Журналистам об исламе

01 июня 2012 года 16:21

29 мая Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям совместно с «Центром толерантности «Поволжский мир» провело третий обучающий семинар по освещению межэтнической и межконфессиональной тематики для сотрудников телевизионных, печатных и электронных СМИ. Темой очередного мероприятия  стал «Ислам». Семинар был организован в соответствии с пунктом 208 Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Татарстан от 9 апреля 2012 года.

Докладчиками на семинаре выступили: заведующий кафедрой политической истории Казанского федерального университета Набиев Ринат Ахметгалиевич, ассистент кафедры политической истории Казанского федерального университета Нафиков Ильсур Закирзянович и директор АНО «Институт социальных исследований и гражданских инициатив, старший научный сотрудник отдела этнологии Института истории Академии наук РТ Сагитова Лилия Варисовна.

Сквозной темой всех докладов было адекватное отражение реальной действительности и положения мусульманской уммы на территории Республики Татарстан средствами массовой информации. Были рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкивается журналист при интерпретации того или иного события в умме. Специалисты рассказали журналистам об основах ислама, основных правовых школах – мазхабах, о новых течениях в исламе и о государственной политике, которая проводится для предотвращения распространения деструктивных течений на территории РФ.

Ильсур Нафиков остановился на идеологии ваххабизма и отличия этой идеологии от традиционной для нашей территории. Для чего журналистам нужно знать о таких нюансах? Идеология ваххабизма вполне легальна и процветает в такой стране как Саудовская Аравия, однако здесь она сталкивается с традициями, которые веками копились у народов России. Известно, что в Исламе существуют четыре богословско-правовые школы. Основные источники права в этих школах – Коран, сунна, иджма, кыяс, которые являются общими для всех школ (мазхабов). Однако в мазхабе, который очень распространен на территории России – мазхабе Абу-Ханифы, также признается такой источник права, как гуруф-гадат (традиции). Это означает, что если нет четких указаний в первых четырех источниках права по поводу действительного явления, то люди вправе обратиться к своим традициям. Примером такой традиции являются поминальные обряды или Коран-ашу (меджлис, на который собирают людей, угощают их и читают Коран), которые проводятся только у нас. Проблема нетрадиционных течений на территории России заключается в нетерпимости представителей этих течений к традициям, что часто ведет к столкновению молодого поколения, а именно: молодежи, проучившейся в странах, где ваххабизм является носителем иной идеологии, и старшего поколения «бабаев», для которых поминки – часть дани уважения умершему мусульманину.

Было также упомянуто еще одно нетрадиционное течение в исламе, которое направлено против конституционного устройства государства. Это партия «Хизб ут-Тахрир». Основатель этой партии разработал проект собственной конституции, которую на сегодняшний день активно продвигают активисты партии, однако известно, что некоторые пункты этой конституции не только противоречат государственной конституции, но и нормам Международного права, что, естественно, неприемлемо. Поэтому эта партия входит в число организаций, деятельность которых запрещена на территории России.

Ильсур Нафиков также упомянул о течении «Ихван уль-Муслимин», которое на сегодняшний день набирает силы в Египте. Деятельность этой организации так же запрещена в России. Учитывая тот факт, что в Египте начались волнения на межрелигиозной почве в связи с приходом к власти активистов партии «Ихван уль-Муслимин» (в Египте около 30%  коптского, православного, населения), нежелательность перехода нетерпимых к представителям других вероисповеданий взглядов исламистов российским мусульманам вполне ясна.  Присутствующих успокоил Ринат Набиев, который сказал, что толерантность, укоренившаяся в Татарстане в частности, не позволит возникновению подобных проблем в России. Основной проблемой российского общества, по его мнению, является отражение в публикациях некой угрозы, исходящей от ислама. Возможно, журналист имел в виду частный случай, но при многократном воспроизведении этого случая в различных СМИ появляется эффект снежного кома, и одинарное событие начинает восприниматься как целое явление или комплекс явлений, свидетельствующих об усилении активности радикально настроенных мусульман.

