string(55) "http://dumrt.ru/ru/articles/mm-islam/mm-islam_1247.html"
06.06.2012 14:49

Избрание известного татарского ученого, ректора Российского исламского университета (РИУ) Рафика Мухаметшина новым председателем Совета по исламскому образованию вызывает оптимизм у экспертов. С новым ректором они связывают улучшение в сфере исламского образования.

Исламское образование в России нуждается в кардинальном системном реформировании, и Рафик Мухаметшин может сыграть в этом значительную роль, полагает известный общественный деятель, глава Научно-издательского центра "Ладомир" Юрий Михайлов. "На мой взгляд, образовательный уровень определяется ролью выпускников исламских вузов в жизни нашего общества, – отметил эксперт в беседе с ИА IslamNews. – Исламское образование в России существует более 10 лет, и кого мы знаем из тех выпускников? Они должны воздействовать на наше общество получив диплом гособразца. Если о выпускниках окончивших вузы за рубежом говорят, что им трудно приспособиться в России, то что мешает нашим российским дипломированным специалистам?! Мы не видим и не слышим их. У меня иной раз возникает сомнение в том, высшее ли образование они получили или окончили медресе".

По его мнению, выпускник исламского вуза должен быть образцом, потому как ислам это религия авангардного человечества. "Что такое авангард в современном понимании? Это передовое научное знание о жизни общества, и те, кто ассоциируется с исламом, должны быть носителями этих

знаний – реформаторами, как принято сейчас говорить", – пояснил собеседник агентства.

"Надеюсь, что с приходом на пост руководителя Совета по исламскому образованию Рафика Мухамедшина, которого я знаю, как очень активного человека, ученного, уровень российского исламского образования повысится и произойдет реформирование всей его системы, принципиальное изменение преподавания", – добавил он.

Заведующий Кафедрой регионоведения и исламоведения Казанского федерального университета Ренат Беккин признался, что о назначении Рафика Мухаметшина на пост председателя узнал от корреспондента ИА IslamNews.

"Я на собственном опыте знаю, что, к сожалению, не все затеянное бывает возможно осуществить, мешают часто бюрократические препоны. Но Мухаметшин – человек энергичный, деловой, – сказал Беккин. – Если все будет зависеть от него, то ему удастся многое сделать для российского исламского образования".

Совет по исламскому образованию – орган, который призван навести порядок в системе исламского образования России, напомнил директор Международной исламской миссии Шафик Пшихачев. "При наличии в России более 70 духовных управлений и 4-х региональных объединений мусульман существует достаточно большой организационный разброс. В таких условиях Совет по исламскому образованию формировался для того, чтобы выстроить его единую систему, обеспечить общеобразовательное пространство", – отметил Пшихачев.

Отсутствие такого пространства, по мнению собеседника агентства, негативно сказывается на качестве образовательного процесса и получаемых исламских знаний.

"Если по закону религиозные организации могут существовать автономно и объединяться или разъединяться в зависимости от интересов, то такую вольность в создании учебных заведений, по моему мнению, допускать нельзя. Образовательная система должна быть единой под единым руководством. К сожалению, сейчас различные учебные заведения, подчиненные разным муфтиятам без согласования отправляют на учебу заграницей. Из-за этого возникают определенные проблемы. Кроме того, необходимо централизовать финансовую помощь исламскому образованию,

установить связи со светским учебными заведениями", – сказал глава организации.

"Назначение Рафика Мухаметшина, которого знаю давно, считаю положительным фактором. Он является адекватным человеком, профессионалом, имеющим хорошее светское образование, неплохо разбирающегося в состоянии дел в системе", – сказал Шафик Пшихачев.

С этим мнением согласен председатель Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов, по словам которого, "хотя основным фактором развития мусульманской образовательной сферы является системное научно-практическое сотрудничество с исламскими университетами мусульманских стран, частые поездки молодежи в страны арабского мира для получения образования не привели к должному результату". "Они обучались несистемно, хаотично, бесконтрольно, что привело, с одной стороны, к невостребованности на Родине, и, как следствие, к радикальным проявлениям. Российские религиозные деятели к нравоучениям новоиспеченных "улемов" отнеслись недоброжелательно, стали жаловаться чиновникам на их посягательства. Тогда появилась идея "традиционного ислама", отвергающая образование в мусульманских странах. Между тем, любое эффективное развитие, особенно в научной области, основывается на обмене современными знаниями и достижениями, чего сегодня крайне не хватает российским исламским образовательным учреждениям. Эту задачу Рафику Мухаметшину будет необходимо решать в числе приоритетных", – подчеркнул общественный деятель.

Позитивно восприняли назначение Мухаметшина и мусульманские религиозные деятели. Глава РАИС Мухамад Рахимов отметил, что "Мухаметшин – очень компетентный и образованный человек, имеющий достаточно богатый академический опыт, написавший множество научных трудов, и мы от имени РАИС только приветствуем это назначение и желаем ему успеха в работе".

В то же время, характеризуя нынешний уровень исламского образования в России, собеседник агентства обратил внимание на "большую нехватку кадров, как в центре, так и в регионах, особенно в области богословия, различных исламских наук". Недостаточно компетентны, по его словам, и те кадры, которые возвращаются из-за рубежа, пройдя там обучение. А российские образовательные исламские учреждения, к

сожалению, "пока что не отвечают в достаточной степени насущным потребностям российской мусульманской уммы".

Глава координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев полагает, что Мухаметшина "назначили на эту должность потому, что он соответствует этому месту". Что касается исламского образования в стране, не все так плохо, уверен Бердиев. "Сказать за всю Россию сложно – везде все по-разному, обучают в исламских университетах, кто как может – зависит от преподавательского состава. Но, на мой взгляд, в целом наши исламские учебные заведения готовят вполне компетентных специалистов, на высшем уровне. Вот раньше были проблемы – приходилось заниматься исключительно самообразованием. Но сейчас явно наметилось движение вперед, вузы выпускают профессионалов. Главное, чтобы каждый на своем месте делал то, что должен, и тогда все будет в порядке", – подытожил собеседник ИА IslamNews.