной фигуре в истории ислама, подарившей людям священную книгу мусульман — Коран. Используя яркие эпитеты, Суфи Аллаяр восхваляет идеальный образ пророка, воспевает его родных, друзей, сподвижников. Поэт сравнивает Мухаммада с драгоценным камнем, называет его падишахом справедливости и терпения. Куда бы ни ступала нога пророка, там вырастали цветы, а белое облако, сопровождавшее его, прикрывало посланника своей тенью, — говорит автор.

Уважение и любовь к посланнику Аллаха поэт выражает используя описательные словосочетания или, как принято называть их в теории литературы, перифразы (от греч. Periphrasis — иносказание) — один из разновидностей тропов в стилистике и поэтике, заменяющий обычное слово (или имя) описательными формулами. К примеру, Суфи Аллаяр вместо «пророк Мухаммад» применяет такие выражения как: «предводитель религии» («дин юлбашчысы»), «падишах справедливости» («дљреслек падишаџы»), «кладезь тайн» («сер иясе»), «повелитель пророков» («нђбилђр падишаџы»), «государь святых» («изгелђр солтаны»), «океан тайн» («серлђр дићгезе»), «падишах терпения» («сабырлык падишаџы»), «друг Аллаха» («Ходаныћ дусты»), «падишах Мираджа» («Мигъраќ шаџы»), «повелитель племен» («кабилђлђр падишаџы»), «венец пророков» («нђбилђр таќы»), «лучина религии» («дин чырагы»), «предводитель вселенной» («галђм юлбашчысы»).

Суфи Аллаяр восхваляет родственников и сподвижников Мухаммада, в числе которых: Фатима — особо почитаемая среди мусульман дочь Мухаммада и жена его двоюрдного брата 'Али, который после смерти пророка стал, как известно, четвертым праведным халифом; Хасан и Хусейн — сыновья Фатимы и 'Али, внуки посланника Аллаха; Зобейр, как пишет А.Е.Крымский, родственник и Мухаммада, и его жены Хадиджы [2; с.71], сподвижник пророка; Талиха и Габдеррахман — одни из самых близких союзников Мухаммада; Абу-Талиб — отец халифа 'Али, дядя посланника, взявший пророка на воспитание после смерти своего родного брата Абдаллаха — отца Мухаммада. Как известно из истории ислама, Абу-Талиб умер язычником, так и не приняв мусульманской веры, но, несмотря на это, с уважением относился к святому делу пророка Мухаммада — распространению ислама, был верным покровителем своего племянника.

Повествуя о родственниках посланника, Суфи Аллаяр упоминает и о яростном противнике ислама и пророка Мухаммада — Абу Лахабе. Абу Лахаб — дядя Мухаммада, младший брат Абу Талиба. Как гласит история ислама, в 619 году, после смерти последнего, старейшиной рода Хашим, к которому принадлежал Мухаммад, становится Абу Лахаб. И если до этого пророк находился под покровительством благосклонного к нему Абу Талиба, то теперь Абу Лахаб, нежелавший отречься от веры своих отцов, начинает активно препятствовать пророку Мухаммаду, который, несмотря ни на что, обеспечил триумф своему учению еще при жизни. На Абу Лахаба обрушиваются проклятия и в 111- й суре Корана: «Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал! Не помогло ему его богатство и то, что он приобрел. Будет он гореть в огне с пламенем» (111:1-3).

В 621 году в 27-ю ночь месяца Раджаб пророк Мухаммад совершил ночное путешествие — мирадж (араб. восхождение, вознесение) из Мекки в Иерусалим. В одно мгновение приобретя чудесные свойства, пророк вознесся на небеса, где, явившись к небесному престолу Аллаха, воочию увидел Его, узрел рай и ад и множество других чудес. По мусульманской традиции, ангелы рассекли Мухаммаду грудь и очистили его сердце. Это путешествие произошло мгновенно, ведь как гласит предание, когда пророк вновь вернулся домой, его постель еще не успела остыть, а из опрокинутого при отправлении в путь кувшина не успела вытечь вода. Посланник говорил с Аллахом и именно в эту ночь Всевышний велел мусульманам совершать пять ежедневных молитв в определенное время суток. Мекканцы не поверили рассказам пророка, и Аллах еще раз показал ему, вставшему на ограду Каабы, Иерусалим, и он мог подробно описать город соплеменникам. Этот день и сегодня отмечается правоверными как религиозный праздник. Мирадж — один из самых популярных сюжетов мусульманских авторов, которые красочно описывали детали чудесного путешествия. 17-я сура Корана так упоминает об этом событии: «Хвала тому, кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений. Поистине, Он — всеслышащий, всевидящий!» (17:1). В произведении «Сљбател-гаќизин» также описывается чудесное путешествие пророка Мухаммада:

(Мухаммад был венцом пророков,

И подарил ему Аллах ночь Мирадж.

Из мечети неприкосновенной в мечеть Аль-Аксу

Путешествие пророка нам известно из аята).

Светлый образ пророка Мухаммада стал объектом восхищения многих поколений поэтов и писателей. На протяжении столетий крупные исламоведы различных национальностей и конфессий, проживающие на разных континентах Земного шара, посвящали свои научные труды ключевой фигуре в истории ислама и человечества — пророку Мухаммаду. Мальчик-сирота, за два месяца до своего рождения лишившийся отца, в шесть лет потерявший мать, в отрочестве на собственном опыте испытавший нужду и лишения, на сороковом году жизни понявший, что он пророк и посланник Аллаха, в первые годы своей пророческой деятельности столкнувшийся с яростным сопротивлением и притеснением со стороны соплеменников и сумевший сплотить вокруг себя окружение лишь из нескольких десятков последователей, преимущественно из родственников и близких, а к концу своей жизни превратившийся в крупнейшего политического и религиозного авторитета, когда племя за племенем принимало ислам, когда даже прежние враги и гонители признавали новую веру, когда военные походы, организованные Мухаммадом, вышли за пределы Аравии и за короткий промежуток времени было построено теократическое государство — Халифат, сумел доказать, что Аллах — есть и един, что он сам — пророк, а Коран — Слово, ниспосланное самим Аллахом. Мусульманская религия одержала торжество еще при жизни самого пророка Мухаммада — сына Абдаллаха, а впоследствии превратилась в одну из трех мировых конфессий, наряду с христианством и буддизмом. Сегодня религиозным единством связаны миллионы мусульман, и каждый из них благоговейно почитает память последнего пророка.

Резеда Абызова,

кандидат филологических наук

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

"Мы разные, но мы способны жить вместе..."

В Казани ислам и православие сделали еще один шаг навстречу друг другу. В Казанском федеральном...

24 ноября 2014 года 13:31

От СССР — к России, от атеизма — к религиозности

Муфтият Татарстана, озабоченный ростом разводов, поставил перед властями вопрос о формализации...

12 ноября 2014 года 10:22
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей