string(55) "http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1236.html"
25.06.2012 15:12

Мусульманское образование в жизни общества и государства играет ключевую роль. От того, каким оно будет, зависит будущее мусульманского сообщества. На сегодняшний день система мусульманского образования состоит из трех сегментов: начальный, средний и высший. Касаясь истории, можно сказать, что система образования у татар-мусульман возникла уже X веке на территории Волжской Булгарии.

Однако, вследствие различных войн, нашествий и насильственной христианизации система образования мусульман претерпела серьезные изменения и не в лучшую сторону. Практически единственной формой получения мусульманского образования оставались мектебе (начальные примечетские школы) и медресе (средние). Однако даже в столь сложные времена начальное образование не перестало существовать. Население собиралось в домах у знающих мулл.В период правления императрицы ЕкатериныII мусульмане получают свободу в исповедовании своей религии. После указа императрицы о свободе вероисповедания начинают строиться мечети, а вместе с ними появляются и медресе. Как и в XVIII-XIX веках наиболее авторитетными местами получения мусульманского образования оставалась Бухара в Средней Азии. После того как человек завершал свое обучение в Бухаре, он возвращался к себе и становился мударисом или открывал свое медресе и был дамеллой.На территории Советского Союза медресе Средний Азии в Бухаре «Мир Араб» и в Ташкенте исламский институт им. Имама ал-Бухари оставались единственными местами, где можно было получить мусульманское образование. Однако еще в конце XIX века Ш. Марджани, побывав в Бухарском медресе, был сильно расстроен системой и методами преподавания. Данные факты указывают на то, что у татар не было перенятой (заимствованной) системы мусульманского образования, а всегда была своя. Безусловно, было некоторое влияние и Среднеазиатской Бухарской школы, но оно было ограниченным. Татарские ученые XVIII-XX вв. осознавали, что система образования не может быть скопирована, откуда-то, они искали свою собственную модель мусульманского образования.

С падением советского режима начался процесс бурного возрождения духовности. В некоторой степени этот процесс можно назвать даже хаотичным, так как с разных стран двинулись миссионеры и вместе с финансами привозили свою идеологию. В начале 90-х годов мусульманское духовенство не имело четкого представления,какой должна быть система мусульманского образования в России. На сегодняшний день и духовенство и государство понимает какую важную роль играет качественное мусульманское образование. Идет постепенное выстраивание ее ступеней.

В этом плане начальный сегмент представляет собой очень значимый элемент в системе мусульманского образования, так как именно при мечетях свое первое обучение в области Ислама получают не только дети, но и взрослые. На сегодняшний день состав учащихся начального уровня мусульманского образования довольно разнообразен. Всего на начальном уровне по Республике Татарстан за 2011-2012 учебный годобучалось свыше 10 тысяч человек. Если посмотреть их количество в 2010-2011 гг., то оно увеличилось почти в два раза.Учитывая, что начальное образование действует при мечетях, а их в Татарстане около 1400 и практически в половине из них ведется обучение. Самыми крупными районами по количеству учащихся можно назвать следующие: Арский (свыше 1500 человек), Бугульминский (830 человек), Набережночелнинский (2211 человек) и Казань (более 2000). В процентном соотношении женщины из числа всех учащихся составляют 65-70%, мужчины, соответственно, 30%. Количество учащихся школьного возраста (от 7 до 17) составляет 10-15%. Большинство учащихся (50%) на начальном уровне составляют мужчины и женщины от 30 до 50 лет (т.е. рабочий класс), 35% составляют люди пенсионного возраста и 15% - дети.

Также вызывает интерес преподавательский состав примечетских курсов. В  2011 году их численность составляла 920-940 человек, а к 2012 году их количество составляет около 880-890 мугаллимов по Татарстану. На данных курсах примерно преподают имамы (35-40%) и просто преподаватели (60-65%), которые получили религиозное образование в медресе или также отучились на этих же курсах. Статистика учета количества преподавателей и учащихся позволяет сделать кое-какие выводы. Первое – это то, что количество учащихся продолжает с каждым годом расти. Однако количество преподавателей остается практически таким же, а в некоторых местах даже уменьшается. Оно и понятно, так как на таких курсах преподают либо сами имамы, либо люди пожилого возраста, находящиеся на пенсии. Из-за отсутствия какого-либо финансирования молодежь туда практически не идет. Есть случаи, когда наиболее обеспеченные мухтасибаты платят таким преподавателям зарплату.

В 2011 году отделом науки и образования ДУМ РТ были подготовлены и выпущены программы для одногодичных и трехгодичных курсов, а также программы для проведения летних лагерей, что должно существенно повлиять на систематичность начального образования. Организовано совещание преподавателей примечетских курсов в республиканском масштабе, где обсуждались наиболее значимые проблемы. Эти шаги также свидетельствуют о том, что духовенство РТ начало уделять внимание начальному сегменту образования.По мере возможности ДУМ РТ старается обеспечивать мухтасибаты данными программами.

Айдар Карибуллин

www.e-umma.ru