В столице Татарстана состоялся V Международный симпозиум «Исламская культура в Волго-Уральском регионе».
Организаторами мероприятия, который проходил в Казани с 9 по 12 июня, выступили Научно-исследовательский центр исламской истории, искусства и культуры (IRCICA) при ОИС (OIK), Российский исламский университет, Центр исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан и Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ.
В начале работы научного форума с приветственным словом к участникам обратились генеральный директор научно-исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (IRCICA) при ОИС (ОIK) Халит Эрен, Президент Академии наук Республики Татарстан Ахмет Мазгаров и ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.
После торжественных речей Халит Эрен вручил Ахмету Мазгарову расписную турецкую тарелку поблагодарив таким образом Президента татарстанской Академии наук за участие в организации симпозиума.
В рамках форума состоялось заседание нескольких секций: «Религия», «Культура – Цивилизация - Архитектура», «Язык и литература», «Реформаторство – Религиозное обновление», «Издательское дело - Политика – Путешествия», «Экономика и право», «Образование», «Суфизм».
Как и большинство конференций, посвященных теме ислама и татарской истории, одной из самых обсуждаемых проблем на ней стал вопрос дореволюционной борьбы кадимизма и джадидизма. Символично, что один из первых и один из самых последних докладов конференции были посвящены данной теме.
В частности, выступавший в самом начале симпозиума директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов отметил, что большой проблемой современной татарской религиозной идеологии стало увлечение кадимизмом. Однако, как рассказал, Хакимов в 19 веке именно кадимизм оказался причиной отсталости татарского общества, а сами кадимисты активно занимались доносительством в сыскные службы империи и активно сдавали неугодных им мусульман властям. «У нас в архивах имеется множество подобных доносов со стороны кадимистов, однако мы их не публикуем, поскольку живы их потомки, которым бы это было очень неприятно», - отметил Хакимов. По мнению директора Института истории татарская культура это и есть джадидизм. Выступавший в заключительной части симпозиума Валиулла Якупов оппонировал Рафаэлю Хакимову отмечая, что джадиды сами активно занимались доносительством и особенно это касается советского периода истории. Кроме того, по мнению, Якупова разделение татарских дореволюционных богословов на кадимистов и джадидов и вовсе является относительным.
Помимо обсуждения вопроса джадидизма и кадимизма среди выступлений, представленных на конференции, были доклады, посвященные роли и значению Оренбургского магометанского собрания, состоянию ислама у татарского населения страны в советские годы и на современном этапе, татарской богословской мысли, влиянии татарской национальной буржуазии на развитие религиозного образования, османо-золотоордынским отношениям и многое другое.
На конференции принимала участие многочисленная делегация из Турецкой республики. Профессор из университета Анкары Несими Языджы в своем выступлении высказался о том, что крайне важно понимать, что именно Волжская Булгария была первым тюркским государством, где ислам официально был принят как государственная религия.
Помимо работы на научных секциях симпозиума 10 июня участники конференции приняли участие в ежегодном торжестве, приуроченном к годовщине принятия ислама в качестве государственной религии в Волжская Булгария.
"Ислам портал"