Беседа с кандидатом социологических наук, доцентом Лейсан Наилевной Салахатдиновой.
- Уважаемая Лейсан Наилевна, как, на Ваш взгляд, сегодня работают религиозные организации с молодежью?
- Тема работы с молодежью в последнее время стала очень актуальна и это касается не только работы религиозных организаций. Наконец-то мы стали выползать из глубокого кризиса, рожденного в постперестроечное время. Перестали критиковать молодежь, обратились к ней как к социальной силе инновации и перемен. И поэтому к молодежи повернулись и политические партии, организации, движения и, что вполне логично, религиозные организации. Их интерес вполне закономерен. Что касается форм работы с молодежью, мне кажется, их можно классифицировать по разным признакам. Можно выделять и воспитательно-образовательную , пропагандистскую, по искоренению каких-то социальных проблем, но сегодня все-таки будет актуальнее другой вопрос – как не дать молодежи уйти в нетрадиционные религии, как сохранить интерес к традиционным? Проект по динамике религиозности молодежи республики в 2000-е годы, которым мы занимались с коллегами, показал, что нетрадиционные религии и духовно-религиозные практики притягивают интерес молодежи. Как ее не потерять?
Молодежь – это активные люди, интересующиеся, мыслящие, им интересно все, в том числе и религиозные практики. Секты и нетрадиционные религиозные общины на сегодняшний день предоставляют такие возможности для молодежи, которые традиционная религия не может себе позволить. Сегодняшние секты работают в направлении развлечений, чем отвечают современным запросам, находятся, говоря молодежным языком, "в тренде". Традиционные религии пока еще более осторожны в применении новых методов работы с молодежью. Естественно, никто не говорит о том, что нужно играть на гитаре в церкви или мечети. Однако стоит пересмотреть свою позицию в этой сфере и быть в курсе того, чем дышат молодые люди. Радует, когда вижу, что в мусульманской умме этот процесс взяли под контроль – проводятся спортивные, культурные мероприятия. Мне известно о конкурсе исламского граффити, о школе невест. То есть, религиозные организации стали ориентироваться на потребности, и это хорошо. Конечно, можно говорить о том, что истина – одна и когда-нибудь молодой человек вернется к ней – поищет, осмыслит и придет к ней.
- А чем так опасен сей поиск для молодого человека?
- Никто не знает о качестве тех сект, в которые его могут заманить до этого. Это могут быть деструктивные и радикальные организации. Перестройка и 90-е годы практически полностью смыли наши ценности. Мы стали брать эти ценности из Запада и только сейчас стали видеть последствия этого «перенятия». Не надо сетовать на плохую молодежь. Она – дитя того времени.
Традиционная религия – это один из тех институтов, которые помогают в социализации личности. Религиозно подкованная стабильная личность не будет склоняться в сторону радикализма. А это особенно важно в условиях такой нестабильности в общественно-политической жизни страны, как сейчас. Радикальные силы времени не теряют. Они ищут, как на этой молодежной волне разыграть свои карты. Пример, по НТВ была передача о том, как называть граждан РФ – россиянами или русскими. Интересная тема, были и радикально мыслящие и умеренные политики, общественные деятели. Тема была задана, и вдруг в через 10-15 минут разговор переходит на другую тему – ислама и того, что не устраивает в мусульманских традициях или их практических интерпретациях граждан страны. Аудитория разогрелась и стала неуправляемой. Люди перестали мыслить как политики, общественные деятели, они стали мыслить как люди, которых это лично задевает. Вывод – религия это чувствительная тема. И если сегодня эта карта будет разыгрываться, то в будущем будут большие проблемы. Мы живем в многонациональной, многоэтнической и многоконфессиональной стране. Традиционные религии заинтересованы в том, чтобы сохранять стабильность. На самом деле, настоящие верующие люди очень толерантны. Они друг с другом не конфликтуют, так как толерантность, уважение к другой вере заложены в структуре их ценностей. Поэтому так важны традиционные для нашей страны направления религии.
- Уважаемая Лейсан Наилевна, какие методы используют нетрадиционные течения? Может ли традиционные религии их использовать?
- В рамках нашего последнего проекта был использован метод включенного наблюдения, когда мы с коллегами внедрились в одну организацию, занимающуюся духовно-религиозными практиками восточного толка. Они прекрасно используют знания о социально-психологических особенностях молодых людей: это и желание узнать новое (даже адрес встречи был как бы засекречен и передавался непосредственно перед встречей, то есть включался игровой компонент, характерный для многих классических молодежных движений вроде скаутского), самосовершенствоваться, путешествовать, быть свободным, отличным от «серой массы». Как итог – находят свою аудиторию. А при наличии интересного, горящего лидера – по сути харизматика – создается дополнительный фактор привлекательности подобного объединения. Используется также чувственный компонент – влечение к противоположному полу, желание нравиться, элементы прикосновений, массажа с намеком на эротичность, которые миксуются с духовными постулатами. Все это подается как путь самосовершенствования, никак не противоречащий любой религии. То есть получается интересный симбиоз: можешь придерживаться и другой религии, не обязательно восточного толка, а заодно занимаешься духовной практикой. Безусловно, это привлекает молодых людей, поскольку соответствует некоему глянцевому тренду, который сегодня есть в обществе и активно продвигается масс-медиа. Достаточно посмотреть количество альтернативных духовников, колдунов, астрологов, врачевателей душ, которые активно присутствуют в СМИ. Создается ложное ощущение, что это норма.
Естественно, подобные методы пропаганды противоречат ценностям традиционных религиозных течений. Но объяснять молодежи, чем отличаются духовные практики от религии, вести дискуссии, слышать запросы и вопросы молодежи, наверное, стоит. В одном из экспертных интервью один из мусульманских деятелей рассказывал о том, что видел школу йоги, где вместо мантры ученикам предложили проговаривать «Лэ Илэхэ Иллэ Аллаху». И он говорил о том, что у молодежи снимается таким образом барьер страха, что ты можешь уйти из своей религии, с которой ты себя идентифицируешь; вроде как противоречия и нет – ты просто сидишь, выполняешь асану, а мантра обращена к Аллаху. Думаю, эти вопросы стоит поднимать представителям всех традиционных религий в беседах с молодежью, чтобы они были информированы. А дальше – это уже их выбор. Но зато он будет осознанным и основанным на знании.
Что касается духовных практик, сегодня этим увлечены очень многие и нужно отметить, что это уже трансформировалось рядом школ в бизнес, который как бизнес не подается. Он подается как рука помощи молодежи в безумном мире с меняющимися ориентирами, как якорь, который поможет закрепиться. И это работает! В то же время в некоторых из таких школ используются элементы нетрадиционных религий, духовные практики, применение которых требует определенной подготовки, знаний. А во многих случаях все это ложится на чистое, открытое сознание молодого человека, и дай Бог, чтобы эти эксперименты стали лишь частью поиска идентичности, не сломали формирующуюся личность.
- По-Вашему, взаимодействие государства с религией результативно в молодежной политике?
- МЫ живем в светском государстве, но в знаковых для страны событиях и мероприятиях участвуют представители традиционных конфессий. По результатам исследования видно, что сегодня религия не остается в стороне от социума, его проблем, религиозные деятели стараются интегрироваться и с различными общественными организациями, объединениями культуры, в том числе работающими с молодым поколением. Это правильно. В нашем коммерческом мире, с его ориентацией на постоянное потребление, на материальное, очень мало сил, которые хотели бы заниматься молодежью бескорыстно, от души, без социально-нежелательных последствий. Это слабость нашего гражданского общества. И это хорошо, что религиозные организации частично берут на себя эту обязанность.
Традиционная религия использовала и использует те методы, которые отвечают моральному и этическому религиозному кодексу; в то же время необходимо активно интересоваться тенденциями, которые происходят в молодежной среде, чтобы быть в курсе, чтобы вовремя успевать отвечать на их вопросы и, таким образом, давать возможность избегать тех соблазнов, которые потом, повзрослев, многие называют «ошибками молодости».
Беседовала Гузель Максютова
www.e-umma.ru