Cохранение национальной самобытности как фактор социальной безопасности

14 марта 2012 года 04:42

"Именно религия образует то ядро цивилизации, без учета которого нельзя понять ни историю, ни экономику любой страны".
Важным фактором сохранения национальной безопасности является, на наш взгляд, сохранение национальной самобытности, политической, социальной и экономической культуры данного народа.

На Земле творческими усилиями предшествующих поколений людей разной национальности создано множество уникальных локальных цивилизаций.
Локальные цивилизации (так называются большие регионы Земли национального уровня) – существенно отличающиеся друг от друга по направлению социокультурного развития, идеалам и мировоззрению, и взаимодействующие друг с другом как особые блоки, региональные структуры мировой истории и экономики. Типичными локальными цивилизациями являются Индия, Китай, арабский мир, Западная Европа и, конечно, Россия.
По своему содержанию понятие «локальная цивилизация» близка к понятию «национальная культура». Но следует отметить, что национальная культура включает в себя как материальную, так и духовную культуру. То есть локальная цивилизация – это степень универсализации национальной культуры, духовным воплощением которой является национальное сознание.
Национальное сознание выступает как духовный феномен, совокупность религиозных, философских, моральных, правовых, этических и эстетических идеалов, ценностей и правил. Национальное сознание, основу которого составляет национальная религия, определяет программу политического и экономического поведения человека, оно закодировано в материальных ценностях и закреплено в политических и социально-экономических институтах.
Таким образом, цивилизация предстает как овеществленное национальное сознание, совокупность вещественно-технических и социально-организационных институтов, обеспечивающих определенную политическую, социально-экономическую и духовную организацию общества.
Для политического и социально-экономического развития общества чрезвычайно важно не терять основные духовные цели и не подменять фундаментальные духовные ценности инструментальными (материальными). По отношению к фундаментальным духовным ценностям инструментальные – техника, производство, благосостояние – имеют прикладное значение. С помощью технических и экономических средств общество может обеспечить достижение конечных, высших духовных ценностей. В этом состоит сущность политического и социально-экономического развития и основная цель общественного прогресса.
Однако принятие стратегии общественного прогресса западных стран как универсальной, как магистрального пути, по которому должна идти и Россия, ошибочно. В нем заложены определенные негативные моменты, неприемлемые для нашего национального сознания. Если слепо следовать имеющимся образцам технократического общества, как предлагают нам правые (прозападные) силы, если отказаться от учета национальной специфики мышления и образа жизни, то неизбежно возникновение ряда проблем. Во-первых, происходит технологическое поглощение субъекта производства, машинное рабство, когда человек становится придатком технологического процесса, техническим функционером. Во-вторых, технологический подход к производству вызывает дегуманизацию труда и отчуждение личности работника в процессе его производственной деятельности. Реализовать свою личность он может только в потреблении. В-третьих, дегуманизация труда и массовое потребление разъедают нравственно-религиозные устои человеческой жизни. Это приводит к тому, что человек в духовном плане становится полностью подчиненным массовой культуре, средствам рекламы и массовой информации.
Признаком кризиса цивилизации, построенной на технократическом подходе, без учета национальных особенностей и базовых духовных ценностей, является увеличивающееся число глобальных проблем. Приоритет материальных ценностей над другими, в частности духовными ценностями, есть «нарушение истинного иерархизма человеческого общества, утеря духовного центра». А абсолютизация производственной деятельности и хозяйственной жизни привели к тому, что они стали господствующими над всеми остальными сферами человеческой жизни.
Причина данного кризиса и проблем, вставших перед современным человечеством, лежит не в экономической сфере и не связана с какими-либо пределами экономического роста и материального прогресса. Суть этих проблем связана не с внешними, а с внутренними факторами, а именно, с мировоззрением, сознанием человека, системой его духовных ценностей, которые и определяют цели, содержание и формы его политической и экономической деятельности.
Россия может преодолеть данный кризис, если перестроит свои мировоззренческие установки и приведет в соответствие с особенностями национального сознания и базовых национальных духовных ценностей концепции своего дальнейшего политического и социально-экономического развития; если дальнейшая программа деятельности будет иметь ярко выраженный национальный характер.
Но существует извечный конфликт между традиционными, устоявшимися нормами общественного сознания и живым опытом созревших для самовыражения социальных групп (предпринимателей, акционеров, фермеров, молодежи и т.п.). В политическом и социально-экономическом опыте нового поколения в России проверяется ценность существующих религиозных взглядов, нравственных и этических норм, юридических законов и философских концепций. Выражая изменившийся способ деятельности, видоизменяя новые условия общественной жизни, новое поколение обнаруживает свою гражданскую зрелость, если понимает и принимает ценность того идейного богатства, которое ему достается по наследству.
Однако система национальных духовных принципов, отражающих традиционные общественные отношения, имеет свои преимущества перед незрелым реформаторством молодых разрушителей традиций. Национальная, традиционная система объективна по своей сути, так как отражает необходимые условия жизнедеятельности предыдущих поколений. Поэтому она не исчезает целиком и полностью на последующем этапе развития общества, даже если обнаруживается видимое несоответствие экономических и политических амбиций новаторов. Получаемое духовное и хозяйственно-практическое наследие всегда значительнее преходящего, сиюминутного социально-экономического опыта, да и такой опыт далеко не всегда имеет универсальное значение для развития общества и не всегда является истиной.
Россия не просто страна, это особый мир с собственной целостной системой религиозных, философских, экономических, юридических, художественных идей. Народы, страны, в том числе Россия, могут заимствовать друг у друга достижения в области техники, науки, промышленности, искусства, но системы духовных, социокультурных ценностей адекватно не воспринимаются.
Заимствование чуждых собственному национальному духу западных идей, (таких как экономический индивидуализм, частная собственность на землю, экономический децентризм и др.), которые европейской цивилизацией выдаются за «общечеловеческие ценности», ошибочно, так как они не совместимы с национальным сознанием и, в результате, не могут быть реализованы во всей полноте.
В случае отказа России от национальных начал в экономической, социальной и духовной жизни в угоду идеям западного прогресса, страна пойдет подражательным путем, окончательно потеряв свое «национальное лицо», растворится в унифицированной западной культуре и превратится в западную демократическую республику с отсталой экономикой на задворках Европы. Такое государство будет иметь вненациональный и космополитический характер, что будет чуждо и враждебно России, ее национальному духу.
Какой выход возможен из этой ситуации? Разумеется, возвращение к прошлому невозможно. Общество, экономика должны идти вперед, но как? Не путем полного отрицания либерально-демократических или социалистических идей, а «прогрессивно-охранительным путем», то есть проповедуя движение вперед в области экономики, но с учетом национальных традиций в социально-экономической сфере. То есть охраняя и утверждая национальные традиции и святыни, опираясь на сильную государственную власть, двигать экономику вперед. Необходимо более решительно и твердо проводить экономические и хозяйственные реформы, опережая по их темпам страны Восточной Европы.
Только развиваясь в русле своей национальной самобытности, Россия сможет сохранить свою экономическую, политическую и культурную независимость и добиться положительных результатов.
Идеализация западной цивилизации, объявление ее образцом жизни для всех других народов, абсолютизация ее ценностей, сводит все многообразие мира к схеме, выношенной небольшой частью человечества. Такая «победа» была бы катастрофой для человечества, поскольку остановила бы его рост, уничтожив систему духовных, культурных и социальных балансов, служащих исходным моментом взаимного творческого обогащения и развития различных локальных цивилизаций, стран, наций и народностей.

О.Г. Леонова.
По материалам научной конференции

"Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики".

МГУ. Сорокинские чтения

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

Исламский дизайн

19 декабря 2011 года 16:28

«Джамаат Таблиг» в Татарстане

19 декабря 2011 года 16:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей