Всемирный конгресс татар в 2005 году пригласил соотечественников из-за рубежа учиться в высших учебных заведениях Татарстана. Среди приехавших - Рифкат Фахретдин из Синзянь-Уйгурского автономного округа КНР, ныне выпускник факультета кино и телевидения Казанского государственного университета культуры и искусств. Он рассказал об одном из важнейших аспектов жизни мусульманской уммы в Китае - доступности халяльных продуктов питания.
В Синзяне, где я родился и вырос, проживает около 15 миллионов человек. Это уйгуры, исповедующие ислам, китайцы и небольшое количество татар. Я не могу сказать, что все уйгуры читают пятикратный намаз. Но подавляющее большинство уйгур, в том числе и молодежь, искренне верят в Аллаха, соблюдают требования ислама, читают 5-кратный намаз, не употребляют в пищу харам, свинину. Татарам в Китае удалось сохранить исламские традиции, нравственность, почитание старших, уважительное отношение к родителям, во многом благодаря уйгурам. Зайдя в уйгурское ашхане, кафе, бистро, я могу поесть без сомнений в халяльности блюд. Уйгуры вообще не употребляют нехаляльную пищу, свинину. Закалывая скот, произносят слова такбира, посвящения Аллаху. Они обижаются на вопрос о халяльности предлагаемой ими еды: «За кого ты меня принимаешь?»
В Татарстане, будучи приглашенными в гости, на различные встречи, оказывались в непростой ситуации, когда нас угощали нехаляльной пищей. Теперь, находясь в гостях, я уточняю халяльная ли это еда. В столовой – уточняю у поваров. В магазинах, которые содержат уйгуры, продукты питании только халяльные.
Во многих городах других провинций Китая есть мечети, а рядом – магазины, столовые, кафе. В мегаполисах - Пекине, Харбине, Шанхае есть казахские, уйгурские, турецкие ашхане. Конечно, есть вероятность, что можно в каком-либо населенном пункте, удаленном от больших городов не найти халяльных продуктов. Правительство Китая относится к исламу уважительно, не вмешивается в дела мусульман, некоторые государственные предприятия выпускают халяльную продукцию. Кроме уйгур, в стране живут представители другой народности – дунгане. Они разговаривают на китайском языке, будучи сами мусульманами-суннитами. Архитектура их мечетей напоминает традиционные китайские пагоды. Хутбу тоже читают на китайском.
Хотелось бы пожелать татарстанцам, чтобы продукция, соответствующая стандарту «Халяль», продавалась во всех магазинах республики, а ее ассортимент был шире.
Записал Фарид Батыршин
www.e-umma.ru