«С этого начинается нетерпимость», - заметила по этому поводу Лилия Сагитова. Она привела в пример раскрученную в СМИ тему закрытия медресе «Юлдуз» в Набережных Челнах, после чего, из-за того что журналисты описывали все исключительно в черных тонах, многие мусульманки, ходившие в хиджабах, пострадали от рук невежественных в религии людей, которым показалось, что ношение хиджаба является признаком крайних взглядов девушек-мусульманок. Как социолог Лилия Варисовна посоветовала журналистам не гоняться за сенсацией, а прежде всего думать о негативных последствиях, которые могут возникнуть из-за «красного словца» в какой-либо статье против представителей той или иной религии. По ее мнению, каждый случай нужно рассматривать индивидуально, возможно, человек совершил то или иное преступление не по религиозным мотивам, а журналист пишет о происках сект.

Следующей темой, которая бурно была обсуждена на семинаре, стала тема религиозной терминологии, которая широко используется в СМИ и зачастую неверно.

Ключевым сюжетом в обсуждении стал предстоящий жиен (собрание) в Булгарах. Очень часто при освещении данного события журналисты по своему неведению называют это мероприятие «малым хаджем», что не только превратно понимается читателями, но и сильно дискредитирует духовенство, которое, получается, совершает «малый хадж». Неправильно употребление слова «паломничество», так как мусульманин совершает паломничество только к Каабе, мечети пророка и мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Присутствующий на семинаре представитель аппарата президента РТ подчеркнула, что Булгары посещают, а не совершают паломничество и журналисты должны правильно использовать эти термины.

Любопытно отношение журналистов и собравшихся экспертов по отношению к слову «изге» («святой»), которое также используется при описании самих Булгар и событий, связанных с ним. С теологической точки зрения «святыми» могут быть только места захоронения пророка, святые земли, куда совершается паломничество, места захоронения сподвижников пророка и шейхов ислама. С этой точки зрения, Булгары правомерно могут называться святым местом, ибо там находится место захоронения одного из сподвижников пророка Мухаммада (сгв) Зубайра ибн Джагля, который прибыл на эти земли с еще 2 сподвижниками по поручению пророка в начале VII века. С другой стороны, определение «свято» могут использовать и совсем нерелигиозные люди, которые так описывают свое отношение к событиям, местам и людям. Для татарского народа Булгары являются местом, откуда распространился ислам, это место, как и родной язык, как и самое близкое, как сама родина, являются святыми в сердцах татарстанцев, поэтому использование этого определения вполне правомерно и в данном случае. Собрание в Булгарах по-татарски так и называется – Изге Булгар жиены.

В конце семинара докладчики подчеркнули несколько аспектов, которыми должен руководствоваться журналист при написании статей, касающихся религиозной тематики. В первую очередь нужно учитывать правовой фактор, то есть содержание статьи не должно идти вразрез федеральному законодательству, во-вторых, очень важно осветить предысторию и структуру явления, а не просто обрывочный факт, не связанный ни с чем, целью которого является одно – запугать читателя, вызвать у него отрицательные эмоции, и в-третьих, нужно учитывать человеческий фактор. Очевидцы и участники описываемых событий – обычные люди со своими судьбами, и вовсе не обязательно, что они пошли на тот или иной поступок из религиозных соображений. Вообще, журналистам нежелательно упоминать религиозную принадлежность героев их репортажей и сюжетов, если это мало связано с данным событием, возможно отрицательным,  дабы не бросать тень на религию, которой герой придерживается. В журналистской практике важно конкретизировать описываемые явления или события и избегать обобщений, которые могут негативно сказаться на имидже республики и страны в целом.

Подготовила Гузель Максютова

www.e-umma.ru

 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

ФАДЖР
ШУРУК
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана